Вы здесь

Как сохранить ценность книги для подрастающего поколения


Можно ли привлечь современных детей к чтению? Что зависит от родителей? Почему одним интересны приключения литературных героев, а другие зевают над книжными страницами? Пропагандирует ли школьная литературная программа «любовь к чтению»? Ответы на эти и многие другие вопросы искали участники круглого стола, собравшего педагогов, психологов, представителей издательств и детских писателей в общественном пресс-центре Дома печати.


Мозг, который мы не знаем

Специалисты утверждают, что каждые 15-20 лет формируется новое поколение, которое имеет свои особенности, социально-психологические характеристики и взгляды на жизнь. У них общий культурный код и исторический контекст. Да, современная школа имеет дело с поколениями «зумер» и «альфа». Эти два поколения по-разному воспринимают и перерабатывают информацию, а значит, необходимо пересматривать подходы как в обучении, так и в создании детских книг. Незнание детской психологии и возрастных особенностей дошкольников и школьников приводит к тому, что дети не только не хотят читать книги, не умеют выражать свои мысли, но и впоследствии испытывают трудности с усвоением учебного материала.

— Головной мозг человека устроен очень сложно, и его различные зоны «созревают» постепенно, — объясняет заведующая кафедрой общей и медицинской психологии БГУ, кандидат психологических наук, доцент Екатерина Беспанская-Павленко. — Да, в мозгу ребенка к моменту его рождения уже 100 миллиардов нейронов, каждый из которых вступает в тысячи связей с другими. И чем больше впечатлений получает ребенок в младенчестве, тем больше в его мозгу формируется нейронных связей. Именно поэтому очень важно, чтобы в первые годы жизни у малыша было как можно больше ярких эмоций от познания окружающего мира. Это основа для его дальнейшего развития...

Среди специалистов в области неврологии широко распространено предположение, что мозг «зумеров», вероятно, работает не совсем так, как, например, мозг их родителей. И мы ничего не знаем об этом мозге... Ученые из Университета Китайской академии наук в Пекине считают, что префронтальная кора, мозжечок и теменная доля могут развиваться по-разному в зависимости от того, какие раздражители и в каком количестве получает человек. В свою очередь, их американские коллеги обнаружили, что мозг тех, кто постоянно сидит, уставившись в смартфон, активнее реагирует на пролистывание ленты в соцсетях, чем на чтение книги. Смартфон в руках полуторагодовалого ребенка меняет его психологию и влияет на когнитивное развитие. Скоро у нас появится новый человек, но мы не будем знать, как с ним разговаривать, как его воспитывать, как донести до него общечеловеческие и гуманистические ценности. Есть даже новый термин «киберсоциализация подрастающего поколения»...

— А мы предлагаем студентам педагогических специальностей устаревшие схемы, которые уже не работают в детском мире или работают весьма условно, — считает доцент кафедры психологии образования и развития личности Института психологии БГПУ, кандидат психологических наук Александр Полонников. — Это новая ситуация, которая напрямую связана с чтением. Мы имеем дело не только с привычным вербальным мышлением, но и с визуальным. Отмечу, что это другой способ обработки информации. Поэтому методы и приемы, которые мы используем в образовательном процессе, становятся уязвимыми и требуют серьезного осмысления.

Важно не обойти стороной одно очень важное явление. Я заметил, что маленькие дети, выросшие с планшетом в руках, отдают предпочтение цифровым изображениям. Меняется их культурный код. Мы провели интересный эксперимент в минской школе. Детям было предложено нарисовать картинку, а затем рассказать о ней. Так что словесное описание оказалось чрезвычайно сложным для школьников. Происходят культурные изменения, к которым наша образовательная политика не готова...

Поколение Z — это поколение визуалов, требующих «законченной истории» и высокой динамики при ее развитии. Они общаются и потребляют информацию с помощью коротких видеороликов, тегов и мемов. Дети, выросшие в эпоху высоких технологий, иначе смотрят на мир. Их восприятие не является последовательным или текстовым, всю информацию они воспринимают по принципу клипа, тексту они предпочитают графические изображения.

Если предложить современному ребенку длинный текст без картинок, он просто устанет, потому что привык к коротким отрывкам с музыкой и словами. Такое мышление является реакцией на возросшее количество информации, которую необходимо как-то «переварить» за короткое время.

Найти «золотую середину»

Старшее поколение вспоминает, что раньше школьники писали много изложений и сочинений, чего нет в современной школе.

— С этого учебного года было принято решение значительно увеличить количество сочинений, начиная с пятого класса и далее во всех параллелях. Практикуются и учебные, и контрольные сочинения, но проблема не в их количестве, а в восприятии текста, — подчеркивает начальник управления мониторинга качества образования, старший научный сотрудник лаборатории гуманитарного образования Национального института образования Вячеслав Короткевич. — Надо не просто приучать к чтению, а воспитывать вдумчивого читателя. Чтение должно быть осмысленным.

Что касается иллюстраций в книгах, то, по мнению педагога, в определенном возрасте они становятся препятствием для восприятия текста, потому что у учащихся формируются шаблонные образы. Современные дети не умеют переводить текстовую информацию в визуальную и наоборот. «Спросите у ученика, как может выглядеть литературный герой. Он станет описывать вам увиденное на иллюстрации, даже не пытаясь включить свою фантазию, поэтому в иллюстрировании книг должна быть «золотая середина», особенно с учетом возрастной категории, на которую рассчитано то или иное произведение», — подчеркивает Вячеслав Короткевич.

Во всем мире педагоги констатируют, что чтение сегодня отходит на второй план и проигрывает другим способам времяпрепровождения. Есть и такое мнение, что чтение больше актуальное для стран с менее развитой экономикой. Согласно международному исследованию, список стран, где много читают, возглавляет Индия: ее жители тратят на чтение 10 часов 42 минуты в неделю. Японцы, например, тратят на это 4 часа 6 минут. Между прочим, японские исследователи утверждают, что чтение книг ведет к развитию головного мозга и помогает человеку адаптироваться в мире.

Также серьезные международные исследования свидетельствуют, что непопулярность чтения как времяпрепровождения и чтение только ради чтения — так называемое неосмысленное чтение — ведут к эмоциональной неинтеллектуальности.

Недостатки школьной программы

Для того чтобы приобщить детей к чтению, очень важное значение имеет пример родителей и совместное чтение. «Наши дети нас не слушают, они нам подражают», — говорят педагоги. В семьях, где детей воспитывают телевизор и планшет, а родители не вылезают из соцсетей, о любви к литературе говорить не приходится. Между прочим, даже просто наличие в семье библиотеки уже поднимает рейтинг ученика. В международном исследовании РІЅА этот фактор напрямую связан с успеваемостью ученика абсолютно по всем видам образованности: математической, естественнонаучной и читательской.

— Чтение книг, особенно вместе с родителями в младенчестве, развивает у ребенка эмоциональный интеллект, умение понимать свои и чужие эмоции, — подчеркивает психолог Екатерина Беспанская-Павленко. — Родители могут задавать детям вопросы: «Почему герой так поступил?», «Какие могут быть последствия в его поступке?» и другие. Это учит их сопереживанию и анализу различных ситуаций. Очень важно не просто читать книжку вместе с ребенком, а разговаривать с ним, задавать вопросы, чтобы увидеть, какое впечатление осталось от чтения.

— Книга — историческое явление. Для старшего поколения она открывала широкие горизонты, даже когда была выше нашего уровня понимания текста, была чуточку навыраст. А сегодня окном в свет является не только книга, — рассуждает Александр Полонников. — Всю школьную программу по литературе можно найти в аудиоформате. И если ребенок не хочет читать, он найдет способ, как обмануть школу. Многие относятся к чтению как к бессмысленной трате времени. Достоевский — совершенно не актуален для современных школьников. Они не понимают ту действительность, понятия и предметы, которые упоминаются в тексте. Это на самом деле сложнейший текст с большим количеством отсылок культурологического плана. Таким образом школа сама отталкивает учеников от чтения.

Дети с большими трудностями учат наизусть стихи из школьной программы. А почему бы им не дать возможность самим выбрать стихотворение?

Всех интересует, а как же формируется школьная программа по литературе и программа для внеклассного чтения?

— Произведения, которые включаются во внеклассное и основное чтение, проходят серьезный отбор, — уверяет Вячеслав Короткевич. — Во-первых, во внимание берется литературная значимость произведения: он должен быть популярным, иметь литературно-критическую оценку, быть языково совершенным. Самый важный, на мой взгляд, критерий — это проверенность временем. Написанное недавно произведение однозначно не может быть включено в школьную программу. К тому же произведение должно быть репрезентативно для творчества писателя, изучаемого в школе. Еще один критерий — доступность для восприятия. Берутся во внимание и культурные традиции. Так, для белорусских школ всегда будет актуальным включение в программу произведений военной тематики. К отбору произведений для школьной программы по литературе привлекаются специалисты в области педагогики, литературоведы, учителя. Обязательно прислушиваемся мы и к мнению членов Союза писателей Беларуси.

Думать, как ребенок

Так все-таки какой литературой можно зацепить внимание современных детей, особенно подростков? Потому что среди посетителей детских библиотек сегодня преобладают учащиеся младших классов...

— Каждый писатель должен стремиться создать сказочный уютный мир, в котором просто захочется остаться, мир с героями, которым хочется подражать, и тогда книжка будет востребованной и не останется лежать на полке, — делится своими мыслями детская писательница Светлана Бахнова.

Доцент кафедры общей и детской психологии факультета дошкольного образования БГПУ Людмила Финькевич считает, что, во-первых, ребенок должен понимать, о чем написано в книге, а во-вторых, на страницах книги должны присутствовать знакомые ему образы. К тому же в историях для детей важно использовать юмор, ведь они любят его так же, как и взрослые. Маленькие читатели учатся дифференцировать комическое и трагикомическое. Детская писательница Ирина Токарева добавила, что автор, который пишет для детей, должен думать как ребенок.

Что касается подросткового возраста, то, как заметила Людмила Финькевич, здесь немного другие ориентиры. Подростков волнуют отношения между парнями и девушками, общение со сверстниками и родителями, дружба, любовь, жизнь, смерть... В литературе они ищут ответы на вопросы и ситуации, возникающие в реальной жизни. Литература для них — зеркало, в котором они желают увидеть себя и разобраться в себе. А пока ребенка не зацепило, разговоры о том, что «надо любить книгу», что «книга источник знаний», совершенно бесполезны.

Как правило, в подростковом возрасте уже происходит дифференциация читательских пристрастий. Кто-то интересуется исторической литературой, других привлекает приключенческий жанр, фэнтези, психологическая литература... Вот только Вячеслав Короткевич предупреждает: «В последнее время художественная литература уступает место научно-популярной. Мы, взрослые, сами выбираем ее в подарок детям. Но, отказываясь от художественной литературы, мы тем самым обедняем эмоциональную сферу человека».

Трудно не согласиться и с той мыслью, что учитель должен следить за тем, как сегодня развиваются поэзия, проза, драматургия, какие новые имена появляются в литературе. А если учитель сам не читает, ничем не интересуется и не ходит в библиотеку, то как он может побудить к этому детей?

Некоторое время назад группа ученых, в которую вошли антропологи, социальные психологи, культурологи и лингвисты, запустила масштабный, международный проект iGen Project, целью которого было из первых уст выяснить, как видит себя поколение Z. Были затронуты самые разные аспекты: от пользования гаджетами до трудностей в общении с родителями. Однако едва ли не самый неожиданный вывод сделала Эмили Уинтер, исследовательница из британского Университета Ланкастера. По ее наблюдениям, современные подростки пользуются библиотеками совсем не так, как делали это их предшественники. Концепция «книжной кладовой» как тихого уединенного места, где все пропитано дисциплиной и духом академических достижений, очевидно, устарела. «Зумеры» рассматривают библиотеки, скорее, как оживленные коворкинги, куда можно прийти большой компанией, чтобы вместе с одноклассниками сделать домашнее задание и просто обсудить последние новости. Или посидеть в мягком кресле с ноутбуком в одиночестве, но при этом в окружении других людей. Именно такими возможностями сегодня стоит пытаться привлечь юное поколение в библиотеку, а вовсе не шиканьем и заявлениями в духе: «Молодые люди, у нас здесь нельзя разговаривать!»

Надежда НИКОЛАЕВА

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.