Вы здесь

Хвойная «жатва». Самые холодные месяцы года — горячая пора для работников лесхозов


Если вы думаете, что стройные, высокие, чистые и светлые леса растут сами по себе, это большое заблуждение. Чтобы весной и летом нам было где вдохнуть смолистый хвойный воздух, полюбоваться игрой солнечных лучей в зеленых кронах и восхититься «красотой природы», круглый год работают тысячи сотрудников лесхозов. Пора «хвойного жнива» близка к завершению как раз сейчас. К марту-апрелю надо подготовить к посеву крохотные семечки, из которых через десятки лет вырастут многометровые зеленые исполины – сосны, ели и лиственницы.


Заметим, что не росли леса удобными для человека и раньше, когда они еще не были перечеркнуты автомагистралями и разорваны городами. Вряд ли, попав в настоящий «аутентичный» лес, современный человек пришел бы в восторг: непроходимый подлесок, поваленные ветром деревья и прочие естественные явления природы едва ли сделали бы прогулку приятной. В современном мире вся так называемая «дикая природа» одомашнена — требует неустанного внимания и постоянной вдумчивой работы.

— Сегодня на государственном уровне поставлена задача по созданию лесов с улучшенными наследственными свойствами — их должно быть не менее 50% общей площади, — рассказывает заместитель руководителя Государственного опытного лесохозяйственного учреждения «Стародорожский опытный лесхоз» по идеологической работе Владимир Бичан. — А для таких лесов нужны элитные семена. С нашей постоянной лесосеменной плантации площадью 17,8 га шишки мы собираем в первую очередь.

Заместитель руководителя государственного опытного лесохозяйственного учреждения «Стародорожский опытный лесхоз» по идеологической работе Владимир Бичан.

Шишки собирают вручную

Шишки в сезон собирают не только на специальной плантации лесхоза, но и в лесу — правда, не любые. 

— Согласно стандарту, сосновая шишка должна быть не менее 1,6 см в диаметре — поясняет инженер по лесовосстановлению и мелиорации «Стародорожского лесхоза» Валентина Камкар. — Она должна быть неповрежденной, ровной и крепкой.

Инженер по лесовосстановлению и мелиорации «Стародорожского опытного лесхоза» Валентина Комкар.

Сейчас «хвойное жниво» уже завершается. На сбор шишек «брошены» все силы: около 200 человек занимаются этим ежедневно («Все лесники, вальщики, лесорубы», — перечисляет собеседница). Дневная норма на человека — около 20 килограмм. Работа нелегкая, требует внимания и физических сил: как полностью механизировать этот труд, пока еще никто не придумал. 

— Шишки собирают вручную, — рассказывает Валентина Николаевна. — Еще в ноябре на питомнике мы формируем крону так, чтобы сосенки были ниже и шишки проще было собирать. Деревья начинают плодоносить в шести-семилетнем возрасте, когда они еще не высокие.

Сбор посевного материала хвойных пород начинается в конце декабря.

— По плану на 2023 год мы должны собрать 16 тонн шишек сосны. На сегодняшний день уже собрано 26 тонн (в том числе 5,9 тонн элитных семян). Кроме того, мы собрали около 400 кг шишек ели и более 120 кг — лиственницы.

Излишки не пропадут. Во-первых, каждый лесхоз должен иметь трехлетний запас посевного материала хвойных, поясняет Валентина Камкар. А во-вторых, стародорожские сосенки славятся своей стойкостью и жизнеспособностью и пользуются спросом у многих лесхозов нашей страны и соседней России. 

— Уже в этом году мы заключили договор с Октябрьским лесхозом на миллион двести сеянцев сосны, с Буда-Кошелевским — на 500 тысяч. Есть контракты и с российскими лесхозами, — говорит она.

На питомнике, рассказала Валентина Камкар, посев закладывается из расчета 55 кг семян на гектар, а на лесокультурных площадях на гектар необходимо 6600 сеянцев. 

— Поэтому, хотя заготавливают шишки и выращивают сеянцы хвойных практически все лесхозы, многим не хватает. Ежегодно мы продаем по 5-6 миллионов сеянцев сосны. 

На качество семенного материала влияют не только идеальные условия выращивания деревьев (которые обеспечивает плантация). И не только качество шишек, собранных в лесу. Здесь важно буквально все: своевременный сбор, современная переработка и оптимальные условия хранения. 

— У нас всхожесть семян сосны улучшенных сортов (то есть из шишек, собранных на питомнике) составляет 95-96%. Из шишек, собранных в лесу, всхожесть семян — около 90%, — говорит собеседница. 
Она отмечает, что семена до посева проходят строгий контроль: каждый год образец полученного семенного материала лесхоз отправляет на исследование в Республиканский лесной селекционно-семеноводческий центр. Там дают заключение по всхожести и другим параметрам и присваивают семенам класс.

Путь семечка

Собранные и на плантации, и в лесу шишки в больших мешках «приезжают» в шишкосушилку – производственное помещение, где из них получают семена.

– Шишки мы загружаем в барабаны сушильной камеры: одна загрузка составляет 400 килограмм. Из них мы получим около 4 кг семян. Полный цикл до получения семян занимает двое суток, – говорит лесовод Виктория Лошманова. 

Лесовод Виктория Лошманова.

Сушатся шишки при 55 градусах. В результате шишка открывается и оттуда вылетает так называемая «крылатка». В природе семена хвойных снабжены «крылышками», чтобы они падали подальше от материнского дерева и в дальнейшем саженцу хватало питательных веществ и солнечного света. Но «крылышки» ухудшают всхожесть семян, усложняют хранение и посев, пояснили в лесхозе. Поэтому следующий этап – обескрыливание. «Пушистую» массу увлажняют водой с небольшим процентом марганцовки (чтобы исключить вредителей и болезни) и помещают в специальный агрегат – «обескрыливатель», внешне напоминающий стиральную машину. Далее по технологии перемещение семян в обвеиватель – и тяжелое семечко падает в подставленную кювету. Теперь остается просеять семена через сито, в течение двух часов просушить в сушилке и поместить в сухую стеклянную бутыль на хранение, в прохладное сухое место. В таких бутылях, похожих на колбы алхимиков, семена могут храниться до трех лет – их жизненная сила будет «спать», пока ее не пробудит солнышко и весенняя земля. 

Но вообще-то сеять сосенки в Старых дорогах стараются поскорее, «свежими» семенами: уже в апреле собранные сейчас семечки упадут в борозды. Через год-два, совсем махонькими (размером со средней высоты комнатный цветок), их отправят «на ПМЖ» в стародорожские леса. А может быть, их ожидает и более дальнее путешествие – в другие регионы нашей страны или даже за ее пределы.  

— Хорошо приживаются однолетние сосенки, — поясняет Валентина Камкар. — Двухлетние — сбрасывают хвою вплоть до верхушечной почки, но вновь обрастают следующей весной. Трехлетние саженцы сосны на новом месте приживаются не слишком охотно, могут подсыхать. Сосна — культура достаточно хрупкая и капризная. Вот саженец ели можно и в три, и в четыре, и в пять лет посадить, а сосна — два года, и все. 

Огромным и мощным деревом сосны становятся через 70-80 лет. После восьмидесяти они считаются «спелым» лесом, который можно рубить. Срок жизни этих деревьев — более столетия.

Елка станет редкостью?

А вот ели, при всей их, казалось бы, неприхотливости и распространенности, вполне возможно, скоро станут в наших широтах деревом редким.

— В связи с климатическими изменениями ареал распространения ели постепенно смещается на север и уходит из Беларуси, — рассказали в Стародорожском опытном лесхозе.

Впрочем, «свято место пусто не бывает», и на место мрачных еловых лесов приходят светлые лиственные (клен и ольха, дубовые и березовые рощи), а из хвойных пород — лиственница и сосна (в выращивании которой коллектив Стародорожского лесхоза — профи). Несмотря на высокий спрос, в первую очередь сеянцы сосны пойдут не на реализацию, а на собственные нужды — на восполнение зеленых насаждений на территории, за которую отвечает Стародорожский лесхоз (а это 70,5 тыс. га, 61,4 тыс. из которых покрыто лесом).

— По осени мы делаем инвентаризацию лесных культур, учитываем, какая у нас приживаемость саженцев и обсчитываем, сколько надо посадочного материала, — объясняет инженер по лесовосстановлению и мелиорации. — В этом году весной нам потребуется полтора миллиона штук сеянцев на дополнение лесных культур. У нас по Стародорожскому лесхозу очень большие объемы создания посевных отделений, поэтому мы заготавливаем много шишек, — добавляет она. — А в целом, за последние 5 лет у нас создано порядка 750 га лесных культур. 

Причиной необходимости восстанавливать лес каждый год становятся ветровалы (в прошлом году их было немало), кроме того, сеянцы сажают на месте площадей, которые вырубаются.

– По нормативам, на месте спелого леса, который был вырублен, молодой лес надо посадить в течение двух лет, – говорит Владимир Бичан. – Но мы стараемся сделать это сразу же, чтобы не дать возможности вырасти нежелательной поросли (малинник, ежевика, осина порослевая), которая может заглушить деревца. 

Подлесок растет быстро, а сосна – медленно. Так что выращивание сосен – работа «на далекую перспективу», для будущих поколений. Но если окружить молодые сосенки заботой и вниманием сегодня, придет день, когда они поднимутся вверх и зашумят зеленой кроной в синем небе, радуя глаз и даря людям здоровье, чистый воздух и душистый запах хвои.

Александра АНЦЕЛЕВИЧ
Фото: Елизавета ГОЛОД

Выбор редакции