Вы здесь

Николай Мирный: Я был согласен на все, что поможет в теннисном развитии сына


12 февраля заслуженный тренер Республики Беларусь и заслуженный теннисный отец Николай Мирный отпраздновал день рождения. И сделал подарок читателям «Семейной газеты» — рассказал, как воспитать чемпиона.

А путь к титулам Большого шлема и первой строчки мирового рейтинга Максима Мирного начался... с пробежек в минском микрорайоне Серебрянка. Именно там Николай Мирный воспитывал в своем старшем сыне силу духа и трудолюбие. «Я уже во многих интервью говорил, что он был другом, учителем, толкателем под зад, креативщиком, как сказали бы сейчас. Он был для меня напарником в прямом смысле этого слова. Отец профессионально рос вместе со мной. Он фактически тренировался рядом и волей или неволей научился играть в теннис», — рассказывал в интервью Максим Николаевич.


Фото: БелТА.

В сумме 57 недель на вершине мирового парного рейтинга. Десять больших шлемов: шесть в мужском парном разряде и четыре в миксте. Десять выступлений на Итоговом турнире АТР в парном разряде, из них — две победы. Пять Олимпиад, одна олимпийская победа. Двадцать пять сезонов в составе сборной Беларуси, 96 поединков в Кубке Дэвиса, полуфинал. Пятьдесят два титула АТР в парном разряде. Звание заслуженного мастера спорта Республики Беларусь, орден Отечества III степени и орден Почета. Премия Tennіs Europe Award за значительный вклад в развитие и популяризацию тенниса в Европе. Специальная награда международной теннисной федерации The Davis Cup Commitment Award за многолетнюю приверженность к своей команде и самоотдачу в матчах Кубка Дэвиса. Это кажется невозможным для одного человека, но это реальные достижения Максима Мирного, спортсмена, который на долгие годы стал символом белорусского тенниса.

«Во мне заговорили какие-то амбиции»

О том, что Максим Мирный начал заниматься теннисом благодаря своему отцу Николаю Николаевичу, знает, кажется, каждый. И спортивных высот олимпийский чемпион достиг благодаря отцу, о чем не раз говорил в интервью. При этом «самый теннисный отец» в стране утверждает, что украл у сына детство. «Сегодня многие родители говорят: «Не буду ребенка заставлять, не хочу лишать детства». Да, многие могут меня упрекнуть, что я украл у старшего сына детство. Но никто не может меня упрекнуть, что я не хотел ему хорошего будущего. Все было ради этого. Теннис — родительский спорт. Чтобы достичь высокого результата, родители должны быть наравне с тренером вовлечены в подготовку спортсмена, особенно на раннем этапе», — отмечает Николай Николаевич.

Максим Мирный мог бы стать волейболистом. Николай Николаевич планировал отдавать сына именно в этот вид спорта, поскольку сам в 1960-е играл в элитном дивизионе чемпионата СССР по волейболу. Но знакомство с известным теннисным тренером Аркадием Львовичем Эйдельманом изменило все планы. «С Аркадием Львовичем мы познакомились в молодежном центре «Юность», что на Минском море, — вспоминает Николай Мирный. — Он привлек к себе на работу моего друга Валеру Лавренова, со временем к ним присоединился и я. Меня так захватил теннис, что я все время проводил на кортах, ничего другого не замечая. И Максиму привил интерес. Валера Лавренов стал его первым тренером, и я сразу включился в подготовку сына. Наверное, уже тогда во мне заговорили какие-то амбиции по поводу его спортивного будущего. Я полюбил теннис, понял правила игры, но в подготовке игроков не понимал совсем ничего. Через некоторое время почувствовал, что Максиму нужен другой тренер. Шестое чувство мне подсказывало, что Аркадий Львович Эйдельман может дать моему сыну больше, чем Валерий. И через год Максим перешел к Аркадию Львовичу», — вспоминает Николай Мирный.

В 1991 году Аркадий Львович Эйдельман вместе со своей ученицей Татьяной Игнатьевой (победительницей юниорского Rolland Garros) собирался уезжать в Соединенные Штаты Америки. Тренер убедил спонсора, с которым сотрудничал, взять с собой еще и перспективного теннисиста Максима Мирного, который в свои 13 лет уже был лучшим игроком Советского Союза среди сверстников. 1 апреля 1991-го Аркадий Львович, Татьяна Игнатьева и Максим улетели в Нью-Йорк.

«Я общался с сотнями людей и практически каждый говорил, что ни за что бы своего 13-летнего ребенка не отпустил так далеко, да еще и без копейки денег. Но я убежден, что риск и авантюризм в спорте высших достижений — залог успеха. Да и Максим в свои 13 лет прекрасно себя чувствовал за тысячи километров от дома. А мне без сына было нелегко. Хотелось ему помогать, следить за тренировочным процессом. Но такой возможности в 1991 году у меня не было. Со временем ко мне стали доходить слухи, что Максим тренируется в режиме, который стопорит его развитие. Желание поехать в Америку и помогать своему сыну стало еще сильнее. Мой ребенок оказался один вдали от дома, и мне вместе с ним хотелось испытать неизведанное. Спонсор, благодаря которому Максим смог поехать в Америку, сделал приглашение, чтобы я смог приехать в США.

В посольстве мне сказали: «Мир не перевернется, если вы не поедете» и в визе отказали. Возникли мысли, что я больше никогда не увижу сына и не помогу ему стать хорошим теннисистом», — вспоминает Николай Николаевич. Но он не переставал искать возможности поехать в Америку, и через 10 месяцев после того, как в самолет до Нью-Йорка сел Максим, в Америку вылетел и его отец.

«В тот момент не было человека, счастливее меня»

Как профессиональный теннисист, Максим Мирный развивался в академии Ника Боллетьери, из которой вышли многие всемирно известные теннисисты. Во Флориде парень из Минска оказался благодаря своему отцу, который почувствовал, что только Академия может дать нужный уровень подготовки, и, самое главное, убедил в этом спонсоров. «Когда на просмотре я услышал от Ника Боллетьери «Belarussіan boy — good», у меня крылья за спиной выросли. Учиться в академии Ника Боллетьери для нас было за границей мечтаний. Скажу честно, нам очень повезло. В тот момент, когда мы оказались на кортах Академии, Ник Боллетьери набирал группу талантливых детей. Если бы мы оказались во Флориде на неделю позже, неизвестно, взяли бы Максима», — вспоминает Николай Николаевич. — В тот момент Максим Мирный уже учился в престижной школе на Манхэттене — помогла победа в матче над сыном директора. Причем учился бесплатно. Казалось бы, как можно отказаться от бесплатной учебы в престижной школе? Но, как отмечает Николай Николаевич, тогда все мысли были только о спорте, а не об учебе. Отец и сын извинились перед директором школы, забрали документы и отправились во Флориду.

В 1997 году на Уимблдоне в миксте с Сереной Уильямс Максим Мирный завоевал свой первый Большой шлем. Это был и первый Большой шлем для американской теннисистки. Кстати, дуэт Максима и Серены сложился благодаря именно Николаю Николаевичу, это он предложил теннисистке выступать со своим сыном.

«Будет несправедливо сказать, что у нас с сыном все было безоблачно и легко. Конечно, между нами возникали недоразумения, конфликты. В такие моменты включалась мудрость Максима, и он находил компромисс. Сложные моменты бывают у всех. Но они так нас закалили, что мы все преодолели вместе. Не проходит и дня, чтобы мы не были на связи. Мы стали настолько сильной командой, что продолжаем все делать вместе, как когда-то давно вместе бегали в Серебрянке».

Фото: БелТА.

«Победа на Уимблдоне кардинально изменила нашу жизнь. Мы выполнили свою основную на тот момент цель — заработали деньги. Теннисисту нужно постоянно ездить на турнире в разные страны, а это очень затратное удовольствие. Денег нам не хватало, сотрудничество со спонсором к тому времени прекратилось. Экономили как могли, искали более дешевые билеты, но с менее удобным маршрутом. В том же 1997-м Макс с Сереной выиграли US Open. Жить стало еще проще: мы наконец стали свободно передвигаться, несмотря на стоимость билетов, купили дом во Флориде. Конечно, в приоритете была игра в одиночке. Микст был способом обеспечить себя, почувствовать финансовую свободу, чтобы впредь развиваться в одиночке», — рассказывает Николай Николаевич.

В 1994 году Максима пригласили в команду на Кубок Дэвиса. Он — один из долгожителей этого турнира, неизменно играл за команду нашей страны с 1994 по 2018 год. Николай Мирный подчеркивает, что они сразу решили выступать за команду. Других вариантов не было, поскольку выступать за страну в Кубке Дэвиса — большая честь для теннисиста. Одновременно с дебютом в Кубке Дэвиса Максим Мирный заработал свое первое рейтинговое очко. «Я тогда работал в нашей федерации и получил факс, который сообщал, что Максим Мирный попал в рейтинг АТР. Мне кажется, в тот момент на свете не было человека, счастливее меня», — вспоминает Николай Николаевич.

«Мы не боялись идти на авантюру и риск»

О завершении карьеры Максим Мирный объявил в 2018 году. Но произойти это могло на 10 лет раньше — в 2008 году спортсмена беспокоили проблемы со здоровьем. «Мы очень не хотели, чтобы Максим был тем спортсменом, которому время и честь уходить, а он все равно продолжает играть, хотя и выглядит уже не очень. Хотелось закончить карьеру достойно, в нужное время. Но в 2008-м мы чувствовали, что это время еще не пришло, хотя здоровье Макса говорило об обратном. Несколько месяцев он мучился от боли, и никто не мог разобраться, в чем причина и как лечить», — рассказывает Николай Николаевич. К счастью тысяч любителей Максима Мирного, бразильский специалист решил проблему. Но возникли другие сложности — изменился сам теннис: струны ракетки и мячи стали тяжелее, мяч стал лететь медленнее, изменилось покрытие кортов... Как отмечает Николай Мирный, игре это добавило зрелищности, игрокам — головной боли. Максим, который уже сложился как теннисист, привык играть в скоростной теннис, с выходом к сети, активной игрой. Ему было сложно перейти на новый темп. Наступил финал игры в одиночке, чего нельзя было сказать о парной игре, ставшей компромиссом. И результаты не заставили себя ждать. В 2011 и 2012 годах Максим Мирный победил на Rolland-Garros, в 2013-м — на US Open. И, конечно, отдельно стоит совместная с Викторией Азаренко победа на Олимпийских играх в Лондоне.

«Олимпийская медаль не перевешивает десять «шлемов», завоеванных Максимом. Но он выше одного, любой из них, но один. Мы шли к нему давно, в Лондоне была уже четвертая Олимпиада. В первые минуты после победы Максима и Вики меня перехватили журналисты «Первого канала». А я от эмоций и слова сказать не мог. Помню только суету на стадионе. Еще бы, белорусы победили англичан на Олимпиаде в Лондоне», — делится Николай Николаевич.

Активная спортивная карьера Максима Мирного началась с подачи его отца, по его совету она и закончилась. Николай Николаевич вспоминает, что в 2018 году это решение уже висело в воздухе. На необходимость его принятия указывали многие факторы. Напоминал о себе и «теннисный» локоть, который многим игрокам усложняет жизнь. «Мы не хотели быть теми, кто «телепается» в сотне, и не стали ждать, когда этот момент наступит», — отмечает Николай Николаевич.

«Мы с сыном прошли отличный спортивный путь, у него сложилась блестящая теннисная карьера. Мы всех высот добились своим трудом. И мы чисты перед собой и перед Богом. Не скрываю, есть недовольство, что в одиночке он был только 18-м, потенциала хватало, чтобы войти в десятку. Может, моя вина в том, что не получилось, может, наша общая. А может, 18-е место и было пиком. Мы с Максимом не боялись идти на авантюру и риск. И это себя оправдало. Макса весь мир знает как выдающегося теннисиста. Я полностью удовлетворил свои амбиции. Теперь я говорю родителям юных теннисистов: «Вы готовы пойти на жертвы, готовы уехать в другой город, уволиться с работы?» Чтобы твой ребенок поднимался высоко, нужно быть готовым на перемены, готовым на жертвы. Не может быть так, что ребенок строит спортивную карьеру, родитель постоянно помогает ему и при этом все хорошо дома. Работая с Максимом, я получил незаменимый тренерский опыт, состоялся как хороший менеджер».

С 2011 года в Минске работает теннисный центр Максима Мирного, которым руководит Николай Мирный. Здесь свои первые шаги на корте делают 280 детей.

Валерия СТЕЦКО

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.