«Добры быў дзядок, але ўсіх баб патоўк» — под такие причитания в деревне Долгополье Городокского района проводят в последний путь последнего мужчину среди сельчан деда Тимку на 101-м году жизни. Тимофей Васильевич ежегодно умирает в первый день масленичной недели, подавившись костью то ли из мяса, которое добыл во время охоты, то ли из угощений одной из многочисленных любовниц. О любовных способностях старика в деревне знали не понаслышке: имея законную жену, дед был проворен и на ухаживания к остальным женщинам: кому дрова поколоть, кому — конфет принести. На прощание с символом мужской силы Долгополья собирались все: вдова, подруги-соседки, которые уже, не скрываясь, рыдали о единственном на всю деревню кавалере.
Покойника, как и заведено, клали на скамью головой к красному углу, прикрывая белым легким покрывалом. Руки складывали на груди, одно только глаза не закрывали — не получалось. Дед очень готов был к жизни: даже доктор, которого вызвала вдова на помощь, раз за разом находил у Тимофея Васильевича пульс, стремился вернуть к жизни честь всех одиноких деревенских женщин уколами и таблетками, но все напрасно — покойник не вставал. Зато даже на покути не скрывал своих похотливых намерений — отвечал на причитания любовниц шевелением в штанах (привязанной за нитку морковкой).
С целью убедиться в смерти честного гражданина и выдать жене справку на получение «похоронных» денег приходил милиционер, долго выспрашивал у присутствующих причину смерти Тимофея Васильевича и подозревал каждую, кто горько всхлипывал у гроба. В это время слезливые причитания подруг и вдовы переходили на веселые истории о том, как баба забирала у старика пенсию, а тот, бедняга, всегда находил способ рассчитаться с соседками натурой.
И когда уже окончательно и бесповоротно было выяснено, что дед все-таки не поднимется, приглашали священника, который, кажется, почему-то покойника боялся и, махнув кадилом два раза, советовал быстрее брать лопаты и везти деда за речку. Там кстати, для него уже была подготовлена яма в снегу, женщины последний раз прощались с Тимком и бросали вместо земли по три горстки снега. Потом шли в дом покойника устраивать поминки, которые после нескольких поднятых «за упокой» рюмок плавно переходили в праздничные посиделки. Присоединялся гармонист — и женщины вообще забывали, по какой причине собрались сегодня, начиная подбирать вдове нового мужа...
Как вам, уважаемый читатель, такой подход? Согласись, не очень смешно, однако прячут в Городокском районе не обычного мужчину, а соломенную куклу, аналогичную человеку по размерам. Давняя традиция так встречать праздник весны в первый масленичный день зародилась в районе много десятилетий назад, сегодня ее продолжают старожилы и культработники Долгопольского сельского клуба: вместе готовят «деда», вместе накрывают праздничный стол, на котором нет мясных блюд, зато обязательно присутствуют яичница и сырница.
Прототипом деда, которого закапывают в снег, был настоящий старожил деревни, которого звали Тимофей. Он также отличался своей мужской харизмой и большой любовью ко всем представительницам противоположного пола. Баба, по местным поверьям, умирала через неделю после деда в субботу — ее чучело, привычное для всех белорусов, традиционно палят, но не на Городокской земле. Масленичная игра — обряд обычно переходит от дома к дому Долгопольского сельсовета, а роль вдовы играет хозяйка, принимающая гостей.
Обряд «Похороны деда» внесен в список объектов нематериального историко-культурного наследия Беларуси, аналогов ему нет ни в одном другом регионе. Конечно, выдержать на первый взгляд реальные поминки смогут не все — очень правдиво рыдают по деду женщины, однако юморески и истории с эротическим подтекстом быстро все расставляют по местам. Именно по этой причине на своеобразные посиделки не приглашали молодых девушек и детей. А еще считалось, что чем громче будет смех на поминках, тем быстрее придет весна — без гармоники и звонких частушек не прошли ни одни поминки.
Александра ГВОЗДЕВА
Фото автора
Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».
Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.
Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.
«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.