Вы здесь

Рисованные ковры — традиционная письменность белорусов


Родной язык бывает разный. Это и буквы, составленные в определенном порядке в алфавит, а может быть и язык искусства, с помощью которого люди общаются между собой, передают знания и представления. Выставка «Рисованные истории» в художественной галерее «Центр» повествует об одном из таких средств связи поколений.


Елена Киш. «Письмо к любимому».

Свой «розецкий» камень 

Забытой и вновь найденной письменностью белорусской нации смело можно назвать рисованные ковры. Несмотря на активные процессы возрождения интереса к истории рисованного ковра, многие белорусы все еще не знают или не помнят о такой чрезвычайной странице народной бытовой культуры. 

Рисованные ковры — традиционная народная раскраска на холсте. Рисунок может быть нанесен на ткань, бумагу или клеенку. Долгое время после появления и расширения (речь идет о конце ХІХ — 20-30-е годы ХХ в.) ковры оставались без внимания искусствоведов, потому что предназначались для украшения обычных домов, где люди редко понимали ценность предмета. 

Одной из причин такого отношения может быть сам процесс изготовления рисованного ковра. Внешне они имеют сходство с традиционными ткаными или вышитыми, но являются более дешевыми аналогами. Традиционно использовались два домотканых полотна и краски, которые имелись в каждом доме. Легкость создания и низкая трудоемкость также способствовали широкому распространению раскрасок.

Неоднозначно все в этой истории и с фигурами авторов. Обычно создатели ковров не имели специального образования, не являлись состоятельными людьми и воспринимали свое занятие как работу, а не творчество. Например, Елена Киш, одна из самых известных авторов рисованных ковров, занималась этим ремеслом за кусок хлеба. Оставшаяся семьей женщина ходила от деревни к деревне в поисках работы. 

Внутренняя криптография 

Тайные шифры и потерянные коды ковров продолжают открываться с помощью исследователей, искусствоведов и народных мастеров. Попыткой разгадать секрет привлекательности и магнетизма рисованных ковров стала выставка «Рисованные истории». В галерее «Центр» представлен синтез настоящего и прошлого. Изделия сегодняшних художников и экспонаты из фондов Музея древнебелорусской культуры Национальной академии наук Беларуси соседствуют. 

Ольга Пилецкая, одна из участниц выставки, родом из Клецка, народная мастерица Беларуси. Неоднократно выезжала в этнографические экспедиции, во время которых собирала объекты народной культуры, еще сохранившиеся в деревнях и маленьких городах. В создании рисованных ковров для художницы очень важно сохранить и воссоздать традиционные и аутентичные подходы: технологию, локальность пятен, чистые цвета, стилизацию, характерных персонажей. 

С 2019 года популяризацией белорусского ремесла занимается художница Ирина Князева. Композиционно и стилистически рисованные ковры автора отличаются от традиционных. Творец отдает предпочтение растительным мотивам и орнаменту, активно обращается к современным белорусским сюжетам. Так, на одном из ковров можно увидеть Василя Быкова, который старательно «гребет к Радуге». 

Однако произведения наших современниц значительно и основательно отличаются от музейных экспонатов. Речь здесь далеко не о состоянии ковров либо мотивах изображений. Особенность скрывается не в самом изделии, а в его местоположении. 

Стоит упомянуть, для кого и кем создавались полотна. Художники-самоучки делились своими идеалистическими взглядами на мир с хозяевами. В чем же такая особая радость от наблюдения за коврами? В светлой живописи на темном полотне, изображениях, дышащих солнечным светом и мечтами о теплые края. О белорусском крае. 

Якобы сама природа художественного произведения против его музеефикации. То есть размещение рисованных ковров в музейном пространстве либо экспозиции выставки способствует расширению их известности, помогает ввести явление в культурную среду, однако имеет определенные недостатки, которые трудно исправить с помощью современных художественных методов. 

Все волшебство, спрятанное в красках и ткани, в трагической или тяжелой судьбе большинства мастеров рисованного ковра, исчезает, попав в пространство галереи. Хотя иногда белорусам и необходимо прийти в музей и посмотреть на самих себя, на свой внутренний мир. 

Яна ЦЕГЛА

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».