Вы здесь

Когда дети не ходят в школу... В редакцию обратились две мамы, чьи семьи признали социально опасными


К нам в редакцию обратились две мамы. Их истории разные и похожие. Обе семьи признали социально опасными потому, что «родители препятствуют получению детьми обязательного базового образования». Только в первой истории мальчик пока живет с мамой, сестрой и бабушкой, а во второй — маму и папу уже лишили родительских прав, девочка же воспитывается в детском доме. Обе мамы считают, что у них несправедливо забрали или хотят забрать детей... Но у представителей государственных органов другая позиция на этот счет.


Рисунки восьмилетнего Ильюши.

«Молодой Ильюша хочет завести себе друзей»

В июле прошлого года Илье исполнилось 8 лет. Вскоре после своего дня рождения мальчик наконец заговорил. На радостях в августе мама с сыном начали проходить медосмотр, чтобы пойти в 1 класс. За справкой о состоянии здоровья ребенка женщина обратилась в частный медцентр. Говорит, думала, проблем не возникнет. Но в процессе понятно, что до 15 августа пройти медосмотр не удастся, так как мальчику назначили дополнительные обследования. Поэтому 15 августа мама Ильи пришла в гимназию № 29 и написала заявление с просьбой отсрочить подачу документов о зачислении сына в 1 класс.

Все дополнительные обследования Илья прошел до 1 сентября, но справку о готовности к школе ребенка так и не дали... Выдали ее только 2 октября после того, как мать обратилась к адвокату. Такую позднюю выдачу справки медцентр мотивировал тем, что у ребенка железодефицитная анемия тяжелой степени.

3-го октября мама пришла к директору гимназии со всеми необходимыми документами. Но он, по словам женщины, их не принял. Мол, вы опоздали, учебный процесс уже идет по полной. «В 10.00 мне отказали в зачислении ребенка в гимназию. И в этот же день в 14.00 состоялось заседание Координационного совета из-за того, что Илья не пошел в школу». В результате семью признали социально опасной для детей. «И это при том, что мои дети лечатся платно. У нас две квартиры в центре Минска и загородный дом в деревне, где я ежегодно оздоравливаю своих сына и дочь».

Мама Ильи показала мне оригинал медсправки, с которой она приходила к директору гимназии. Там написано, что мальчик «способен к обучению в общеобразовательном учреждении». С припиской — «рекомендована консультация на базе МГЦКРОИР для определения образовательной программы». «Мы не успели пройти психолого-медико-педагогическую комиссию, чтобы определить образовательный маршрут ребенка. Но это, как говорит моя адвокат, не является поводом для незачисления ребенка в школу. Тем более гемоглобин был низкий и сына однозначно надо было садить на домашнее обучение».

Директор гимназии № 29 отказался комментировать ситуацию, пока мать мальчика не даст разрешение на передачу своих персональных данных. В управлении по образованию администрации Центрального района Минска на письменное обращение редакции сообщили, что в связи с тем, что 8-летний Илья с 1 сентября не приступил к занятиям, координационный совет по контролю за реализацией Декрета № 18 признал, что он находится в социально опасном положении, так как «родители препятствуют получению ребенком обязательного базового образования в любой форме его получения». «Зачисление ребенка в школу осуществляется на основании заявления, которое подает его законный представитель, при предъявлении свидетельства о рождении, а также медицинской справки о состоянии здоровья. Полный пакет документов не был своевременно представлен в гимназию».

С Ильей, его мамой, сестрой и бабушкой я встретилась в Заславле. В их новой трехкомнатной квартире. Мама мальчика решила продать одну квартиру в Минске и перебраться на свою малую родину, так как, по ее словам, не видела другого выхода. Говорит, чувствовала, что у нее заберут сына. Старшую дочь без проблем перевели в школу Заславля, девочка учится в 5 классе. «К нам приходила комиссия, проверяли, в каких условиях мы живем, разговаривали со мной, посмотрели, что я сдаю вторую квартиру в Минске — и у меня есть доход. Увидели, что мы нормальная семья. Поэтому на совете по профилактике сказали, что школа будет ходатайствовать о снятии нашей семьи с учета находящихся в социально опасном положении. Социальный педагог уже вынесла предписание, что мы до апреля должны пройти комиссию по определению образовательного маршрута Ильюши. На тот момент, когда нам выдавали справку о состоянии здоровья, Илья мог пойти только на домашнее обучение, так как у него был очень низкий гемоглобин. Но сейчас ситуация поменялась. Мы гемоглобин подняли — сами же видите, какой активный ребенок. И теперь нам хотелось бы, чтобы он учился в школе с другими детками. Иногда он, как видите, неуправляемый, гиперактивный, но в коллективе, думаем, будет вести себя лучше».

«Летом, перед тем, как проходить медосмотр, мы обнадежили Илью, что он пойдет в школу. Внук очень ждал этого, помню, когда сидели перед кабинетом доктора в очереди, наш мальчик написал печатными буквами, как крокодил Гена в его любимом мультике: «Молодой Ильюша хочет завести себе друзей». Я тогда даже прослезилась», — говорит бабушка.

Женщины очень благодарны школе, что она вошла в их ситуацию, и готовы выполнить все ее требования. Сказали, что не будут тянуть до августа, а, как только начнет работу приемная комиссия, предоставят пакет документов для зачисления Ильюши в 1 класс.

На прощание мама мальчика сказала, что никак не может допустить, чтобы ее лишили родительских прав. «Во-первых, у Ильюши, кроме врожденной косолапости, непростой диагноз — многоформная экссудативная эритема. Это системная аллергия на продукты питания и на отдельные медикаменты. Страшно представить, когда его заберут у нас. Он же принимает много дорогих лекарств. У него в любой момент может начаться приступ, за ним нужен постоянный уход. Во-вторых, это несправедливо, ведь мы никогда не мешали образованию детей. Об этом свидетельствует хотя бы то, что мы обратились в медучреждение, чтобы получить справку для поступления в школу. Я и подумать не могла, что опоздание с ее получением может привести к серьезной проблеме. Это ловушка для людей. Каждый человек может по каким-то причинам опоздать, тем более ребенок проблемный, пройти с ним медосмотр не так просто».

«Эльвира, как и все, мечтает вернуться домой, но...»

С родителями Эльвиры я, к сожалению, увидеться так и не смогла. Только поговорила с ее мамой по телефону. Женщина рассказала, что 21 августа прошлого года дочь забрали в приют Фрунзенского района Минска. До 30 августа родители переписывались с Эльвирой. Но потом ее смартфон стал вне зоны доступа. «Когда позвонили в приют, нам сказали, что мы не будем общаться с дочерью...» Родители Эльвиры считают, что их семью наказали незаконно и что во всем виноваты школа № 16 и «Мужская гимназия», где училась их дочь. В частности, по словам мамы, в 4 классе Эльвира была на индивидуальном обучении, школу посещала только для аттестации. Девочка училась на «9» и «10», имела похвальные грамоты. «Когда мы подали заявление с просьбой организовать дочери индивидуальное обучение в 2020/2021 году, нам отказали. Директор стала требовать, чтобы Эльвира начала посещать школу».

Несмотря на отказ, весь пятый класс Эльвира училась дома. Мама с папой полностью взяли этот вопрос на себя. После того как в конце учебного года в школе сказали, что Эльвиру не могут аттестовать, родители решили перевести дочь в частное учреждение образования. Выбор пал на «Мужскую гимназию». «Там мы выбрали для Эльвиры разрешенную законодательством индивидуальную форму получения образования. 25 мая 2021 года директор гимназии принял у нас заявление, заключил договор на оказание платных услуг, взял предоплату. В тот же день мы подали заявление об отчислении Эльвиры с предыдущего места учебы, но директор школы № 16 отказалась передавать документы для перевода, незаконно удерживала их. Директор «Мужской гимназии» обнадежил нас, пообещал, что при необходимости они сами аттестуют Эльвиру, просто нужно будет за каждый предмет заплатить деньги. Мы согласились, потому что у нас не было другого выхода». Но этого не случилось. По словам мамы, 1 сентября 2021 года Эльвира приступила к учебе. А 10 октября куратор написала: «Уважаемая мама Эльвиры, ваша дочь не является ученицей гимназии, я удаляю вас из телеграм-группы»...

...Эльвиру, как выяснилось, в 2017 году уже забирали из семьи. «Мы боролись за дочь несколько месяцев. Но вернули ее только с помощью Министерства иностранных дел. Наши знакомые рассказали о нашей семье иностранной делегации, которая в декабре 2017 года посещала нашу страну, а та в свою очередь сообщила о нас министру. Вскоре нам позвонили и сказали, чтобы мы приезжали и забирали Эльвиру. Дочь пережила сильную травму. Мы ее долго восстанавливали. Она боялась оставаться в школе, так как дети ей рассказывали, что их оттуда забирали в приют. Поэтому мы и писали заявление на индивидуальное обучение.

Мы не думали, что через пять лет этот кошмар может повториться. Мы не видели дочь с конца августа, трудно представить, в каком она состоянии. Нам не дают с ней разговаривать по телефону, видимо, таким образом хотят нас заставить оправдываться. От своей дочери мы не откажемся. Но и выполнять то, что нам говорят, больше не будем. В 2017 году нас с мужем заставляли доказывать, что мы не алкоголики, не наркоманы, что у нас нет психических заболеваний... То, что мы там слышали в свой адрес, было унижением человеческого достоинства. Сейчас от нас ждут того же самого. Чтобы пришли и начали снова доказывать, оправдываться, хотят, чтобы мы молчали и больше не упоминали о директоре школы, которая незаконно удерживала документы Эльвиры, о нарушениях «Мужской гимназии». Последнюю, кстати, в итоге ликвидировали, ее директор, насколько нам известно, находится за границей, на свободе. А наша дочь в изоляции в детском доме... Хотя она имеет полное право жить в семье, получать нашу любовь и поддержку и дарить их нам. Мы верим, что найдутся вышестоящие лица, которые обратят внимание на нашу ситуацию, на эту катастрофическую несправедливость».

В Министерстве образования подтвердили информацию о том, что «Мужская гимназия» больше не функционирует, она ликвидирована 20 октября прошлого года. И добавили, что на основании заявления родителей Эльвира действительно была зачислена в вышеупомянутое частное учреждение образования. Однако к занятиям не приступила. В результате девочка два года не посещала школу.

В официальном ответе на обращение редакции Министерство образования описало, в какой ситуации оказалась Эльвира. В 2017 году причина изъятия девочки из семьи была та же: родители запрещали ребенку посещать школу. За 2016-2017 год она была там только 8 дней. Тогда Эльвиру вернули в семью, так как родители доказали, что они готовы исправляться. И действительно, Эльвира до 2020 года продолжала учиться в школе № 16, которую посещала во время пребывания в приюте. В августе 2020 года родители девочки в письменных обращениях начали требовать организовать индивидуальное обучение в дистанционной форме для их дочери. При этом документы, которые бы указывали на необходимость такой формы обучения, не представили. Эльвира снова перестала ходить в школу. В декабре 2020 года провели социальное расследование, в ходе которого были неоднократные попытки посетить семью. Однако родители Эльвиры не дали возможность посмотреть условия жизни и воспитания ребенка, двери квартиры не открывали. В результате решением координационного совета администрации Фрунзенского района от 29 января 2021 года признано, что Эльвира находится в социально опасном положении. Родителям давали возможность исправить ситуацию. В течение 2020/2021 года школа № 16 неоднократно направляла им письма, в которых обращалось внимание на необходимость организации обучения и прохождения аттестации Эльвирой. Но семья требовала проверять работы, отправленные по электронной почте, и аттестовать дочь дистанционно, что не предусмотрено законодательством. Решением суда Фрунзенского района Минска от 31 мая 2022 года родители Эльвиры лишены родительских прав. Сейчас девочка воспитывается в детском доме № 5 Минска, учится в школе № 151.

Государственный опекун Эльвиры директор детского дома № 5 Наталья Хурсевич рассказала, что в целях адаптации детей к новым условиям первое время им мобильный телефон не выдается. Но после того, как психолог дала добро на то, чтобы Эльвира связалась с родителями, ведь для нее это важно, в присутствии опекуна девочка три раза им звонила. Первый и второй раз все прошло нормально. Во время третьего телефонного разговора 5 декабря родители начали резко высказываться в адрес сотрудников детского дома. Настраивали девочку против учебы, прохождения медобследований, говорили, что это все может повлиять против нее.

«Они говорили Эльвире, что высылают ей деньги, посылки с вещами. Но с 13 сентября абсолютно ничего ни разу не приходило. Мы регулярно получаем от них только письма. Сначала передавали их Эльвиры. И давали ей возможность ответить. Мы отправили ответы Эльвиры, но они вернулись обратно. Родители эти письма даже не читали, отказались их принимать. Потом психологическое насилие стало наблюдаться и в письме, поэтому мы перестали их передавать Эльвире», — добавила Наталья Хурсевич.

Биологические родители имеют право навещать детей с согласия законного опекуна, подчеркнула директор детского дома. Но, к сожалению, семья Эльвиры ни разу не обнаружила желания это сделать. В телефонном разговоре они говорили ей, мол, доченька, ты пойми, мы на сторону врага не пойдем; Эльвира, ты должна сделать так, чтобы тебя вернули в семью.

«Нам приходится объяснять: «Эльвирачка, от тебя ничего не зависит. Чтобы ты вернулась в семью, родители должны выполнить определенные условия», — продолжает государственный опекун. — Конечно, Эльвира, как и все мои воспитанники, хочет домой, ждет и надеется. Абсолютно у каждого человека есть возможность вернуть своего ребенка. Прежде всего, на мой взгляд, родителям нужно проявить интерес и желание встретиться со своим ребенком. Я, как мама, сейчас размышляю: неужели вы не хотите увидеть дочь? Да никакой враг в вашей голове вас не должен останавливать. Ну и, конечно, нужно обратиться в суд для восстановления в родительских правах, доказать, что не будут препятствовать обучению ребенка. И Эльвира вернется в семью. А это самая главная моя задача — чтобы все дети вернулись к своим мамам и папам».

Родителей Эльвиры, по словам Натальи Хурсевич, последний раз видели в 2017 году. «Если судить по материалам личного дела девочки, они не принимали участие ни в одном заседании комиссии по делам несовершеннолетних, координационного совета. Не присутствовали на суде по лишению родительских прав. Сложилось впечатление, что это социально закрытые люди, так как во время телефонного разговора они и Эльвиру настраивали ни с кем не общаться. Первый месяц ей, действительно, было тяжеловато. Но постепенно девочка адаптировалась. Приходит из школы, хвастается своими успехами. Она большая умница, учится на 9 и 10 баллов, готовится участвовать в олимпиадах, занимается в кружках по изобразительному искусству, декоративно-прикладному творчеству. Украшала детский дом к Новому году, у нее золотые руки».

У меня, как, думаю, и у любого, кто будет читать этот материал, сразу возник вопрос: «Как ребенок, которому родители мешали получать образование, может учиться на «9» и «10»?» «На самом деле, ситуация уникальная, за годы своей работы в детском доме я еще с такой не сталкивалась, — говорит Наталья Хурсевич. — Эльвире сейчас 13 лет, она по возрасту должна быть в 7 классе, а учиться только в 5-м. Ей все дается легко. Поэтому школа будет ходатайствовать, чтобы в следующем году перевести девочку экстерном в 7 класс».


Лилия КИРЬЯК, заместитель председателя Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь: «В нашей стране приоритет — сохранить семью»

"В августе 2020 года к нам, депутатам, обращались отдельные мамы и требовали, чтобы им разрешили перевести детей на индивидуальную форму обучения. Мы объясняли им, что родители должны приложить к заявлению некое документальное подтверждение необходимости такого перевода. В законодательстве определены четкие критерии. В частности, на индивидуальном обучении могут быть дети-спортсмены, члены сборной, у которых плотный график тренировок и постоянно участвующие в турнирах; дети из образцовых коллективов, которые часто выезжают на гастроли, принимают участие в различных конкурсах. Кроме того, Кодексом об образовании предусмотрена такая форма получения образования, как домашнее обучение. Это когда у ребенка есть медицинские показания, чтобы к нему на дом приходили учителя. Но теперь уже по новому Кодексу об образовании разрешено совмещать домашнее обучение с посещением школьных уроков. Мы внесли соответствующую поправку, чтобы минимизировать социальную изоляцию детей с особенностями состояния здоровья. Если они способны посещать какие-то уроки в школе вместе с одноклассниками, то могут это делать. Например, прийти в класс на физику или химию и увидеть лабораторный опыт. Посетить классный час, какой-то школьный праздник. Тем самым социализироваться, найти друзей.

Но чтобы здоровый ребенок учился дома без веских на то причин — такое невозможно. Дистанционная форма обучения у нас с этого года внедряется только в вузах, со временем — в средних специальных учебных заведениях, колледжах. В школах и гимназиях о дистанционной форме обучения речь не идет, там ее нет и не может быть, ведь традиционный урок, живое слово учителя ничто не заменит. Если школьник, не дай бог, сломал ногу и какое-то время вынужден находиться дома, только тогда временно под контролем педагога могут использоваться дистанционные технологии обучения. Во время эпидемии ковида этот вопрос остро встал перед школами. И учителя разрабатывали уроки, которыми наполнялась единая образовательная интернет-платформа.

В Конституции, Кодексе о браке и семье четко прописана обязанность родителей: не препятствовать получению общего базового образования своих детей. В соответствии с Кодексом об образовании она является обязательной. Но это не значит, что ребенок может сидеть дома и мама или бабушка будут учить его математике, языку и другим предметам. Понимаете, те родители, которые к нам обращались, хотели именно этого. Как только им все объяснили, обращения прекратились. Но, видимо, не все родители поняли наши объяснения, и некоторые из них, слава богу, это единичные случаи, перестали приводить детей в школу. Но это свидетельствует лишь об одном — об огромной безответственности родителей к будущему собственного ребенка. И это уже серьезная причина поставить семью на учет и поработать с ней.

Что касается постановки семьи на учет из-за того, что она находится в социально опасном положении, то это коллегиальное решение принимается в первую очередь, чтобы защитить права и интересы ребенка. К нам иногда обращаются родители, которые считают, что их несправедливо лишили родительских прав. Мы разбираемся с каждой ситуацией. Но пока что не было такого случая, чтобы обвинить координационный совет в несправедливости. Ведь в нашей стране приоритет для всех должностных лиц — сохранить семью. Сработать так, чтобы исправить положение, возродить семью, даже из очень сложной и, на первый взгляд, безнадежной ситуации".

Надежда ДРИНДРОЖИК

Фото автора

P. S. Фамилии в интересах детей не называются. Контакты их родителей находятся в редакции.

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.