Вы здесь

«Молодой Ильюша» пошел в школу


В номере «Звязды» за 25 февраля вышла статья под названием «Когда дети не ходят в школу...». Вкратце напомню, о чем там шла речь. В июле прошлого года Илье исполнилось 8 лет. Вскоре после своего дня рождения мальчик наконец заговорил. В августе мама с сыном начали проходить медосмотр, чтобы пойти в 1 класс. За справкой о состоянии здоровья ребенка женщина обратилась в частный медцентр. Говорит, думала, проблем с медосмотром не возникнет. Но справку о том, что мальчик «способен к обучению в общеобразовательном учреждении» (с припиской — «рекомендована консультация на базе МГЦКРоиР для определения образовательной программы») выдали только 2 октября, после того, как мать обратилась к адвокату. Такую позднюю выдачу справки медцентр мотивировал тем, что у ребенка железодефицитная анемия тяжелой степени (очень низкий гемоглобин).


Фото от мамы Ильи

3 октября мама пришла к директору гимназии со всеми необходимыми документами. Но он, по словам женщины, их не принял. Мол, опоздали, учебный процесс уже идет по полной. В 10.00 матери Ильи отказали в зачислении ребенка в гимназию. И в этот же день в 14.00 состоялось заседание Координационного совета по контролю за реализацией Декрета № 18. В результате в связи с тем, что Илья с 1 сентября не приступил к занятиям, так как «полный пакет документов не был своевременно представлен в гимназию», координационный совет признал, что мальчик находится в социально-опасном положении, так как «родители препятствуют получению ребенком обязательного базового образования».

Мама мальчика, посоветовавшись с адвокатом, продала одну из квартир в Минске и переехала на свою малую родину в Заславль, так как, по ее словам, не видела другого выхода. Говорит, чувствовала, что у нее заберут сына. Именно на новом месте жительства все начало налаживаться. Заславская школа, после того, как проверила, в каких условиях живет ребенок, ходатайствовала о снятии с семьи статуса социально-опасного. Мама мальчика настроилась на то, что после прохождения психолого-медико-педагогической комиссии по определению образовательного маршрута Ильюша с 1 сентября пойдет в 1 класс, но... В начале марта я получила от женщины радостное сообщение: «У нас все хорошо, мы уже ходим в школу». Оказывается, с семьи сняли статус социально-опасной и мальчик пошел в интегрированный класс. «Во время заседания Координационного совета по снятию нашей семьи из числа тех, кто находится в социально-опасном положении, сказали, что грубо нарушаются права ребенка на образование. Мол, как это так: мальчику 8 лет, а он сидит дома. Спросили, согласна ли я, чтобы моего сына немедленно зачислили в школу. Конечно, я была не против. Там же, на координационном совете, я написала заявление, мол, «прошу принять моего сына в ряды учащихся средней школы г. Заславля». Психолого-медико-педагогическая комиссия, которую Илья прошел на базе Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Минского района, рекомендовала мальчику в течение третьей четверти этого учебного года походить в школу с целью адаптации. Поэтому сейчас Илья посещает класс интегрированного обучения вместе с другими первоклассниками, учится по специальному плану для учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

Пока что Илья посещает уроки вместе с мамой. «Конечно, у сына есть проблемы с поведением, но в школу он ходит с удовольствием. На занятиях понемногу выполняет задания, пишет буквы. Учителя пока что не могут полностью общаться с моим сыном, так как мальчик очень непослушный, гиперактивный. Он может залезть под парту, постоянно ходит по классу, все исследует, выходит из класса, когда ему захочется. На уроке рисования учительница дала задание всем нарисовать солнышко, но Илья отказался и нарисовал часы. На втором уроке вместо котика он нарисовал двух роботов. Это, как сказали наши психологи (на занятиях присутствовали два педагога-психолога и социальный педагог), творческий подход».

1 сентября Илья снова должен пойти в 1 класс. Но пока не ясно, будет ли это обучение интегрированное обучение или домашнее. «Мы проучились две недели, и нам советуют, чтобы мы все-таки перешли на домашнее обучение. Психологи считают, что моему ребенку будет лучше, если учительница будет приходить домой, так как Илья пока слишком мешает учиться другим детям. Я же думаю, что со временем он привыкнет к детскому коллективу и будет себя вести лучше. Кроме того, психологи, давая рекомендацию о домашнем обучении, ссылаются на то, что Илья мало разговаривает. Но он у нас говорит с каждым днем все лучше и лучше, правда, не со всеми и не всегда идет на контакт. Это, думаю, связано еще и с тем, что мальчик никогда не посещал детского коллектива, так как очень долго не ходил. В школе мне посоветовали, чтобы мы дополнительно посещали какой-то детский центр по развитию языка». Мама Ильи также рассказала, что на днях она сводила сына на прием к неврологу. Доктор посоветовала пройти психиатра, а также порекомендовала модную сейчас АВА-терапию, во время которой можно подкорректировать поведение ребенка, сказала, что ему не помешают занятия с психотерапевтом. «Мы уже проходили психиатра на платной основе в частном медцентре. Там нам сказали, что Илья имеет некоторые нарушения поведения. В частности, он делает только то, что хочет, но это не наносит вред его здоровью и безопасности окружающих. Это, как мне сказали, такая психологическая доминанта, когда желание такое сильное, что ребенок не может с ним справляться. И с этим надо работать, приучать его к дисциплине. На конец марта у нас запланирован самый важный опыт в Минском областном клиническом центре «Психиатрия-наркология». Психиатр должен будет решить, есть у ребенка какие-то черты аутичности в характере или это исключительно психологическая проблема, из-за того, что мальчик просто поздно заговорил. С рекомендациями психиатра мальчику снова нужно пройти психолого-медико-педагогическую комиссию, которая решит, будет он обучаться в интеграционном классе или с учительницей дома. Мне, конечно, хотелось бы, чтобы мой сын учился в школе с другими детками. В газете прочитала, что с этого года можно совмещать домашнее обучение с посещением школьных уроков. Тем самым социализироваться, найти друзей. Возможно, ему и определят что-то совместное. Я, конечно, приму любое решение, потому что ребенок у нас действительно сложный».

Надежда ДРИНДРОЖИК

Превью: pixabay.com

Выбор редакции