Вы здесь

Как белоруска создала свою систему реабилитации детей с кохлеарными имплантами


В Беларуси 892 человека прошли через кохлеарную имплантацию — операцию, которая позволяет компенсировать отсутствие слуха и стала возможной в два последних десятилетия, причем в Беларуси она делается бесплатно. Глеб Овчаров — один из них. И сегодня он участвует в концертах и мюзиклах, побеждает в певческих и декламаторских конкурсах, а когда-то был самым маленьким пациентом, которому провели кохлеарную имплантацию. Все перечисленное стало во многом возможным благодаря усилиям его родителей, в частности мамы Светланы Бурнас. Причем она подарила возможность говорить не только собственному сыну. Сегодня ее знают семьи детей с кохлеарной имплантацией из Беларуси, России, Казахстана, Узбекистана, Грузии и других стран. Благодаря Светлане Бурнос в Беларуси поставлен первый в мире мюзикл для детей с кохлеарными имплантами, а также появился первый в мире хор с такими малышами. Белоруска создала собственную систему, которая позволяет развить речь у малышей, родившихся с глухотой.


Собственный опыт

— Я музыкант, закончила консерваторию, и когда почву был всего месяц, для меня было очевидным, что он не слышит, — рассказывает Светлана. — При этом врачи говорили, что все нормально. В РНПЦ оториноларингологи принимали на тот момент детей только с шести месяцев, мы правдами и неправдами попали на платный прием. Сейчас все по-другому, и операции начали выполнять раньше, а тогда опасались брать совсем малышей. Нам говорили: у вас столько проблем, включая неврологические, решайте их. А я обивала все пороги и в итоге добилась кохлеарной имплантации. На тот момент Глеб был самым маленьким пациентом в Беларуси, кому была сделана такая операция.

Почву было всего 10 месяцев, когда врачи РНПЦ оториноларингологии провели хирургическое вмешательство, в 11 месяцев подключили звуковой процессор, и он услышал окружающий мир.

— Это не происходит как в кино: подключили процессор, и ребенок радостно кричит: «Мама, я тебя слышу». Глухие дети привыкли ориентироваться на что-то другое, и звуки не несут для них никакой информации. Это как бы мы оказались на шумной улице в Китае: вы все слышите, но не понимаете, что значат эти слова. Реакции у детей часто нет никакой, — говорит женщина.

Слух начинает развиваться внутриутробно, и пропущенный период дает о себе знать. Развитие речи у таких детей — без преувеличения огромные усилия сурдопедагогов, логопедов и в первую очередь родителей.

— Я не поддерживаю тех врачей, которые говорят родителям: все в порядке, сейчас вам поставят кохлеарные импланты, и ребенок будет слышать и разговаривать. Это безумная работа по развитию речи, и если ее не будет, даже при ранней имплантации, чудо не произойдет, — говорит Светлана. — Не все мамы понимают, что от специалиста ты только получаешь информацию, чтобы реализовывать ее на своем ребенке 24 часа в сутки каждый день. Иначе ничего не будет. Самый лучший специалист не поможет, пусть он и несколько раз в неделю занимается, если то же не будет ежедневно делать мама. Волшебной палочки нет.

Благодаря усилиям Светланы по реабилитации Глеб пошел в обычную школу с белорусским языком обучения. Сейчас ему 11 лет, он учится в 6 классе. Мальчик-победитель конкурса чтецов, причем среди детей с нормальным слухом: он дважды занимал 1-е место в школе и в Смолевичском районе, 3-е место в Минской области. Но прежде чем достичь таких успехов, Светлана и сама пережила депрессию.

— В первые месяцы я чувствовала, что впереди только тьма. Мне казалось, я умираю: не могла ни спать, ни есть, плакала целыми днями. Я же была музыкант, и для меня стресс, что сын не услышит музыку Баха... Если бы я увидела впереди такие результаты, возможно, лучше спала бы ночью и все пережила легче.

В тоже время Светлана благодарна государству и медикам за бесплатную программу кохлеарной имплантации:

— Когда я только узнала, что есть такая операция, предполагала, что моим родителям, наверное, придется продать свою трехкомнатную квартиру и переехать в однушку, а мы с мужем возьмем кредит. А оказалось, что это делается бесплатно благодаря государственной программе. Хорошо, что бесплатной является и замена процессоров, хотя иногда с этим случаются задержки.

К языку через музыку

После операции Светлана сама занялась реабилитацией сына. Она приобрела все возможные книги по сурдопедагогике и начала применять на сыне различные методики. А в четыре года начала водить на занятия в музыкальную школу.

— Мой старший сын пошел в музыкальную школу, а Глеб сказал: «Тоже хочу». Я договорилась, что буду приводить его на занятия раз в неделю. На тот момент мы начали учить стихи, и он постоянно менял местами слова, путал окончания, и мы две строчки учили все лето. Я сказала музыкальному педагогу: «Если с сентября по декабрь вы одно четверостишие выучите и Деду Морозу споете, мы вместе это отпразднуем». Цель была — не музыка, а чтобы в его жизни появился дополнительный человек, с которым он будет общаться, от которого он будет брать что-то новое. И каждый урок они начали учить новую песню — через восемь занятий он пел все песни целиком, — вспоминает Светлана.

Она поняла, что стоит двигаться в этом направлении. Женщина сделала музыкальные занятия ежедневными и начала петь вместе с сыном каждый день по 15 минут. А через полгода он стал победителем республиканского конкурса «Рад слышать мир» в Беларуси среди детей с нарушенным слухом. Почву было тогда пять лет.

— Через несколько месяцев мы поехали в Санкт-Петербург на международный фестиваль «Волшебная симфония», где Глеб пел на сцене академической капеллы. В Петербурге сильны сурдопедагогические и логопедическая школы, я была уверена, что все остальные дети будут очень сильны. И была удивлена, что язык Глеба был одним из лучших. Я поняла, что благодаря занятиям пением наш язык стал быстрым, певучим, мелодичным, он стал использовать надъязыковые конструкции — фразеологизмы, сарказм.

Светлана Бурнас решила показать такой путь другим детям с кохлеарной имплантацией. В Минском городском ресурсном центре комплексной помощи детям с нарушенным слухом на базе 14-й школы ей предложили поработать музыкальным педагогом. Занятия проводились раз в неделю, но Светлана хотела сделать их ежедневными. Так появился канал на YouTube, куда после занятий она выкладывала песню, а родители должны были петь вместе с малышом ее ежедневно по 15 минут. Уже через 2,5 месяца воспитанники Светланы на новогоднем вечере спели песню «Елочка».

— Чем дальше я работала, тем меньше становился возраст моих учеников. Подключали процессор и ребенок, который не понимает звуков и не разговаривает, сразу приходил ко мне. Это положило начало открытию, что пение может быть до рассказывания, ведь дети легче поют, чем разговаривают. Именно пение закладывают фундамент для последующей речи. У детей с нарушенным слухом монотонный, отрывистый язык. Пение помогает сделать ее плавной и благозвучной. Появляются интонации: восходящие, вопросительные, над которыми бьются логопеды, — через песню это дается легче, — объясняет Светлана.

Мюзикл, хор, клип

За пять лет работы через занятия со Светланой Бурнас прошли сотни детей с кохлеарной имплантацией. И сегодня вместе с профессором Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и языка Инной Королевой она патентует свою методику пения для развития слуха. Кроме того, специалисты вместе ездят с семинарами в другие страны — Россию, Узбекистан, Киргизию.

Кроме этого, Светлана Бурнас реализовала ряд проектов для детей с кохлеарной имплантацией в Беларуси. Например, в прошлом году вместе с симфоническим оркестром при поддержке компании MED-EL, производящей кохлеарные импланты, поставили мюзикл «Маша и Витя против диких гитар» с участием детей с нарушениями слуха.

— Мой сын Глеб и моя ученица сыграли главные роли и пели вживую. О подготовке мюзикла MED-EL сняли документальный фильм, который озвучил Михаил Боярский, — говорит женщина.

На базе детской библиотеки имени Пушкина и государственной филармонии было организовано 17 «Встреч с музыкой». Каждая из них была посвящена отдельному инструменту: пианино, челеста, орган, клавесин, рояль, арфа, тромбон.

Еще один проект — «Пой с MED-EL».

— Раньше я брала детские песни, перерабатывала их и делала для детей доступными. Но через какое — то время все подходящие закончились, и я пришла к необходимости писать свои. Оказалось, что они еще лучше работают, так как я ставлю коррекционный каркас. Я написала три цикла песен, и первый лег в основу онлайн-курса «Пой с MED-EL», к которому имеется бесплатный доступ на YouTube. Это 12 занятий, рассчитанных на три месяца, каждую неделю открывается новая песня. Вместе с Инной Королевой мы разработали методические рекомендации, игры, которые сопровождают каждую песню, — говорит собеседница.

Сейчас готовится новый проект: на песню Светланы будет снят клип с детьми с кохлеарными имплантами из разных стран — России, Узбекистана, Казахстана.

— Я занимаюсь с детьми не для того, чтобы вывести их на сцену, а они там пели и соперничали. Мы делаем это для развития слуха и речи. Но без сцены я никому не докажу, что методика работает. Сейчас у меня 17 воспитанников, все они в хоре. Да, фальшивят, местами ошибаются, но результаты есть, — делится Светлана. — И, конечно, я наслаждаюсь тем, что делаю. Когда вижу концерт, где выступают мои воспитанники, и осознаю, что я к этому причастен, чувствую самую большую награду и мотивацию работать дальше.

Елена КРАВЕЦ

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.