Вы здесь

В Национальном архиве презентовали сборник документов «Хатынская трагедия»


В издании, созданном сотрудниками архива, рассказывается об уничтожении нацистами деревни Хатынь Логойского района. Картина того страшного дня, 22 марта 1943 года, воссоздана максимально точно и объективно — документы не врут. Причем о том, что это был акт геноцида в отношении мирных жителей, подтверждают не только показания очевидцев и документы Чрезвычайной Государственной комиссии, которая занималась выявлением и расследованием преступлений оккупантов и их пособников, а и свидетельства палачей, убийц хатынцев.

Кроме того, в сборнике можно узнать, как осуществлялся процесс увековечения памяти жителей Хатыни. Как возводился знаменитый на весь мир мемориальный комплекс, кто был в этом задействован, отражено в документах и в воспоминаниях авторов мемориала. Все 195 документов рассказывают о хатынской трагедии и ее мемориализации. Большинство из них хранится в Национальном архиве Беларуси. Однако вошли в сборник и документы из других архивов, включая Российскую Федерацию. Ценный материал нашелся и в периодической печати. Иллюстративный материал представлен фотографиями свидетелей трагедии, авторов мемориального комплекса.

Документальное доказательство преступления

Во время презентации сборника документов директор Национального архива Андрей Деменюк отметил символичность того, что он вышел накануне 80-летия хатынской трагедии. «Казалось, что прошло уже столько времени и тема это достаточно изучена, однако до сих пор существуют различные интерпретации, происходят откровенные фальсификации тех событий, — заметил он. — Поэтому Национальный архив совместно с сотрудниками Института истории решили еще раз взглянуть на эту проблему и представить неопровержимое документальное доказательство о зверствах нацистов и их пособников в сжигании деревень, в частности Хатыни».

Эта Логойская деревня стала символом уничтоженных населенных пунктов во время Великой Отечественной войны. Однако судьбу Хатыни повторили, по последним сведениям, не менее 216 поселений. Всего, по данным Генеральной прокуратуры, в годы войны полностью и частично было сожжено свыше 10,5 тысячи сельских населенных пунктов. Однако это еще не окончательная цифра — расследование о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время продолжается.

«Сегодня, наверное, нет человека, который бы не слышал такого слова, как Хатынь, — убежден директор Департамента по архивам и делопроизводству Олег Воинов. — Название небольшого белорусского поселения для всех нас стало символом трагедии народа Беларуси во время Великой Отечественной войны. Эта война качественно отличалась от предыдущих. Прежде всего тем, что вслед за немецко-фашистскими войсками шли так называемые войска СС, основной задачей которых было подавление любого сопротивления и уничтожение тех, кто не был согласен с режимом, который пытались установить на нашей территории. Поводом для массового уничтожения людей была борьба с движением сопротивления, с подпольщиками и партизанами. Беспощадность по отношению к мирному населению захватчики объясняли тем, что наказывают только партизан и их пособников. Гитлеровцы считали, что массовые казни, уничтожение городов, деревень позволят взять под контроль ситуацию, запугать белорусов и не допустить сопротивления на нашей земле».

Однако, как известно из истории, у них это не получилось. Белорусский народ — от мала до велика — боролся с врагом, не думая о собственной жизни, но никогда не забывая о будущем страны, завтрашнем дне своей нации. 

Академик-секретарь, член-корреспондент Национальной академии наук Александр Коваленя подчеркнул, что Хатынь стала символом трагедии и скорби белорусского народа, победой добра над злом. По его словам, колокола Хатыни «будят у нас необходимость памяти, чтобы совершать новое в нашей жизни, чтобы отстаивать правду о войне». 

Как обратила внимание заместитель председателя Постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Палаты представителей Лилия Ананич, можно допускать возможность интерпретации тех событий, но нельзя искажать факты, особенно если это касается нашей исторической памяти о Великой Отечественной войне, Великой Победе, событиях — трагических и героических. «Нашу историческую память хотят отменить и делается для этого все: не только разрушаются памятники, а и принимаются международные резолюции, когда на Советский Союз возлагается ответственность за развязывание войны», — констатировала депутат.

Парламентарий напомнила, что в Беларуси накоплен опыт мемориального законодательства (в мае 2021 года был подписан Закон «О недопущении реабилитации нацизма», в январе 2022 года — Закон «О геноциде белорусского народа»), который может быть не только полезным, а и необходимым, для других стран. «Государств, которые так, как и мы, разделяют и трагедию Хатыни, и того поколения, которое вынесло на себе эту страшную войну, которые чтят эту память, увековечивая ее в величественных монументах и скромных обелисках, — подчеркнула Лилия Ананич. — До тех пор пока мы будем делать именно так, мы имеем право называть себя потомками поколения победителей, представителями народа Республики Беларусь и быть уверенными в том, что никогда наша земля не будет знать подобных испытаний».

Ответственность перед судом истории 

Ведущий научный сотрудник отдела публикаций Национального архива Вячеслав Селеменев отметил, что 15 лет как хатынская тема вошла в деятельность Национального архива. «В последние годы, наше научное сообщество не проявило интерес по этой проблеме, — заметил руководитель творческого коллектива сборника документов «Хатынская трагедия». — Теперь же, когда этой темой занялась Генеральная прокуратура, развернулась масштабная работа. Однако по-прежнему у нас нет ни одного научного исследования по теме сожженных белорусских деревень. Зато есть 11 сборников документов, в которых рассматривается хатынская проблема и создание мемориала на месте трагедии. Приступая к этой теме, на тот момент мы получили хорошую возможность работать с уголовными делами осужденных военнослужащих 118-го батальона и особого батальона СС Дирлевангера. Сегодня обратиться к этим документам нельзя: они засекречены». 

Зато есть ряд соответствующих сборников документов — архивистами полностью восстановлена картина того, что произошло 22 марта 1943 года в Хатыни. Достоверно известно, что в уничтожении Хатыни участвовали два подразделения: 118-й украинский батальон охранной полиции и лица батальон СС Дирлевангера. Единственным «белым пятном» в этой кровавой истории, по словам Вячеслава Селеменева, остается судьба командира 118-го батальона Кернера. 

«Хатынь — это еще проблема не только нашей памяти, — обратил внимание научный сотрудник Центра военной истории Беларуси Института истории Национальной академии наук Валерий Надтачаев. — Это еще и вопрос распределения и сохранения ответственности о лицах, совершивших преступления. Мы о них помним не потому, что ими гордимся. Мы о них помним по той причине, что они должны быть наказаны. И даже спустя годы, будь то и заочный приговор суда, не говоря уже о суде нашей памяти. Убийцам хатынцев нет никакого прощения».

Храм под открытым небом

Руководитель творческой мастерской архитектора Леонида Левина Галина Левина назвала книги, выпущенные в разное время Национальным архивом по истории Хатыни, золотым фондом мемориализации истории Хатыни. И последний сборник — не исключение. «Как сама трагедия в Хатыни перевернула отношения к Беларуси в годы Великой Отечественной войны, так и создание мемориала повлияло на то, как начали воспринимать нашу страну с начала 1970-х годов, — заметила архитектор. — Хатынь повлияла и на искусство (Национальный художественный музей готовит выставку тех работ, которые по мотивам Хатыни создавали художники 1970-х годов), и на литературу, кинематографию. У Леонида Менделевича спрашивали, является ли памятник в Хатыни советским. Отец всегда говорил, что это белорусский памятник, так как он мог возникнуть только здесь, на белорусской земле».

Во время презентации сборника документов присутствовал один из авторов мемориального комплекса «Хатынь», лауреат Ленинской премии Юрий Градов. Известный архитектор вспомнил, как происходило возведение одной из святынь белорусского народа, символа всех сожженных деревень в нашей стране. Он рассказал, что очень эмоциональный отпечаток на творческую команду наложила история уничтожения Хатыни. «Хатынь — это памятник — документ, — убежден Юрий Градов. — Мы документально средствами искусства, архитектуры, дизайна рассказали о трагедии, которая здесь произошла. Я называю Хатынь храмом под открытым небом, где небо — это купол, окружающий лес — стены, а 26 домов с колоколами — это колокольня». 

Как справедливо заметил Юрий Градов, Хатынь выдерживает испытания временем — она современна и сегодня. И с этим сложно не согласиться. Сколько раз не приезжал бы на это место, которое стало незаживающей раной для белорусов, испытываешь неподдельные эмоции. Побывав даже в одной Хатыни, понимаешь, что война — это страшно и недопустимо. Ни при каких обстоятельствах такое не должно повториться на нашей земле. 

Вероника КАНЮТА

Фото Национального архива

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.