На прошлой неделе в Полоцке прошло выездное заседание Консультативного совета при Совете Республики по вопросам социальной адаптации и интеграции детей с особенностями психофизического развития. В заседании приняли участие Председатель Совета Республики Наталья Кочанова, представители заинтересованных министерств и ведомств — образования, здравоохранения, соцзащиты, а также родители, воспитывающие детей с особенностями развития.
«Сегодня одним из важных принципов образования, который закреплен в Кодексе об образовании Республики Беларусь, является инклюзия. Каждое учреждение образования, начиная от дошкольных и заканчивая вузами, нацелено на то, что в их стены могут прийти дети с особенностями. Сегодня в стране функционируют 237 учреждений специального образования, из них 141 Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, фактически в каждом районе нашей страны сегодня работают такие центры. В их раннюю комплексную помощь получают 1,5 тысячи детей в возрасте до 3 лет; обучается в группах и классах около 3 тысяч; дополнительно получает коррекционно-педагогическую помощь более 4,5 тысячи учащихся. Кроме ЦКРОиР, более 4 тысяч детей посещает 48 специальных детских садов, в том числе это 22 специальных детских сада для детей с тяжелыми нарушениями речи, 10 — для воспитанников с нарушениями зрения, 3 — для детей с интеллектуальной недостаточностью, 2 — для детей с нарушениями слуха, по одному — для детей с трудностями в обучении и нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Также 9 детских садов имеют группы для воспитанников с различными нарушениями психофизического развития», — отметил в докладе министр образования Андрей Иванец.
В стране функционируют 48 специальных школ, в которых обучается 5190 детей. За последние годы проведена серьезная работа по оптимизации сети учреждений специального образования: начиная с 2000-х годов количество таких учреждений сократилось почти в два раза (с 95 до 48), но отказаться от их функционирования нельзя, потому что сегодня для целого ряда детей необходимо создать особые условия для их обучения и воспитания. Сегодня более 70% детей с особенностями психофизического развития обучается в интегрированных группах и классах, в каждой школе таких воспитанников от 2 до 14%.
В учреждениях среднего специального образования обучается 2712 детей с особенностями развития и 902 ребенка с инвалидностью — это свидетельствует о том, что сеть инклюзивного образования создана не только на уровне дошкольного и среднего образования. Возникает закономерный вопрос: достаточна ли существующая сеть образования для удовлетворения потребностей в обучении и воспитании таких детей? Сеть достаточна, однако существуют проблемы, которые предстоит решить: подготовка кадров и воспитание инклюзивной культуры у всех участников образовательного процесса. Сегодня каждый особенный ребенок находится не просто в поле зрения системы образования, но и обучается в соответствии со специальным образовательным маршрутом.
Сегодня около 179 тысяч человек находится в банке данных детей с особенностями психофизического развития, 97 процентов из них — дети с нарушениями речи, 6 — с интеллектуальной недостаточностью, 6,7 процента — дети с трудностями в обучении, 1,5 — с нарушениями зрения, более 1 процента — с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, почти 2 процента — с нарушениями аутистического спектра и более 1 — дети с тяжелыми психическими и физическими нарушениями. Разнообразие видов заболеваний — серьезный вызов для системы образования. Так, за последние пять лет количество детей из РАС выросло в три раза. Актуальным вопросом является и выстраивание системы помощи детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. По оперативным данным, сегодня в учреждениях дошкольного и среднего образования обучается более 1000 таких детей, однако на учете в учреждениях здравоохранения состоит более 2000 человек. Это говорит о том, что практически каждые вторые родители, воспитывающие ребенка с СДВГ, не информируют учителей об особенностях школьника, что значительно усложняет работу педагогов. Министерством образования определены пути решения проблем в сфере инклюзивного образования. Первое — укомплектованность учреждений образования квалифицированными кадрами. Сегодня в системе образования задействованы 418 тысяч педагогов, 40 тысяч из них осуществляют образовательный процесс в учреждениях специального образования в условиях интегрированного обучения. Из 40 тысяч педагогов 12 тысяч — учителя-дефектологи, 4,1 тысячи — психологи. Укомплектованность кадрами составляет 99 процентов, однако повышение квалификации и переподготовка кадров — необходимый и непрерывный процесс.
«Большая работа проводится и по разработке учебно-методического обеспечения образовательного процесса, за последние три года издано 76 учебных пособий для детей с ОПФР, в том числе 18 на основе шрифта Брайля. Особое внимание уделяется созданию особых условий для обучения, это совместная работа Министерства образования с местными органами власти. Элементы доступной среды имеют всего 60% учреждений дошкольного и среднего образования, активная работа в данном направлении будет продолжаться», — подчеркнул министр.
Чтобы обеспечить сопровождение детей с нарушениями аутистического спектра, с 2016 года были внесены изменения в квалификационные характеристики должностей «воспитатель дошкольного образования» и «воспитатель». Сегодня это около 1800 штатных единиц, которые обеспечивают деятельность ребенка на занятиях, оказывают помощь в соблюдении распорядка дня, взаимодействии со сверстниками. С 2022 года впервые подготовка таких кадров началась на уровне среднего специального образования в двух колледжах. Персональное сопровождение и педагогическая помощь может организовываться детям с нарушениями зрения, функций опорно-двигательного аппарата и другим.
На сегодняшний день родители детей с особенностями развития становятся полноправными участниками образовательного процесса, проводниками для системы образования в поиске оптимальных условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка. С родителями регулярно проводятся встречи, на которых находят пути взаимодействия с органами местной власти, общественными организациями, учреждениями здравоохранения. Во исполнение предыдущего заседания Консультативного совета Институтом инклюзивного образования совместно с Комитетом по образованию Мингорисполкома были организованы учебные курсы на базе института для всех руководителей учреждений образования города Минска, педагогов-психологов и учителей-дефектологов.
Остается проблемой несформированная у родителей обычных детей культура принятия детей с особенностями развития в общих классах. В этой связи необходимо активизировать информационную работу, первый шаг уже сделан — на базе «Учительской газеты» был проведен круглый стол со специалистами и родителями. В октябре 2022 года министерствами здравоохранения, труда и социальной защиты, образования подписана дорожная карта по межведомственному взаимодействию в области социальной адаптации и интеграции детей с ОПФР.
«В сфере инклюзивного образования каждый из нас должен понимать, что только совместными усилиями мы можем решить такую важную и актуальную задачу обучения и интеграции детей с особенностями психофизического развития. Это работа ежедневная и поступательная, которая, приобретая новые формы, будет продолжена», — отметил Андрей Иванец.
Наталья Кочанова поблагодарила членов консультативного совета за оперативное реагирование на темы прошедших заседаний и отметила, что наша страна в сфере инклюзивного образования имеет богатый передовой опыт. «Самое главное для нас, чтобы эти дети в дальнейшем могли себя реализовать. Мы все должны подключиться к такой работе», — подчеркнула председатель Совета Республики. Она обратила внимание на укомплектованность школ педагогами-психологами и дефектологами, имеющими соответствующее образование. «Нам необходимо быть уверенными в том, что с детьми работают квалифицированные специалисты. Практика показывает, что если бы психологи работали с особыми детьми качественно и компетентно, то трудностей в социальной адаптации и интеграции в обществе можно было бы избежать».
Наталья Кочанова заострила внимание и на вопросе оказания помощи детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности и их родителям. Статистика показывает, что количество таких детей, состоящих на учете, в два раза выше количества обучающихся по специальной программе. Это свидетельствует о сложности выявления диагноза, по которому несколько лет назад не вели анализ вообще. Многие родители из-за недостаточной диагностики в учреждениях здравоохранения не знают, как воспитывать детей с особенностями. Здесь должны подключиться средства массовой информации для широкого освещения и привлечения внимания общественности к проблеме. «Для нас это очень важно. Поверьте, чем больше у нас будет доброты и милосердия, тем больше мы будем понимать, что наше общество здоровое», — отметила Наталья Ивановна.
Директор Института инклюзивного образования БГПУ имени Максима Танка Вера Хитрук рассказала о подготовке квалифицированных педагогических кадров. Сегодня в институте обучается более 1,5 тысячи студентов по всем специальностям дефектологии. С 2021 года для всех педагогических специальностей введены дополнительные разделы дисциплины, а также включена в программу дисциплина «Инклюзивно-образовательная практика» — то есть теперь каждый педагог нашей страны будет иметь основы инклюзивного образования независимо от полученной специальности. Нововведение обусловлено увеличением числа детей с особенностями развития и необходимостью навыков работы с ними у педагогов. Особое внимание отдано подготовке психологов и дефектологов, с сентября 2021 года в институте введены дополнительные дисциплины «Специальная психология», практикум по коррекции и развитию эмоциональной сферы личности, в подготовку социальных педагогов также включены новые дисциплины. Фокус внимания в подготовке учителя дефектолога сдвинут с фиксации дефицитов ребенка до выявления его сильных сторон, создания условий развития личности. «Не диагноз определяет успешность человека в социуме, а тот функционал, который он может использовать», — подчеркнула Вера Валерьевна. С сентября 2023 года начнется подготовка учителей-дефектологов по новой специальности «специальное и инклюзивное образование» с шестью профилизациями. Одна из профилизаций новая не только для нашей страны, но и для России — «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра».
Наталья Ивановна подчеркнула, что сегодня с появлением новых информационных технологий остро стоит проблема коммуникации среди детей независимо от их физического здоровья. К решению данного вопроса необходимо подключать не только педагогов, но и родителей.
На заседании Консультативного совета присутствовали родители детей с особенностями развития, они поделились с присутствующими историями успешной интеграции в общество и реализации благодаря квалифицированной помощи специалистов. Так, мама из Гомеля продемонстрировала достижения своего сына в спорте и творчестве, сейчас с помощью специалистов семья ведет активный образ жизни и с радостью делится с другими примером веры и стойкости на пути к преодолению препятствий.
«Мы рассмотрели вопросы, как дети с особенностями развития могут получить инклюзивное образование, как это воспринимается теми, кто находится в классе. Мы посетили Центр коррекционно-развивающего обучения, увидели, как интегрированное образование осуществляется в школе, и понимаем, что в целом у нас в государстве выстроена четкая система, включая обучение педагогов, занимающихся с такими детьми. Однако на местах возникают некоторые проблемы, и для того чтобы их увидеть и решить на местном уровне, мы обсуждаем и объясняем, что нужно еще сделать, чтобы минимизировать их. Это уже третье такое заседание, и люди на каждом из них благодарят за ту помощь, которая оказывается им для оперативного решения проблем», — отметила по итогу выездного заседания консультативного совета Наталья Кочанова.
Александра ГВОЗДЕВА
Фото БелТА
Сегодня женщины уже реже смотрят в свой паспорт.
Технологии, которые накормят.
Вдохновлять своим примером учеников.