Вы здесь

Послание Конституционного суда Республики Беларусь


Послание Конституционного суда Республики Беларусь О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь — Президенту Республики Беларусь, Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совету Республики Национального собрания Республики Беларусь.


О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь

Динамичное развитие общественных отношений, актуализация проблем мира и гражданского согласия, обеспечения национальной безопасности, сохранения конституционной идентичности и укрепления суверенитета обусловили проведение в Республике Беларусь конституционных преобразований, важнейшим этапом которых явилось принятие 27 февраля 2022 г. на республиканском референдуме изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь.

Обновленная Конституция определила современные основы модернизации государства и общества, новые подходы к функционированию органов государственной власти и общественно-политических институтов с целью утверждения прав и свобод человека и гражданина, устоев правового государства и социального справедливого общества.

Конституционное закрепление долга граждан Республики Беларусь по сохранению исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа, патриотизм служат основой формирования конституционно ориентированного правосознания личности и важнейшим конституционным ориентиром государственной политики по воспитанию у молодежи чувства ответственности за настоящее и будущее страны.

Условиями полноценного осуществления конституционных изменений являются последовательное и системное законодательное обеспечение механизмов достижения конституционных целей, неукоснительное соблюдение конституционного правопорядка государственными органами и должностными лицами, институтами гражданского общества и гражданами.

Важная роль в утверждении современного белорусского конституционализма принадлежит Конституционному Суду Республики Беларусь, который путем осуществления конституционного контроля в государстве в целях защиты конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства Конституции и ее прямого действия гарантирует конституционную безопасность, способствует осуществлению конституционализации права, правоприменения и правосознания.

Посредством конституционного правосудия изменяется качество правовой системы, формируется особый политико-правовой режим судебного обеспечения верховенства Конституции, ее правовой защиты как акта прямого действия, гарантирующего сбалансированную реализацию фундаментальных ценностей и интересов общества в демократическом правовом государстве.

I

Обновленная Конституция, закрепляя такие универсальные ценности, как человек, его права и свободы, суверенитет, народовластие, верховенство права, социальная справедливость, равенство всех перед законом, культурное и духовное наследие, определяет основные векторы, пределы и содержание необходимого законодательного регулирования.

Высшая юридическая сила Конституции оказывает непосредственное регулирующее воздействие на общественные отношения, выражающееся в обязательности ее положений для государственных органов и должностных лиц, организаций и граждан, является главным критерием нормотворческой и правоприменительной деятельности, обеспечения конституционализации общественных отношений, действенности конституционно-правовых механизмов защиты прав и свобод граждан.

Прямое действие Конституции на всей территории Республики Беларусь позволяет осуществлять масштабную конституционализацию законодательства с целью обеспечения эффективного правового регулирования жизнедеятельности человека, общества и государства посредством реализации содержания принципов и норм Конституции.

1. Важнейшим направлением развития современного белорусского конституционализма является совершенствование существующих и выработка новых форм участия граждан в управлении делами государства и общества. Обновленная Конституция предусматривает уникальную форму осуществления власти народом — Всебелорусское народное собрание, которое, будучи высшим представительным органом народовластия, знаменует переход к социальной демократии.

Состав делегатов Всебелорусского народного собрания, определяемый законом порядок его формирования позволяют в рамках конституционно-правового поля учитывать голос и волю всего народа, принимать на самом высоком уровне единое решение, являющееся обязательным для исполнения всеми государственными органами.

Конституционно-властные полномочия Всебелорусского народного собрания направлены на реализацию стабилизационной, консолидирующей, программно-стратегической и регулирующей функций государства, объединение и сплочение общественно-политических сил в стране, достижение гражданского согласия по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.

Обновленной Конституцией предусмотрено усиление роли и укрепление независимости судебной власти как самостоятельной ветви государственной власти, осуществляющей функцию правосудия посредством разрешения судебных дел в установленной законом процессуальной форме.

В этих целях изменениями и дополнениями Конституции закреплен статус Верховного Суда Республики Беларусь как органа, возглавляющего систему судов общей юрисдикции и являющегося высшим судебным органом, осуществляющим правосудие посредством гражданского, уголовного и иных форм судопроизводства, предусмотренных законом; установлен новый порядок формирования Верховного и Конституционного судов.

Существенно расширены полномочия Конституционного Суда по осуществлению конституционного контроля нормативных правовых актов в государстве, оценки конституционности действий высших органов государственной власти.

Указанными положениями Конституции обеспечиваются предоставление гражданам эффективной судебной защиты, утверждение верховенства Конституции и конституционной законности, укрепление конституционного правопорядка.

Конституцией установлены конкретные временные периоды для приведения законов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь в соответствие с Конституцией, а также для принятия закона, определяющего компетенцию, порядок формирования и деятельность Всебелорусского народного собрания. В связи с этим Конституционный Суд отмечает, что осуществление конституционных преобразований требует продуманной законодательной конкретизации и выработки правовых механизмов реализации конституционных принципов и норм, что обусловливает необходимость последовательной и системной законотворческой деятельности.

Воплощение в жизнь положений обновленной Конституции, утверждение конституционной законности обусловливают необходимость принятия законов и иных нормативных правовых актов в строгом соответствии с Основным Законом при соблюдении общепризнанных принципов и стандартов в области прав и свобод человека на основе верховенства права, важнейшими элементами которого являются: соблюдение прав и свобод человека и гражданина, законность, правовая определенность, справедливость, пропорциональность, равенство всех перед законом при исключении всякой дискриминации, доступ к правосудию.

Существенным аспектом выступает само содержание законодательных актов, обеспечивающих претворение целей конституционных преобразований и соблюдение границ этих преобразований.

2. Обновление законодательства обусловливает необходимость обеспечения в деятельности государственных органов, должностных лиц, организаций и граждан правореализации, соответствующей конституционным целям и ценностям. В результате изменения законодательства закрепляются новые правила, формируется определенное отношение к ним со стороны общества, заключающееся в их соблюдении, использовании, исполнении и применении.

Именно правоприменение, включающее особый организационно-правовой способ властной деятельности уполномоченных органов, выступает особой формой правореализации, нацеленной на правомерное претворение нормативных предписаний в жизнь и по сути объединяющей все остальные формы реализации права.

В соответствии с положениями обновленной Конституции в Конституционный Суд вправе обращаться граждане с жалобами на нарушения их конституционных прав и свобод законами, примененными в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты, а суды — с запросами о проверке конституционности нормативных правовых актов, подлежащих применению судами при рассмотрении конкретных дел. Тем самым на Конституционный Суд возлагается функция выявления конституционно-правового содержания конституционных принципов и норм при правоприменении.

Таким образом, правоприменительная практика, осуществляемая в соответствии с конституционным регулированием, на основе единообразного понимания конституционных норм, посредством определенных, адекватных и эффективных средств реализации конституционных положений, позволяет минимизировать риски нарушения конституционных принципов и норм, угроз конституционному правопорядку.

3. Обеспечение действия положений обновленной Конституции предполагает наличие высокого уровня правовой культуры. Учитывая, что деформированное общественное мнение может стать причиной юридических конфликтов, привести к «нестыковке» требований Конституции и ожиданий общества, необходимо постоянное разъяснение конституционных положений, рассчитанное на массовую аудиторию с разным уровнем профессиональной и общеобразовательной подготовки, разными взглядами.

Обязательным условием является продолжение работы по воспитанию граждан в духе ответственности за развитие конституционных идеалов. Привлечение внимания населения к конституционным преобразованиям способно обеспечить не только поддержку гражданами изменений и дополнений Основного Закона, но и приверженность конституционным ценностям, способствуя тем самым дальнейшему внедрению их в общественную практику.

Конституционный Суд считает, что для наполнения конституционных принципов и норм практическим содержанием они должны быть как отражены в законодательстве, так и стать определяющей частью общественного правосознания. При этом не только государственные органы, должностные лица обязаны действовать в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства, но необходимо, чтобы и граждане знали и уважали Конституцию, осмысленно воспринимали ее фундаментальные ценности и принципы.

Посредством формирования конституционного правосознания воплощаются в жизнь основополагающие принципы организации и жизнедеятельности общества и государства, а также умение личности осознанно и с позиций Основного Закона реализовывать свои конституционные права и исполнять обязанности.

Согласно Конституции символами Республики Беларусь как суверенного государства являются ее Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн.

Конституционный Суд отметил, что в государственных символах отражаются исторически обусловленные мировоззренческие начала и цивилизационные цели развития народа Беларуси как государствообразующего субъекта, его менталитет, базовые морально-нравственные императивы и эстетические предпочтения; Государственный флаг и Государственный герб Республики Беларусь символизируют трудолюбие белорусского народа, его толерантность, мудрость, стремление к свободе и справедливости, миролюбивый характер, силу и процветание белорусского государства, а также красоту и уникальность природы Беларуси; реализация положений Конституции в Законе «О государственных символах Республики Беларусь» способствует воспитанию у учащихся учреждений образования и других граждан чувств патриотизма и гражданственности, гордости за свое Отечество, привитию уважения к исторической памяти, традициям, национальной и культурной самобытности белорусского народа (решение от 26 декабря 2020 г. по Закону Республики Беларусь «О государственных символах Республики Беларусь»).

Положениями обновленной Конституции установлено, что каждый должен проявлять социальную ответственность, вносить посильный вклад в развитие общества и государства. Конституционный долг каждого как внутренне принимаемое и добровольное обязательство гражданина направлен на установление баланса прав и обязанностей, способствующего достижению справедливого равновесия между интересами общества и необходимыми условиями защиты прав и свобод личности.

Конституцией предусмотрено, что государство обеспечивает сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, а сохранение исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа, патриотизм являются долгом каждого гражданина Республики Беларусь.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда, законодательное признание и осуждение факта геноцида белорусского народа соответствует положениям Конституции, закрепит в исторической памяти народа справедливую оценку злодеяний фашистов и их пособников на белорусской земле, станет данью памяти потомков миллионам жертв фашизма, а также будет иметь важное конституционно-правовое и политическое значение (решение от 29 декабря 2021 г. по Закону Республики Беларусь «О геноциде белорусского народа»).

Обновленная Конституция, закрепляя важнейшие цели и ценности общества и государства, является действенным инструментом формирования правовой культуры граждан. Через осмысление конституционных положений осуществляются самоидентификация человека как активного носителя прав и обязанностей, присущих каждому члену гражданского общества, формирование конституционного патриотизма.

Конституционный Суд считает, что конституционный патриотизм предопределяет повышение конституционной культуры, включая осознанное понимание необходимости жить и действовать в соответствии с Конституцией, ее ценностями и целями. Суть конституционного патриотизма состоит в том, что граждане не только проявляют любовь и уважение к своей Отчизне, народу, его истории, культуре, морально-нравственным и правовым традициям, но и, пользуясь в полной мере конституционными правами, ответственно исполняют конституционные обязанности, стремятся внести свой вклад в достижение конституционных целей.

Конституционный патриотизм обеспечивает демократизацию и гуманизацию общественных процессов, ставит человека как высшую ценность в центр общественных процессов. Конституционный патриотизм должен стать основой правовой идеологии, основополагающим фактором стратегии устойчивого развития Республики Беларусь. На воспитание конституционного патриотизма должна быть направлена деятельность всех государственных органов.

По мнению Конституционного Суда, именно конституционный патриотизм должен выступать в качестве доминанты общественного сознания, поскольку он обеспечивает идентификацию человека с определенным историческим сообществом, основанным на ценностях, закрепленных в качестве конституционных принципов, которые предопределяют создание общества свободных и равных граждан с общими идеологическими установками, направленными на построение демократического социального правового государства.

Достигнутое обществом осознание необходимости конституционных преобразований, гражданская зрелость его членов, о чем свидетельствуют активное участие граждан в подготовке изменений и дополнений Конституции, принятие их на республиканском референдуме (народном голосовании), широкое общественное обсуждение законопроектов, предусматривающих формирование новых конституционно-правовых институтов, являются залогом успешности реализации конституционных целей.

Конституционный Суд считает, что в основе повышения уровня конституционной культуры и общественного правосознания должна находиться идея современного конституционализма, важнейшими составляющими которого выступают верховенство Конституции и верховенство права, неуклонное соблюдение конституционных предписаний всеми государственными органами, должностными лицами, организациями и гражданами, установление баланса интересов личности, общества и государства на основе конституционных положений, воспитание и формирование личности как гражданина, осознанно и добровольно соблюдающего законы своей страны, способного проявлять конституционный патриотизм при защите ценностей и идеалов Конституции.

II

Положения обновленной Конституции выступают в качестве нормативно-правовой основы, социально-правового ориентира государственной, общественной и личной безопасности, обеспечение которых позволяет достичь полноценной реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина.

В условиях глобализации, интеграции и взаимозависимости общественных и межгосударственных процессов обязательным условием поступательного и динамичного развития государства и общества выступает гарантирование конституционной безопасности, сущность которой состоит в обеспечении и защите прав и свобод человека и гражданина, наиболее важных интересов общества и государства от внутренних и внешних угроз.

При этом гарантирование конституционной безопасности невозможно без обеспечения конституционного правопорядка, который, будучи одной из современных характеристик конституционализма, призван гармонизировать государственное и общественное развитие, гарантировать стабильность конституционно-правовой жизни.

Утверждение конституционного правопорядка означает, что правовые нормы, регулирующие общественные отношения в различных сферах социальной действительности, должны базироваться на положениях Конституции, а правовые институты и отрасли права находиться в системной взаимосвязи, образуя стройную правовую систему, включающую конституционные принципы и нормы как ее фундаментальное основание. При соблюдении этих условий обязательная нормативная сила права подкрепляется строгостью его конструкции и пределов толкования, а общественные отношения соответствуют конституционным предписаниям вследствие неуклонного и последовательного их исполнения.

Конституционный правопорядок — важнейший фактор действенной защиты прав и свобод граждан, конституционного строя, достижения гражданского согласия. Утверждение конституционного правопорядка в законодательстве и правоприменении означает, что конституционные права и свободы трансформируются в демократически закрепленные нормы жизни, обязательные для каждого гражданина и общества в целом, добросовестно и последовательно соблюдаемые ими.

Значительную роль в укреплении конституционного правопорядка в современных условиях имеет конституционализация права, которая обеспечивается законодательством, основанным на верховенстве и прямом действии Конституции как определяющем факторе гармоничного и устойчивого развития общества и государства, а также соблюдением конституционно-правового режима правоприменения.

Верховенством и прямым действием Конституции предопределены правовые механизмы, гарантирующие воплощение конституционных положений в жизнь.

Посредством утверждения верховенства Конституции, конституционных ценностей в нормотворчестве и правоприменении осуществляется конституционализация общественных отношений, устанавливается режим конституционной законности, при котором государство, все его органы и должностные лица, а также организации и граждане действуют на основе и в соответствии с Конституцией, а право как важнейший социальный регулятор обеспечивает достижение целей и решение задач, определенных Основным Законом государства.

Прямое действие Конституции обусловливает интеграцию конституционной модели организации общественных отношений в социальную практику как непосредственно, так и путем выработки на законодательном уровне правовых механизмов для полной реализации гражданами закрепленных в Конституции прав и свобод, а также непосредственное применение конституционных норм всеми правоприменительными органами путем их индивидуализации с учетом жизненной ситуации, требующей разрешения применительно к конкретному субъекту правоотношения.

Конституционализация права приводит к формированию правовой личности — личности, которая благодаря праву активно включена в политическую и социально-правовую действительность, в полной мере реализует свои права и исполняет обязанности, является активным участником конституционных правоотношений, способствует формированию реального общественного доверия между людьми, различными социальными группами и государством, побуждающего каждого члена общества к конструктивному и осознанному волеизъявлению.

Конституционный Суд полагает, что в укреплении конституционного правопорядка значимая роль принадлежит нравственным ценностям, которые представляют собой основу объединения граждан, стабильности и динамизма конституционного развития, укрепления конституционно-правовой безопасности, достижения состояния правовой защищенности личности, общества и государства от современных вызовов и угроз.

Важное значение в процессе конституционализации права и обеспечении конституционного правопорядка имеет деятельность Конституционного Суда, который при осуществлении конституционного правосудия, выявляя и раскрывая содержание конституционных ценностей, принципов и норм, ориентирует законодателя и правоприменителей на соблюдение многогранного содержания Конституции, недопустимость искажения конституционных положений в законодательстве, правопонимании и правоприменении, в необходимых случаях указывает на осуществление нового либо дополнительного правового регулирования общественных отношений в конкретных сферах жизнедеятельности, определяет направления совершенствования законодательства.

Последовательное осуществление конституционализации права способствует укреплению конституционного правопорядка, повышению эффективности реализации законов и деятельности органов публичной власти. Степень реализации Конституции и конституционного законодательства определяет качественное состояние конституционного правопорядка в государстве.

III

Конституционный контроль в Республике Беларусь, призванный обеспечивать надлежащий конституционно-правовой баланс властных полномочий государственных органов, равновесие всех общественно-политических сил в государстве, на современном этапе конституционного развития является фактором стабильности и устойчивого развития белорусской государственности.

Анализ основных этапов становления и функционирования конституционного контроля свидетельствует о закономерном и поступательном совершенствовании системы конституционного контроля, расширении его задач в государственно-правовом механизме защиты основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина.

В 2008 году Конституционный Суд был наделен правом осуществлять обязательный предварительный контроль конституционности всех законов, принятых Парламентом Республики Беларусь, до их подписания Президентом Республики Беларусь.

За период с 2008 по 2022 год Конституционным Судом принято 1026 решений, в которых дана оценка качества конституционно-правового регулирования общественных отношений в различных сферах на основе принципов и норм Конституции.

В указанный период Конституционным Судом разработана методологическая основа осуществления предварительного контроля законов, особого процессуального порядка рассмотрения дел, формирования правовых позиций, адресованных законодателю и правоприменителям.

Своими решениями, принятыми в порядке обязательного предварительного контроля законов, Конституционный Суд оказал позитивное влияние на развитие конституционной доктрины. Правовые позиции, которые формировались Конституционным Судом исходя из системного глубокого доктринального правового анализа конституционных норм в их логической взаимосвязи, способствовали обеспечению единства и согласованного взаимодействия всех государственных органов в соответствии с их конституционными полномочиями, соблюдению конституционной законности в законодательном процессе и правоприменительной практике, обеспечению и защите закрепленных в Конституции прав и свобод человека и гражданина.

В указанных решениях Конституционным Судом сформулировано 305 правовых позиций, в которых внимание законодателя обращалось на выявленные в законах случаи правовой неопределенности, пробелы и коллизии, а правоприменителям указывалось на необходимость точного понимания содержания законодательных норм и соблюдения конституционно-правового режима их применения в своей деятельности. Правовые позиции Конституционного Суда о необходимости устранения в проверяемых законах выявленных конституционно-правовых дефектов законодательного регулирования позволяли преодолевать правовую неопределенность норм законов без признания их неконституционными и тем самым способствовали формированию правоприменительной практики на конституционно-правовой основе.

В ряде правовых позиций Конституционный Суд с учетом реальной практики современного конституционализма излагал конституционно-доктринальные подходы к совершенствованию правовой системы государства, указывал конкретные направления законодательного регулирования общественных отношений, определял конституционно-правовой режим применения правовых норм.

1. В решениях Конституционного Суда сформулированы правовые позиции, констатирующие реализацию и развитие в законах конституционных принципов и норм, создание необходимых правовых механизмов для гарантирования незыблемости основ конституционного строя, обеспечения и защиты прав и свобод человека как высшей ценности и цели государства и общества.

В решении по изменениям законов, регулирующих вопросы эффективного функционирования военной организации государства, отмечено, что при предоставлении отсрочки от призыва на срочную военную службу, службу в резерве для продолжения образования законодатель исходил из необходимости достижения разумного и справедливого баланса между целями, с одной стороны, подготовки высококвалифицированных кадров для потребностей общества и государства, а с другой — обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны, укомплектования Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований личным составом, необходимым для эффективного решения задач по защите Отечества. Установленная Законом Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» система отсрочек от призыва на военную службу в зависимости от получения образования разного вида и уровня является законодательно закрепленной гарантией как конституционного права на образование (статья 49 Конституции), так и порядка реализации конституционного долга по защите Республики Беларусь определенными категориями граждан (статья 57 Конституции) (решение от 10 июля 2019 г.).

2. При проверке конституционности законов, устанавливающих положения, ограничивающие либо иным способом затрагивающие права и свободы личности, в решениях Конституционного Суда подчеркивалось, что правовые ограничения должны обеспечивать баланс между конституционными правами и свободами граждан и публичными интересами государства и общества. Любые ограничения конституционных прав и свобод должны быть не только юридически допустимыми, социально оправданными, но и справедливыми, необходимыми и соразмерными конституционно признаваемым целям таких ограничений.

В решении по проверке конституционности Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях обращено внимание, что предусматриваемые этим Кодексом меры обеспечения административного процесса, в том числе административное задержание физического лица, наложение ареста на имущество, будучи по своей сути мерами процессуального принуждения, в определенной степени ограничивают права и свободы граждан, права и законные интересы юридических лиц.

Конституционным Судом выражена правовая позиция о том, что положения указанного Кодекса, определяющие правовой механизм применения мер обеспечения административного процесса, соответствуют нормам Конституции и согласуются с положениями международно-правовых актов, поскольку эти меры ограничительного характера не искажают сущности конституционных прав и свобод, не ведут к утрате их реального содержания, применяются только в отношении определенных категорий лиц и за совершение отдельных конкретных правонарушений. Такие ограничения учитывают принципы пропорциональности, справедливости и гуманизма, являются средствами правовой защиты общественного порядка, прав и свобод других лиц и соразмерны защищаемым Конституцией целям и ценностям (решение от 28 декабря 2020 г.).

3. В ряде решений Конституционного Суда обращалось внимание на то, что из конституционных положений о социальном государстве вытекает обязанность государства обеспечивать рост благосостояния граждан, создавать условия для улучшения их жизни, содействовать развитию их экономической активности.

В решении по проверке Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам социальных нормативов и минимальной заработной платы» Конституционным Судом отмечено, что при реализации положений этого Закона, касающихся установления в актах законодательства соотношений между минимальными государственными социально-трудовыми гарантиями и бюджетом прожиточного минимума, нормотворческим органам следует учитывать конституционное право каждого на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий (часть вторая статьи 21 Конституции), а также руководствоваться принципом социальной справедливости.

В решении также указано, что законодателю при дальнейшем совершенствовании законодательства о социальных нормативах необходимо предусмотреть дополнительные правовые механизмы, обеспечивающие последовательное повышение минимального порога благосостояния граждан и удовлетворения рациональных потребностей человека, необходимых для его физического, духовного и творческого развития, с учетом финансово-экономических возможностей государства для достижения конституционно-правового ориентира достойного уровня жизни, который лежит в основе социальной деятельности государства (решение от 28 апреля 2021 г.).

В решении по проверке изменений в Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» Конституционный Суд отметил объективный характер необходимости корректировки законодательного регулирования пенсионного обеспечения в части увеличения стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и указал, что закрепление в качестве обязательного требования для возникновения права на трудовую пенсию стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов соответствует сути такой пенсии и отвечает положениям конституционного принципа взаимной ответственности государства и гражданина, в силу которого участники пенсионных отношений наделяются не только правами, но и корреспондирующими этим правам обязанностями.

При этом в решении Конституционного Суда обращено внимание законодателя на то, что, действуя в рамках своих дискреционных полномочий при определении необходимых условий пенсионного обеспечения в развитие положений части первой статьи 1, статей 2 и 47 Конституции, законодатель должен обеспечивать предсказуемость законодательных подходов, стабильность законодательства, не допускать ущемления конституционного права на социальное обеспечение. В случае закрепления новых условий возникновения права на трудовую пенсию следует максимально оправдывать правомерные ожидания граждан, в том числе посредством определения разумного переходного периода для предоставления гражданам реальной возможности выполнять измененные требования законодательных норм (решение от 27 декабря 2016 г.).

4. В решениях Конституционного Суда отмечалось, что современные процессы цифровизации затронули правовое регулирование многих общественных отношений, потребовав от законодателя отражения правовыми средствами их цифровой составляющей, а также создания правовых условий для дальнейшего внедрения цифровых инноваций.

В решении по проверке конституционности изменения Хозяйственного процессуального, Гражданского процессуального, Уголовно-процессуального кодексов Республики Беларусь указано, что положения проверяемого Закона, которыми предусматривается использование в судопроизводстве современных информационно-коммуникационных технологий, способствуют достоверному и последовательному отражению хода судебного разбирательства, вынесению законных и обоснованных судебных постановлений в соответствии с исследованными в судебном заседании доказательствами, гарантируют осуществление действенного контроля вышестоящими судебными инстанциями за выполнением судами требований закона при разрешении дел и тем самым обеспечивают реализацию конституционного права каждого на судебную защиту его прав и свобод в полном объеме посредством правосудия, отвечающего критериям открытости, гласности и справедливости (решение от 8 июля 2020 г.).

5. В ряде решений Конституционного Суда отмечалось закрепление в законах положений, направленных на выполнение Республикой Беларусь международных обязательств, опосредование национальным правом интеграционных процессов, имплементацию норм международного и наднационального права в правовую систему Республики Беларусь. При этом обращалось внимание на то, что в условиях трансформации правовой системы, когда предусматривается регулирование общественных отношений наряду с актами национального законодательства также актами международного и наднационального права, критерием легитимности такого регулирования, исходя из верховенства Конституции, является гарантирование обеспечения и защиты конституционных прав и свобод граждан, сохранения конституционной идентичности.

В решении по законодательному регулированию защиты прав потребителей сделан вывод, что уточнение правового регулирования в части обязательности соблюдения положений не только актов национального законодательства, но и актов наднациональных органов основывается на нормах статей 8 и 21 Конституции, а также Договора о Евразийском экономическом союзе. Республика Беларусь как участник евразийской интеграции, исходя из положений этого Договора, в том числе прилагаемого к нему Протокола о проведении согласованной политики в сфере защиты прав потребителей, обязана обеспечивать правовое регулирование отношений, складывающихся в указанной сфере, направленное на выполнение международных обязательств (решение от 8 июня 2018 г.).

Таким образом, при проверке конституционности законов в порядке обязательного предварительного контроля Конституционный Суд обращал внимание законодателя на необходимость своевременной выработки правовых механизмов, направленных на гарантирование незыблемости основ конституционного строя, соблюдение в законодательстве справедливого баланса интересов гражданина, общества и государства, обеспечение активного участия граждан, общественных объединений в принятии важнейших государственных решений, касающихся их прав и законных интересов; ориентировал правоприменителей на необходимость точного понимания содержания законодательных норм и соблюдения конституционно-правового режима их применения в своей деятельности.

IV 

На современном этапе развития белорусской государственности дальнейшее совершенствование конституционного контроля основывается на верховенстве Конституции, последовательной приверженности конституционным ценностям, принципам и целям.

В обновленной Конституции уточнена функция Конституционного Суда: осуществление контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве в целях защиты конституционного строя Республики Беларусь, гарантированных Конституцией прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства Конституции и ее прямого действия на территории Республики Беларусь, а также определена обязательная форма правосудия, в которой Конституционный Суд реализует эту функцию, — конституционное судопроизводство.

Положениями Конституции существенно расширены полномочия Конституционного Суда.

Согласно статье 1161 Конституции Конституционный Суд по предложениям Президента, Президиума Всебелорусского народного собрания, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда, Совета Министров дает заключения о толковании Конституции.

Указанное полномочие отражает высокий авторитет Конституционного Суда как органа, осуществляющего правовую охрану Конституции и обладающего необходимым профессиональным потенциалом для раскрытия сущностного содержания конституционных положений в их системной взаимосвязи. Официальное толкование Конституции позволяет устранять неопределенность в понимании положений Основного Закона в целях правильного и единообразного применения конституционных норм.

Предварительный конституционный контроль осуществляется Конституционным Судом по предложениям Президента. Проверке на предмет конституционности подлежат проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; законы, принятые Парламентом, до их подписания Президентом; вопросы, выносимые на республиканский референдум; не вступившие в силу международные договоры Республики Беларусь.

Последующий контроль осуществляется в отношении вступивших в силу законов, указов Президента, постановлений Совета Министров и нормативных правовых актов других государственных органов.

Для проверки соблюдения конституционных принципов и норм и возможности наступления конституционно-правовой ответственности Конституционный Суд в случаях, предусмотренных Конституцией, дает заключения: по предложению Президиума Всебелорусского народного собрания — о наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом Конституции; по предложению Президента — о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции. Указанные полномочия Конституционного Суда направлены на защиту основ конституционного строя, обеспечение верховенства Конституции в деятельности высших органов власти.

Установленная обновленной Конституцией возможность граждан обращаться в Конституционный Суд с жалобами на нарушения конституционных прав и свобод вследствие применения в конкретном деле, по их мнению, не соответствующих Конституции законов, если исчерпаны все другие средства судебной защиты, является важнейшей юридической гарантией обеспечения правового статуса личности, способствует повышению уровня защищенности конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Конституционный Суд полагает, что реализация в законодательстве данного положения Конституции, являющегося правовой основой введения в национальную правовую систему института конституционной жалобы, свидетельствует о развитии в конституционном судопроизводстве конкретного конституционного контроля, обеспечении прямого доступа граждан к конституционному правосудию, что позволит исключить искажение конституционно-правового смысла законодательных норм при применении в судебном деле, а также повысить эффективность конституционного контроля в целях реальной судебной защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Существенной правовой гарантией обеспечения прав и свобод граждан является закрепление на конституционном уровне норм о запросе судов общей юрисдикции в Конституционный Суд. По запросам судов проверяется конституционность нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении судами конкретных дел, что способствует конституционализации правоприменительной практики.

Предусмотренные обновленной Конституцией полномочия Конституционного Суда направлены на защиту конституционного строя и демократических устоев государства и общества, обеспечение конституционных прав и свобод личности, укрепление конституционной законности в стране, развитие доктрины современного конституционализма, конституционализацию законодательства и правоприменительной практики, формирование конституционно ориентированного правосознания граждан и должностных лиц.

V

Принимаемые Конституционным Судом решения имеют существенное значение для укрепления конституционной законности. При этом в целях обеспечения реального воздействия решений Конституционного Суда на общественные отношения требуется своевременное и эффективное их исполнение, в том числе реализация законодателем правовых позиций, изложенных Конституционным Судом.

В 2022 году реализованы правовые позиции, содержащиеся в решениях Конституционного Суда, принятых в порядке осуществления обязательного предварительного контроля конституционности законов.

1. По мнению Конституционного Суда, возможность продления срока пребывания на государственной службе для отдельных государственных служащих должна быть обусловлена их профессиональными и деловыми качествами и отвечать критериям, предусмотренным в статье 39 Конституции. В связи с этим законодателю в целях обеспечения эффективности государственной службы и исполнения служебных обязанностей государственными служащими следует предусмотреть разумные сроки продления пребывания на государственной службе для государственных служащих, достигших 65 лет (решение от 25 апреля 2012 г.).

Правовая позиция реализована в Законе Республики Беларусь от 1 июня 2022 г. № 175-З «О государственной службе», в соответствии с которым для гражданских служащих, занимающих должности, включенные в кадровые реестры, достигших предельного возраста пребывания на гражданской службе, установлен срок продления пребывания на государственной службе с их согласия — до пяти лет, если иное не установлено данным Законом.

2. Конституционный Суд обратил внимание законодателя на то, что нормы Закона Республики Беларусь «О донорстве крови и ее компонентов» об использовании и предоставлении информации, касающейся доноров и реципиентов, содержащейся в Единой базе данных донорства крови, ее компонентов, не предусматривают гарантий ее защиты и не в полной мере согласуются с соответствующими положениями Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» (решение от 30 декабря 2014 г.).

Правовая позиция учтена в Законе Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 214-З «Об изменении законов по вопросам здравоохранения, донорства крови и ее компонентов». Изложенным в новой редакции Законом «О донорстве крови и ее компонентов» предусмотрено, что порядок защиты информации, составляющей врачебную тайну, и основных персональных данных, содержащихся в Единой базе данных донорства и Едином регистре доноров крови, ее компонентов, устанавливается в соответствии с законодательством об информации, информатизации и защите информации.

3. Оценивая конституционность части 5 статьи 370 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, согласно которой приговоры, определения, постановления Верховного Суда обжалованию и опротестованию в апелляционном порядке не подлежат, Конституционный Суд обратил внимание законодателя на необходимость при дальнейшем совершенствовании норм уголовно-процессуального закона, регулирующих апелляционное производство, с целью реального гарантирования осуществления гражданами конституционного права на судебную защиту и вынесения законных, обоснованных и справедливых судебных постановлений предусмотреть возможность обжалования и опротестования в апелляционном порядке также судебных постановлений, вынесенных Верховным Судом по уголовным делам, рассмотренным им по первой инстанции (решение от 29 декабря 2015 г.).

Данная правовая позиция учтена в Законе Республики Беларусь от 20 июля 2022 г. № 199-З «Об изменении Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь», в соответствии с которым исключается часть 5 статьи 370 указанного Кодекса и предусматривается возможность обжалования и опротестования в апелляционном порядке приговоров Верховного Суда, вынесенных по первой инстанции.

4. Проверяя конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О переписи населения», Конституционный Суд в решении от 2 июня 2016 г. указал на существующие различия в определении термина «персональные данные», применяемого в ряде законов, а также на необходимость в целях реализации принципа правовой определенности установления единства в определении данного термина, которое может быть обеспечено путем взаимосогласования норм соответствующих законов.

Правовая позиция учтена в Законе Республики Беларусь от 10 октября 2022 г. № 209-З «Об изменении законов по вопросам обработки персональных данных», согласно которому законы Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» и «О регистре населения» дополнены положениями о том, что соответственно термины «персональные данные» и «обработка персональных данных» используются в этих законах в значениях, определенных Законом Республики Беларусь от 7 мая 2021 г. № 99-З «О защите персональных данных».

Конституционный Суд отмечает, что реализация в законах правовых позиций Конституционного Суда свидетельствует о соблюдении принципа верховенства права, осуществлении правового регулирования в соответствии с принципами и нормами Конституции, реальном проявлении конституционного правосознания и правовой культуры, что способствует повышению доверия граждан к органам государственной власти, обеспечению конституционной законности.

VI

1. Законотворческая деятельность Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь в 2022 году была направлена на принятие законов, обеспечивающих реализацию положений обновленной Конституции, а также других законов, регулирующих важные общественные отношения.

В принятых законах реализованы правовые позиции, сформулированные в решениях Конституционного Суда, способствующие установлению правовой определенности в конституционно-правовом регулировании.

В 2022 году уполномоченные органы — Президент, Палата представителей, Совет Республики, Верховный Суд, Совет Министров с предложениями о проверке конституционности нормативных правовых актов в Конституционный Суд не обращались, что свидетельствует о достигнутом на конституционной основе качественном правовом регулировании общественных отношений, надлежащем взаимодействии государственных органов, участвующих в законотворческом процессе, недопущении ими нарушений конституционных принципов и норм.

2. Обновленная Конституция Республики Беларусь, являясь результатом общественного согласия, содержит модель политического и социально-экономического устройства государства и общества, определяет уточненную стратегию дальнейшего конституционно-правового развития Беларуси в условиях существующих вызовов современности, выступает основой формирования эффективных конституционно-правовых механизмов обеспечения мира и национальной безопасности, конституционных прав и свобод человека и гражданина, народовластия, государственного суверенитета.

Воплощение в жизнь конституционных изменений, утверждение конституционной законности обусловливают необходимость принятия законов и иных нормативных правовых актов, в полной мере раскрывающих регулятивный потенциал Конституции как Основного Закона страны.

Конституционный Суд полагает, что в процессе конституционализации права требуются последовательное обеспечение системности и качества законодательства, переход к взвешенной законотворческой политике, направленной на полноценную реализацию конституционных норм-целей, норм-принципов, норм-правил путем выработки эффективных законодательных механизмов охраны прав человека властью закона.

3. Необходимой основой реализации положений обновленной Конституции является обеспечение взаимообусловленности конституционных прав, свобод человека и гражданина с конституционным долгом личности.

Конституционный Суд отмечает, что качество исполнения конституционного долга гражданами зависит от уровня их правосознания и конституционной культуры, создания государством условий, мотивирующих личность к добровольному, добросовестному и инициативному исполнению своего долга.

Конституционный Суд считает, что в основе действенности конституционного долга должно находиться патриотическое и гражданское воспитание, формирующее у граждан гордость за свою Родину — Беларусь, бережное отношение к культурному и духовному наследию, исторической правде и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, уважение к закону, понимание роли государства в противодействии современным вызовам и готовность личного участия в обеспечении безопасности общества и государства.

4. Конституционное правосознание как высшая форма правосознания и мировоззренческое ядро правовой культуры играет ключевую регулирующую и преобразующую роль в жизни общества и государства, в реализации ценностно-нормативного содержания Конституции.

Конституционный Суд отмечает, что конституционно ориентированное правосознание является определяющим в деятельности всех представителей органов публичной власти, должностных и иных лиц, которым доверено исполнение государственных функций.

Правосознание как процесс и одновременно результат формирования конституционно-правового мышления предполагает знание гражданами содержащихся в Основном Законе политико-правовых, идеологических и этических идеалов, ценностей и целей, умение ориентироваться в правовой информации и придерживаться конституционных принципов и норм в своем поведении и профессиональной деятельности.

Конституционный Суд считает, что приоритетной государственной задачей является правовое просвещение, правовое воспитание и образование молодежи. При этом усилия семьи, школы, общества и государства должны быть направлены на усвоение знаний не только о конституционных правах и свободах, но и об обязанностях, юридической ответственности за их неисполнение, а также на привитие духовных ценностей, способствующих формированию высокого нравственного и правопослушного поведения личности.

5. Закрепление в Конституции демократического характера государства, установление права народа осуществлять свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определяемых Конституцией, обусловливают возможность участия граждан в решении важнейших вопросов жизнедеятельности общества и государства.

Конституционный Суд отмечает, что конституционное положение об участии представителей гражданского общества в качестве делегатов в работе Всебелорусского народного собрания, являющегося высшим представительным органом народовластия, отражает становление социальной демократии, выражающей легитимированный волей народа социальный порядок в стране.

В целях построения демократического социального государства, предполагающего максимально возможное привлечение всех слоев и групп общества к участию в управлении делами государства, необходимо шире использовать возможности социальной демократии, в том числе путем проведения общественных обсуждений, слушаний, консультаций, региональных и общенациональных диалогов для утверждения гражданского мира и создания условий созидательной деятельности всех членов общества.

6. Конституционный правопорядок — важнейший фактор действенной защиты конституционного строя, прав и свобод граждан, достижения гражданского согласия. Утверждение конституционного правопорядка в законодательстве и правоприменении означает, что конституционные права и свободы трансформируются в демократически закрепленные нормы жизни, обязательные для каждого гражданина и общества в целом, добросовестно и последовательно соблюдаются ими.

В целях укрепления конституционного правопорядка в современных условиях необходимо соблюдение режима конституционной законности, при котором государство, все его органы и должностные лица, а также организации и граждане действуют на основе и в соответствии Конституцией, а право как важнейший социальный регулятор обеспечивает достижение целей и решение задач, определенных Основным Законом государства.

7. В современных сложных геополитических условиях государственная, общественная и личная безопасность невозможны без обеспечения конституционной безопасности, основу которой составляют незыблемость конституционного строя, надлежащее функционирование конституционных институтов государственной власти, создание внутренних и внешних условий, обеспечивающих стабильное и устойчивое поступательное развитие общества и государства, защищенность жизненно важных интересов граждан.

Конституционный Суд полагает, что для обеспечения конституционной безопасности необходима интеграция обновленной конституционной модели организации общественных отношений в социальную практику как непосредственно, так и путем выработки на законодательном уровне соответствующих правовых механизмов, а также формирования реального общественного доверия между людьми, различными социальными группами и публичной властью.

8. Закрепление в Конституции права граждан обращаться в Конституционный Суд с жалобами на нарушения, по их мнению, конституционных прав и свобод законами, примененными в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты, является важнейшей гарантией конституционных прав и свобод человека и гражданина, эффективным средством правовой защиты посредством конституционного правосудия.

Конституционный Суд полагает, что введение в правовую систему института конституционной жалобы свидетельствует о развитии в конституционном судопроизводстве конкретного конституционного контроля, что позволит не допускать искажения конституционно-правового смысла норм законов при применении в судебном деле.

Конституционный Суд считает, что для эффективного функционирования института конституционной жалобы требуются высокий уровень правовой культуры и конституционного правосознания граждан и должностных лиц, организация оказания необходимой юридической помощи гражданам по соблюдению установленного законодательством порядка подачи конституционной жалобы.

9. Введение в соответствии с положениями обновленной Конституции в правовую систему института запроса судов о конституционности нормативных правовых актов служит последовательному разграничению компетенции Конституционного Суда и судов общей юрисдикции в утверждении конституционной законности.

Конституционный Суд полагает, что суды общей юрисдикции будут активно направлять запросы в Конституционный Суд при возникновении сомнений в конституционности нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении конкретных дел.

Конституционный Суд отмечает, что устранение возникших сомнений в конституционности нормативных правовых актов до принятия судами общей юрисдикции решений существенно уменьшит риски неконституционного правоприменения.

10. Конституционный Суд, реализуя полномочия по контролю за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, в том числе в порядке осуществления предварительного контроля законов, принятых Парламентом, утверждает верховенство Конституции, раскрывает и развивает регулятивный потенциал конституционных принципов и норм для правовой системы страны.

Закрепление полномочия Конституционного Суда осуществлять по предложению Президента предварительный контроль конституционности законов, до их подписания Президентом, означает переход к факультативному предварительному контролю конституционности законов, то есть к рассмотрению Конституционным Судом таких дел только по инициативе Президента.

Конституционный Суд считает, что принятые Парламентом законы, относящиеся к конституционному законодательству, до их подписания Президентом следует, как правило, направлять в Конституционный Суд для проверки их конституционности.

11. Положения обновленной Конституции об осуществлении судебного конституционного контроля отвечают современному этапу государственно-правового строительства и общественного развития Беларуси. Закрепленная в Конституции юрисдикция Конституционного Суда обеспечивает функционирование целостной и непрерывной системы конституционного контроля при оптимальном сочетании различных его форм в целях укрепления государственно-правового механизма защиты конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства Конституции и ее прямого действия.

Настоящее Послание принято на заседании Конституционного Суда Республики Беларусь 14 марта 2023 г.

Председательствующий —  Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь П.П.Миклашевич

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.