Вы здесь

Валентина Быстримович. «Как хорошо быть капитаном!»


В школе я и Галка мечтали стать капитанами дальнего плавания. К нашему восторгу, однажды на урок физкультуры пришёл тренер и пригласил несколько человек заниматься на байдарках, в том числе и нас. Мы были рады: кататься на байдарке — это высший пилотаж! Капитаны должны чувствовать себя в воде как рыба!


Фото: pixabay.com

Старались и вскоре, как торпеды, бороздили Днепр вдоль и поперёк. К хвостовой части судна крепили крылья из пенополиэтилена для равновесия на воде. Курсировали по Днепру уже не один день. Спасательные жилеты страховали, и мы не заморачивались над тем, что вдруг перевернёмся или не справимся с течением.

Я сидела в первом люке байдарки и рулила. На байдарках руль с ножным приводом, двигаешь его ногой вправо или влево — в зависимости от того, куда повернуть. Галка сидела во втором люке, за моей спиной. Нам жутко нравилось это занятие, мы скользили по волнам, рассекали рябь, смотрели на берега с середины реки и чувствовали себя морскими волками. Суета, шум машин и сам город казались далёкими, а мы были свободны как ветер и могли плыть и плыть до самого Чёрного моря.

Иногда по реке неторопливо проплывали громоздкие баржи. Тогда мы приближались к берегу и разворачивались носом к волне, чтобы не опрокинуло. С барж нам сигналили, и мы поднимали вёсла, приветствуя будущих коллег.

Был ноябрь. В этот день я неудачно сместила рулевой рычаг, и он застрял под планкой обшивки в крайнем правом положении. Мы беспомощно крутились на середине реки, плавно сносимые течением. «У меня застрял руль, — крикнула я через плечо. — Что делать?» Что делать, мы не знали…

Нас сносило навстречу барже. Берег далеко — пока докричишься, пока поймут… Баржа не сбавляла ход и не подавала сигналов. Похоже, нас не

замечали. Тренер ожесточённо жестикулировал: плывите к берегу! Ребята орали: «Баржа! Баржа! Давай к берегу!» Но мы плыть не могли, байдарка крутилась на месте.

Поняв, что у нас форс-мажор, тренер бросился заводить моторку. Она фыркала и… не заводилась. Так всегда, когда сильно волнуешься или торопишься — закон Мерфи. «Что делать? Что делать?» — лихорадочно соображали мы. Мне пришла идея: «Давай гребанём веслом одновременно справа — может, руль выскочит!?» Подналегли и…

Идея оказалась плохой! Молниеносно мы оказались в холодной воде: перевёрнутая байдарка и вёсла плавали рядом. Галка потащила байдарку к берегу. Я бы поплыла за ней, но не умела плавать. Жилет держал на воде, но пенопластом была набита только передняя его часть, а я лежала на спине — все попытки перевернуться на живот были безуспешны. Течение несло меня навстречу барже.

На барже — никакого движения, будто идёт на автомате. Я лихорадочно искала решение: как перевернуться в воде на живот, если нет никакой опоры?

На берегу запаниковали. Один парень разделся и поплыл ко мне. Это был Генка из параллельного класса. «Привет!» — улыбнулась я. Он даже не взглянул на меня. Вцепился в край моего жилета и потащил к берегу.

Тащил как неодушевлённый плавучий предмет. Баржа прошла мимо, когда мы были на полпути к берегу. От перекоса или боковой тяги на жилете расстегнулась верхняя пуговица, за ней — вторая… Натянулась петля третьей… Я испугалась: Генка тащит меня за край жилета — расстегнутся все пуговицы, и он соскользнёт. Перед глазами возникла картинка, как надо мной смыкается тёмная вода…

В страхе я стала отбиваться: «Отпусти меня!» Но Генка молчал, экономил силы. У берега сказал: «Становись на ноги, здесь мелко». Выскочил из воды и побежал в раздевалку. А я продолжала болтаться на воде как поплавок: лёжа на спине, достать ногами до дна не получалось. Ребята торопили: «Вылезай! Беги в бытовку! Тебе нужно согреться!» Но я по-прежнему качалась на волнах.

Вот уже и Галка приплыла с байдаркой, ей бросились помогать, вытащили судно на берег. А я всё ещё изображала поплавок. Ребята не могли понять, почему я не вылезаю из воды. Никому даже в голову не приходила мысль, что у меня не получается в спасательном жилете перевернуться со спины на живот.

«Выходи! Хватит плавать!» — крикнула Галка. Я честно ей ответила, что не могу. И Галка поняла всё сразу: быстро зашла в воду и помогла мне встать на ноги. Когда мы с Галкой вышли на берег, тренера осенило: «Ты что, не умеешь плавать?» Он был ошарашен таким открытием. Нас потащили в бытовку, закутали в плед, напоили горячим чаем.

На следующий день тренер торжественно вручил мне абонемент в бассейн и сказал: «За отвагу! Плавала по Днепру, не умея плавать. Но пока не научишься, на байдарку не пущу!» Абонемент оказался кстати: благодаря ему я действительно научилась плавать. А историю «поплавка» мы с Галкой вспоминали всегда с весёлым смехом.

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.

Энергетика

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

А среди стран ЕАЭС — на первом месте.

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.