Вы здесь

«Вкус» детства с горчинкой


«Мама, здесь нет такого хлеба», — буквально ныла девушка лет 19, включив видео в смартфоне. В итоге под маминым руководством она выбрала то, что нужно. Снова оказалась с ней рядом возле стеллажей с молочными продуктами. Мать уже по громкой связи давала указания о покупке сметаны. Из контекста было понятно, что женщина попала в больницу. Она обещала выписаться как можно скорее, так как «ты же у меня совсем неприспособленная!»


Здесь же рядом, почти возле каждой кассы стояли подростки, которые оплачивали кока-колу, чипсы, орешки... Вдруг осознала, что много лет не видела в магазине школьников, покупающих простой набор продуктов для всей семьи. По каким-то причинам родители не обременяют детей участием в общесемейных делах.

Представители из «поколения с ключом на шее» уже лет с 10-12 ходили в продуктовые магазины, покупали хлеб, молоко. Мальчиков обычно отправляли за картошкой — она сыпалась в авоську из ленты-транспортера. Оплатить коммуналку, купить энерготалоны, отнести белье в прачечную — это все тоже могли советские дети. Не говоря уже о том, что кружки и секции находились в другом конце города, и малыши спокойно ездили туда в общественном транспорте.

«Помню, папа дал 10 рублей и квитанцию на оплату квартиры. Нужно было на почте оплатить коммуналку, а потом в гастрономе купить кефир, колбасу и сыр, — упоминала 56-летняя знакомая. — Ой, какой же взрослой я себя чувствовала. В пятом классе. На почту не раз ходила с родителями, поэтому понимала, что к чему. В магазине тоже хорошо ориентировалась. Колбасу выбрала «Останкинскую», сыр «Пошехонский»... Еще и сдача осталась на карманные расходы. И все же не деньги были самой большой радостью. Грела душу, что я помогаю родителям, что мне доверяют и мой выбор уважают!»

У рожденных позже была уже другая история. Своего Ярика Анна родила в 1996 году. Мальчик был такой слабенький, что после официального декрета женщина осталась дома: мол, в садике ребенок будет болеть. Гимназия была одна и в другом конце райцентра. Анна каждый день водила туда и обратно сына до пятого класса. Потом стало легче — дочь соседей училась в той же гимназии, и Анна договорилась с ними подвозить Ярика на машине.

Анна предпочла работу, на которой нужно было меньше напрягаться — чтобы помогать сыну с уроками. Женщина и не заметила, как муж подал на развод. Правда, алименты потребовала, а вот с сыном встречаться запретила.

В студенческие годы Ярик жил в съемной квартире, за которую платила чуть ли не вся родня. Каждые выходные парень приезжал к маме, которая нагружала его рюкзак контейнерами с приготовленной едой, давала в руки сумку с вымытой одеждой.

Родные позаботились — и для Ярослава нашлось хорошее место работы. Парень женился и теперь вместе с женой регулярно приезжает к Анне, которая уже стала поварихой для молодой семьи. Зато от обязанностей прачки ее освободила невестка, умеющая пользоваться стиральной машинкой. Ни разу Ярик, зарплата которого несравненно выше, чем у Анны, не привез ей продуктов. Ни разу ни из одного заграничного путешествия сын не привез маме хотя бы шоколадку или магнитик. Анна даже не скрывает этого, находя какие-то невероятные оправдания для сына.

— Есть такой эффект — человек, который чего-то недополучил, когда сам был ребенком, пытается это компенсировать для своих детей. Вчерашние «взрослые» дети, «поколение с ключом на шее», захотели подарить «настоящее детство» своим детям, — говорит Ирина Ворошилина, старший преподаватель кафедры социальной и семейной психологии Института психологии БГПУ. — Они компенсируют, по сути, свои, когда-то недовольные, потребности в беззаботном детстве, где хотелось просто гулять с друзьями, заниматься тем, что интересно, ни о чем не думать и не беспокоиться, но приходилось выполнять «взрослую работу»: оплачивать коммуналку, стоять в очередях за продуктами первой необходимости и т.д.

И дело не в том, что зрослые не так сильно любили детей. Просто было другое время, объективно не было возможностей создать благоприятные условия для беззаботного детства.

А теперь, стремясь «из добрых побуждений» не загружать малышей исполнением домашних обязанностей, желая облегчить им жизнь, взрослые пропускают иногда момент, когда ребенок должен учиться самостоятельности и независимости в принятии решений. В итоге потомок не учится думать о других, не умеет делать правильный выбор, в том числе продуктов (более экономный, но при этом качественный), готовить (можно же купить фастфуд, заказать доставку домой или сходить в кафе) и обслуживать себя (есть посудомоечная машина, стиральная машина, робот-пылесос).

Задача родителей — найти в воспитании разумный баланс: адаптировать ребенка к окружающему миру, развивать самостоятельность и ответственность, не лишая при этом неповторимого «вкуса» детства.

Маргарита ДРОЗДОВА

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».