Вы здесь

Полковник Кузьменко о профессиональном пути и Чернобыле, который забрал малую родину


Все-таки есть профессии, куда идут по призванию. Ведь как иначе объяснить, что Александр Кузьменко, прослужив в органах внутренних дел почти четыре десятка лет, уже будучи на заслуженном отдыхе, каждый день открывает свой рабочий кабинет и занимается любимым делом. Сейчас в основном общественной. Александр Михайлович — председатель Совета ветеранов Главного управления ГАИ милиции общественной безопасности МВД Беларуси. Возглавляет он и общественную организацию «Щит Чернобыля», которая объединяет белорусских ликвидаторов последствий страшнейшей катастрофы современности.


Голодные, но живые

Веселый и жизнерадостный (на первый взгляд даже и не скажешь, что Александру Михайловичу уже идет восьмой десяток), он встречает меня в своем рабочем кабинете. Многочисленные бумаги и частые звонки, которые то и дело нарушают наш разговор, свидетельствуют о занятости этого человека. Некоторые вопросы решаются сразу же по телефону, над другими, как он сам говорит, нужно поработать. Ветеран органов внутренних дел старается разобраться в любой проблеме, с которой к нему обращаются, помочь каждому — будь это бывший чернобылец или сотрудник милиции, на судьбу которого выпали другие испытания.

Его жизнь достойна целой повести. Родиться Александру Кузьменко выпало в самое непростое время в истории нашей страны. Он — ребенок войны. На свет появился на чужбине — в годы Великой Отечественной его мать вместе с двумя сестренками нацисты угнали на принудительные работы в Германию. Условия, в которых приходилось делать свои первые шаги в жизни, были непростые — едва выжили. Однако, кто знает, может, именно это спасло его и близких от самого страшного — в годы оккупации каратели сожгли его родную деревню Горошков, что в Хойникском районе. Возвращались уже на пепелище... Сначала мы жили на земле. В холоде, голоде, но живы. Свою деревню, сожженную дотла в июне 1943 года, жители возродили.

«Человек, которого уважают и боятся»

Как и многие ребята того поколения, Александр Кузьменко мечтал стать летчиком. Уже были серьезные намерения поступать в авиаучилище, как недалеко от деревни разбился военный самолет. Мать, которая в то время работала в поле и все это видела, гибель летчиков очень сильно поразила — в итоге Александру нужно было задуматься над другой профессией.

— Прошло некоторое время, мы с ребятами нашей деревни на День молодежи ехали на грузовом автомобиле в город, вдруг впереди — мотоцикл, — вспоминает Александр Михайлович. — В кожаной черной форме им управляет статный мужчина. На мотоцикле написано — «Госавтоинспекция». Водитель нашего грузовика также увидел мотоциклиста, открыл окно и кричит нам: «Садитесь!» Мы все там, как мыши, полегли. Мотоциклист ехал, может, километров 40 в час, а мы за ним, не обгоняем. Я лежу и думаю, что это за человек такой, которого так все уважают и боятся. Потом узнал, что это был сотрудник Государственной автоинспекции. Начал интересоваться, куда нужно поступить, чтобы получить такую же профессию.

Как и сейчас, это было непросто. В ГАИ брали уже опытных: после службы в армии или уже с милицейским опытом. Кандидат в инспекторы должен был обладать хорошим здоровьем, иметь водительское удостоверение — требования очень серьезные. Александр Кузьменко пришел в Госавтоинспекцию после службы в автомобильном подразделении, которое обслуживало железнодорожные войска, и обучения в Харьковском высшем военном училище тыла МВД СССР, которое закончил с отличием. Армейскую службу, кстати, проходил в Украине — как раз там, где сейчас идут боевые действия. «Очень больно смотреть, как рушится то, что мы когда-то создавали: строили бесшумную дорогу, мосты, — говорит ветеран органов внутренних дел. — Просто сердце обливается кровью».

Испытание Чернобылем

Первое рабочее место Александр Кузьменко должен был получить в Крыму, но после поездки на родину решил, что останется на родной Гомельщине, о чем никогда не пожалел.

Свой путь в милиции лейтенант начинал в 1968 году в райотделе в Мозыре. Как раз началось возведение Мозырского нефтеперерабатывающего завода, объявленного Всесоюзной комсомольской стройкой. В Мозыре Александр Кузьменко прослужил 12 лет. Затем был направлен в управление внутренних дел Гомельской области — заместителем начальника, а потом начальником Госавтоинспекции. На последней должности — 20 лет! За это время всего хватило, но трудности только закаляли. «Когда на работу идешь как на праздник, тогда не страшны те задачи, которые решаешь, — убежден полковник милиции в отставке. — Нетрудно и тогда, когда любишь людей. Я и сейчас молодежи говорю: вы должны служить людям, а не люди должны служить вам. Очень интересно, когда живешь для людей».

Во время его службы на Гомельщине на Чернобыльской атомной электростанции случилась авария. Это было испытание для всего силового блока страны, однако именно милиционеры находились на переднем крае. То, что на ЧАЭС произошел взрыв реактора, Александр Кузьменко вместе со своими коллегами в погонах узнали на следующий день — 27 апреля сотрудники милиции выехали с инспекцией в районы, граничащие с территорией Украины.

Александр Кузьменко с коллегами (первый слева).

Милиционеры Гомельщины (потом к ним присоединились коллеги из других регионов) отвечали в том числе за эвакуацию населения приграничных территорий. Сразу переселяли беременных и женщин с грудными детьми. 3 мая 1986 года поступила команда об эвакуации всех жителей из 30-километровой зоны.

— Мы должны были провести эвакуацию за сутки: начали 4 мая, — вспоминает Александр Кузьменко. — Ситуация осложнялась тем, что в тот день православные верующие как раз отмечали Пасху. Светило солнце, цвели сады, люди накрывали праздничные столы, а мы приходили и говорили им брать все самое дорогое и садиться в машины. Не все хотели покидать свои дома. Уговаривали, объясняли. Если бы человек видел, что идет вода или горит огонь, было бы проще. Радиацию же невозможно увидеть: она не имеет ни запаха, ни цвета.

Выполняя задачи по поддержанию безопасности на Чернобыльской территории, Александр Кузьменко не раз встречал высших должностных лиц. «В памяти остался приезд нашего Президента, — вспоминает Александр Михайлович. — Александр Лукашенко по-свойски относился к людям, которые жили на пострадавшей территории. Даже само поведение главы государства заставляло верить в лучшее. Все, кто приезжал в зону отчуждения, надевали маски, специальные костюмы, Александр Лукашенко ничего этого не делал. Все, что он пообещал жителям, было сделано. Молиться надо, что для такой небогатой Беларуси Бог дал такого господина, который знает цену жизни. И в 2020 году мы, ветераны органов внутренних дел, стояли рядом с главой государства и защищали свою страну».

Трагедию Чернобыля Александр Кузьменко воспринимал очень близко. И не только потому, что принимал непосредственное участие в ликвидации последствий аварии. В тот страшный день, когда взорвался реактор, Александр Михайлович потерял малую родину — его родная деревня Горошков, находившаяся в 30-километровой зоне от станции, подлежала эвакуации. Дважды сожжена — именно так ветеран органов внутренних дел говорит о своей деревне. Если после войны полностью уничтоженный фашистами населенный пункт удалось восстановить, то радиация не дала такой возможности.

Александр Михайлович каждый год посещает место, где прошло его детство. Дома, в котором вырос, не осталось, а вот землянка, куда вернулись после освобождения, до сих пор сохранилась. «Тяжелая тогда была жизнь, но мы радовались многому, — говорит с высоты времени он. — Сейчас только удивляюсь, чего людям не хватает? Магазины забиты продуктами, дворы — машинами (да какими!), вовремя получают зарплату. Только не ленись и работай. Люди просто не видели горя, не ели блинов из гниющей картошки».

Помочь и сохранить для потомков

Александр Кузьменко никогда не думал, что в конце своей службы придется поменять место жительства. Когда тогдашний министр внутренних дел Владимир Наумов предложил ему перевестись в Минск, Александр Михайлович даже растерялся. Решение нужно было принять за сутки. В должности заместителя начальника ГАИ страны прослужил несколько лет. Затем Александр Кузьменко занимался созданием Республиканской комиссии по безопасности дорожного движения. Комиссия, которая функционирует и сейчас, занимается очень широким спектром вопросов. Многие из них решаются на уровне Совета министров, ведомств, принимаются соответствующие законодательные и нормативные документы.

Совет ветеранов Главного управления ГАИ милиции общественной безопасности МВД, который возглавляет собеседник, выполняет такие задачи, как трудоустройство, воспитательная работа в учебных заведениях, помощь ветеранам по самым разным вопросам, а самое главное — аксакалы милиции учат молодых сотрудников быть достойным продолжением их поколения. В общественную организацию «Щит Чернобыля», председателем которой является Александр Кузьменко, входит пять тысяч ликвидаторов, представлявших только органы внутренних дел. А есть еще и представители других силовых ведомств, гражданские граждане. «Наши основные задачи — хранить память, оказывать посильную помощь, досматривать захоронения умерших ликвидаторов, которые не имели родственников, — отметил он. — В каждом райотделе чернобыльцы стоят на учете, их помнят, поздравляют. Главное — не забыть все это и передать молодежи».

Вероника КАНЮТА

Фото из архива героя публикации

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.