Вы здесь

Что сложно принять в современницах и где находить опору в трудные времена? Рассказывает актриса Лариса Маршалова


Лариса Маршалова. Ведущий мастер сцены Театра-студии киноактера Национальной киностудии «Беларусьфильм». Занята в спектаклях: «Пигмалион», «Анна Снегина», «Как выходят в люди, или На всякого мудреца довольно простоты», «№ 13», «Средство Макропулоса», «Хто смяецца апошнім», «Безымянная звезда», «В поисках истинного Я», «Алиса в Зазеркалье», «Женщины без границ», других. Сыграла свыше 120 киноролей. В том числе в картинах: «Псевдоним „Албанец“, „Стыд“, „Барби и медведь“, „Она не могла иначе“, „Куклы“, „Подъём с глубины“, „Мать и мачеха“, „Акварели“, „Плюс любовь“, » Воскресенье в женской бане", «Детективное агентство «Иван да Марья», «Тонкий лёд», других. ​


Почему её часто приглашают на роли медсестёр? Что сложно принять в своих современницах? В чём она находит опору в трудные времена? Обо всём этом беседуем с ведущим мастером сцены Театра-студии киноактера Национальной киностудии «Беларусьфильм» Ларисой МАРШАЛОВОЙ. 

Заслуженный медработник кино

— Лариса, Ваша трудовая биография началась не на сцене, а в травматолого-ортопедическом отделении № 3 минской ГКБ № 6 . Какими запомнились медицинские будни? 

— Как очень интересное время. Я пришла в «шестёрку» после окончания медучилища № 1. Мне сразу так понравилось, что задержалась там почти на 7 лет. Потрясающий был коллектив, я и сегодня вспоминаю своих коллег с любовью. В травматологии с её режимом постоянной экстренной помощи работать непросто, зато быстро всему учишься: обрабатывать раны, перевязывать, делать уколы, ставить капельницы. А какие бицепсы у меня появились от того, что приходилось вместе с коллегой перекладывать пациентов весом порой больше 100 кг с кровати на каталку, а оттуда — на операционный стол! 

— И всё же Вы ушли из клиники. Почему? 

— С самого детства мечтала стать актрисой. Но моя мама, преподаватель высшей математики, настояла, чтобы я получила профессию, с которой «в жизни никогда не пропадешь». Я страшно бунтовала тогда против «вмешательства в мою жизнь» и навязывания чуждых «сценариев». В медучилище училась без особого энтузиазма, грезила сценой. Накануне госэкзаменов вместо консультаций по профильным предметам отправилась «штурмовать» ведущие театральные ВУЗы Москвы. И всё складывалось неплохо. Во ВГИКе после прослушивания попала сразу на третий тур. Но он совпал с днём сдачи выпускного экзамена по хирургии, и мама не отпустила меня в Москву. Убедила получить сначала диплом медицинской сестры. Я полюбила больничные будни, но с заветной мечтой — поступить в театральный — не рассталась.

— Предпочли реализовывать свою мечту в Минске? 

— К этому времени я вышла замуж, поэтому и решила поступать в БГАИ. Став студенткой творческого вуза, продолжала трудиться в больнице сутки через двое: в месяц выходило 7-8 дежурств. В конце второго курса у нас с Даниилом родился сынишка. Академический отпуск брать не стала — совмещала семью, учёбу, работу. После окончания БГАИ меня приняли в штат Театра-студии киноактера, появились первые роли, взяли на телевидение в качестве ведущей, стали активнее приглашать в кино. Только тогда и ушла из родного отделения. 

— Вас можно назвать «заслуженным медработником кино» — столько медсестёр Вы сыграли в фильмах и сериалах: «Слепое счастье», «Один-единственный и навсегда», «Отчим», «Мы всё равно будем вместе», «Подъём с глубины», «Коварные игры», «Родная кровиночка». На подобные роли приглашают, зная о вашем медицинском прошлом? 

— Наверное, и поэтому тоже. Когда изнутри знаешь профессию, проще быть свободной в кадре и на экране. Порой меня приглашают как актрису, а я заодно помогаю на площадке как консультант. Когда все мелочи в сценах выстроены со знанием медицинских реалий, сюжет в целом выглядит убедительней. 

А вообще моя первая профессия всегда при мне и не однажды выручала в жизни. Могу измерить давление коллегам, подсказать, что принять, если нездоровится; знаю, какие лекарства с чем лучше сочетать. Для мужа, сына, мамы — я всегда первая скорая помощь; они безоговорочно мне доверяют. И себе сделаю укол, если надо. 

Исцеление искусством 

— Вам интереснее играть в классических или в современных пьесах? 

— Классика обязательно должна оставаться в репертуаре — она расширяет угол зрения, позволяет понять сложность жизни, многогранность человека. Люди медленно и мало меняются. А вот представления о нормах, ценностях и морали у представителей разных эпох, конечно, отличаются. Порой слышу от молодых юношей и девушек: «А почему герой этой пьесы из-за измены возлюбленной расстался с ней? Что в этом такого?» Некоторым юным сложно понять такие вещи, как недопустимость адюльтера.

— Больше привлекают роли героинь, которые похожи на Вас, или, наоборот, антиподы? 

— Привлекают, прежде всего, сложные персонажи. Чем труднее даётся роль, тем более близкой, дорогой она в итоге, как правило, становится. Через преодоление, «сопротивление материала» профессионально растёшь. Когда режиссёр Александр Ефремов предложил мне сыграть мадемуазель Куку в «Безымянной звезде», сразу подумала: это совсем не моё, не справлюсь. Но какое же удовольствие испытала в итоге! Скверный характер Мадемуазель Куку — это защита от внешнего мира. На самом же деле она глубоко одинока и несчастна, лучшие порывы её души оказались неразделёнными, чувства — нереализованными. 

— Наступление зрелости заметно сужает круг ролей. Это повод для беспокойства? 

— В каждом возрасте — своя прелесть. В какой-то момент отметила, что вместо ролей молоденьких и легкомысленных любовниц и секретарш стали предлагать других персонажей — жён, мам, начальниц. Ну и что? Главное, чтобы роли были интересными. Играть сегодня сложнее, чем на «старте», потому, что к себе предъявляешь больше требований; чтобы героини получались живыми, убедительными для зрителя, стараешься глубже вникать в мотивы их поведения. 

Боязнь потери лица 

— Что Вам сложно бывает принять в современницах? 

— То, с какой лёгкостью женщины унифицируют свою внешность. Мне кажется, индивидуальность — это дар Божий, и трудно понять, зачем, например, как по команде, «надувать» себе губы, делать одинаковые брови, становиться сёстрами-близнецами. В своей борьбе за молодость и красоту некоторые женщины лишают лица той самой изюминки, которая делает их неповторимыми. 

— А сами Вы часто прибегаете к услугам индустрии красоты? 

— Не очень. Хотя, разумеется, к парикмахерам наведываюсь регулярно. Посещаю косметологов. Но никаких радикальных вмешательств в свою внешность не допускала. Как медик, тщательно изучаю новые процедуры и технологии, которые появляются в индустрии красоты, учитываю побочные эффекты от них. Когда-нибудь, возможно, и воспользуюсь достижениями эстетической хирургии, но пока «держусь». 

— Какой стиль в одежде предпочитаете? 

— Зависит от ситуации и настроения. Часто для удобства выбираю спортивный стиль, по торжественным случаям — романтический. Иногда хочется эклектики, а порой — минимализма. 

Самая большая ценность 

— Считается, что творческие люди — не лучшие партнёры для совместной жизни. Но ваш 26-летний брак опровергает это... 

— Мы с мужем прошли огонь, воду и медные трубы. Научились понимать друг друга с полувзгляда и полуслова, знаем, когда нужно промолчать, а когда выговориться, когда оставить в покое, а когда пошутить, порадовать. Бывало, конечно, всякое. Но в трудные минуты мы поддерживали друг друга, это укрепляет отношения. 

— Какие домашние дела Вы любите, а что для Вас — настоящая повинность?

— Моя страсть — кулинария. Обожаю готовить всё: супы, мясо, салаты, но особенно выпечку. Знаю массу рецептов, люблю импровизацию. Без ложной скромности, мои блюда иногда — настоящие шедевры. Вообще я никогда не скучаю дома, стараюсь сделать его тёплым и уютным. Недавно пошила для зала новые шторы. Мелочь, но как приятно! А вот оплату коммунальных, мытье полов муж взял на себя. 

— Сын подхватил от Вас «театральный вирус»? 

— Владислав занимается компьютерной графикой, причём с большим интересом. Сын никогда не мечтал пойти по моим следам, хотя по-настоящему любит театр. Некоторые спектакли, например, «Фальшивую ноту», не раз пересматривал. 

— Какое качество Вы в себе больше всего цените? 

— Признаюсь, вообще-то я большая паникёрша. Но если нужно — могу мобилизоваться, взять себя в руки и выстоять. Иногда кажется: этого я просто не вынесу. Но обстоятельства требуют, и убеждаешься — выдержать можно почти всё. Жизнь учит держать удары. Стараюсь проходить через испытания, не теряя достоинства. 

— Вам знакомо чувство зависти? Если Вы его испытываете, то по какому поводу, к кому? 

— Иногда завидую людям, которые не принимают всё так эмоционально, так близко к сердцу, как я. Из-за этого, увы, теряешь здоровье. 

— Есть ли книги, которые Вам хочется перечитать? 

— Недавно перечитала «Короля Лира» У. Шекспира, и многое прозвучало для меня как откровение, совершенно по-новому. Очень много в мировой литературе шедевров, к которым хочется вернуться. 

— Лариса, о чём Вы мечтаете сегодня? 

— Многое из того, что было важно вчера (карьера, успех, роли) сегодня кажется уже вторичным, условным, относительным. В последнее время перестала мечтать о несбыточном, строить далеко идущие планы. Придерживаюсь принципа — «День прожила, и слава Богу». Но стараюсь наполнить эти дни смыслом, сделать хоть что-то доброе, хорошее, полезное. Научилась радоваться мелочам.

— На что опираетесь в сложные времена? 

— Прежде всего, на семью. Это самая большая ценность, на мой взгляд. А когда осознаёшь, какая жизнь короткая, уязвимая, то начинаешь особенно дорожить каждой возможностью, чтобы собраться вместе, пообщаться, посмеяться. Помимо родных, опорой в жизни служат работа, друзья, вера. 

Ольга ПОКЛОНСКАЯ

Фото из архива Ларисы МАРШАЛОВОЙ

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.