Вы здесь

Как участники программы «Учитель для Беларуси» становятся настоящими «батарейками» для школы


Профессия учителя похожа игре на скрипке: можно просто воспроизводить гаммы, а можно, как Паганини, легко касаясь смычком к струнам, извлекать из нее божественные звуки, оставляя глубокий след в душе каждого ребенка. Но за кажущейся легкостью стоит невидимый ученикам титанический труд, вечные сомнения и чувство недовольства. Каждому педагогу требуются поддержка коллег, взаимопомощь и постоянное саморазвитие. Поделиться друг с другом своими профессиональными находками и методическими «фишками» учителя имели возможность на фестивале эффективных педагогических практик, который организовала команда программы «Учитель для Беларуси» при поддержке Министерства образования. Фестиваль неслучайно прошел в стенах академии последипломного образования — учреждении, главная функция которого — как раз повышение мастерства педагогов.


— От учителя сегодня зависит очень многое: от обстановки в семье, школе, классе до обстановки в стране вообще, — подчеркнул в своей речи ректор Академии последипломного образования Олег Дьяченко. — Выявление талантливых и инициативных на всех уровнях — общегосударственная задача, как и поддержка в обществе престижа учительской профессии. Нам всем требуется признание. Специалисты в сфере образования очень быстро выгорают, а фестиваль — своеобразный энерджайзер, способный вновь «зажечь» педагогов, «подпитать» их профессиональный оптимизм. На одной площадке здесь собрались и совсем молодые, и опытные педагоги. Им есть что сказать друг другу. Будущее мы создаем вместе...

Фестиваль прошел под девизом «Больше чем учитель». Одной из его задач было познакомить участников с программой «Учитель для Беларуси» и содействовать расширению прогрессивного учительского сообщества нашей страны.

«Чтобы каждый ребенок в каждой школе имел возможность раскрыть свой потенциал» — миссия уникального республиканского проекта «Учитель для Беларуси», который реализовывается местным фондом «Новая школа» при поддержке Министерства образования и Сбербанка. Банк стал стратегическим партнером и ключевым донором программы. Ее цель — привлечь в школы в небольших городах и населенных пунктах креативных и неравнодушных учителей, которые хотят и могут привнести в свою профессию новые интересные идеи, умеют справляться с трудностями, сохраняя оптимизм, стремятся к саморазвитию, готовы к изменениям (в том числе и к переезду на новое место) и верят в свои силы.

Программа рассчитана на людей, которые хотят меняться и изменять мир вокруг себя. На тех, кто не боится нового. На протяжении двух лет участники учат и вдохновляют, реализовывают проекты для местного сообщества, открывают новые направления и верят в потенциал каждого ребенка, в возможности его роста и развития.

За прошедшее время было уже два выпуска из программы. Вот-вот состоится третий.

— Существует много мифов вокруг нашей программы. Да, есть ошибочное мнение, что «Учитель для Беларуси» — проект для молодых, — рассказывает специалист по рекрутингу Татьяна Крапиневич. — На самом деле этот проект — для всех. Самому молодому нашему участнику четвертого набора Никите Велигуру только исполнилось 20 лет, а самым опытным участникам — уже за 50 и их профессиональный стаж превышает 25 лет. Самое главное для будущего «Учителя для Беларуси» — высокая и осознанная мотивация, понимание ценностей программы и своих целей на срок ее реализации, активная лидерская позиция, искренний интерес к внутреннему миру ребенка, коммуникативные навыки, принятие индивидуальности каждого человека, постоянное стремление к саморазвитию и самосовершенствованию. Учитель должен вдохновлять своим примером учеников.

Все, кто хочет присоединиться к «Учителю для Беларуси», заполняют анкету на сайте, затем их ждет дистанционное интервью. Третий этап — групповой онлайн-тур продолжительностью 4-5 часов. Во время него кандидаты выполняют интересные упражнения, которые помогают выявить и оценить их сильные и слабые стороны как учителя, позиции и установки в вопросах образования, гибкость и коммуникабельность. При успешном прохождении трех этапов отбора будущие участники получают приглашение на летний интенсив — финальный этап, где происходит наработка педагогических (и не только) навыков. Это этап максимального углубления в педагогику и себя в ней, в программу и ее ценности.

«Летний интенсив еще называют лагерем для взрослых. Там почти круглосуточно с учителями работают эксперты в разных областях, а потом уже сами учителя организовывают интересную программу для детей в рамках летнего лагеря. Про летний интенсив уже ходят легенды, — улыбается Татьяна Крапиневич. — Но именно по его итогам принимается решение о дальнейшем участии в программе».

Интересно, что сама Татьяна — выпускница программы второго набора. Из Минска она поехала работать учителем математики в Ляховичи и там осталась.

Дополнительный импульс и шанс для всех!

Надо иметь в виду, что организаторы оказывают помощь желающим присоединиться к программе по подбору школы, но можно остаться работать и в своей. «Главное, чтобы школа, в которой работает кандидат, подала заявку на участие в программе, ведь если кандидат пройдет все этапы отбора, но школа, в которой он работает, заявку не пришлет, мы, к сожалению, не сможем взять его в программу», — констатирует Елена Озерова, отвечающая за коммуникацию со школами. Она также выпускница второго набора программы, переехала в Червенский район из Бобруйска и сейчас возглавляет там школу в агрогородке Ляды.

На сегодня в программе «Учитель для Беларуси» — 23 партнерские школы в 19 районах, где работают участники третьего и четвертого наборов. А всего за четыре года участие в программе приняли уже 39 школ.

— Понятно, что в большом городе руководителям учреждений образования проще закрыть кадровые вакансии, чем в сельской школе. Но для небольших школ участие в программе — это не просто возможность решить проблему с кадрами, но и шанс получить дополнительный импульс для развития учреждения, — объясняет Елена Озерова. — У школ появляются дополнительные возможности для обмена опытом и знаниями, повышения квалификации коллектива. Мы организовываем методические выезды, совместные творческие педсоветы, педагогические (не)конференции Edu-challenge, где происходит «переопыление» новыми идеями. Члены администрации школы становятся участниками «Клуба директоров», мы собираемся вместе и решаем насущные вопросы и проблемы, обмениваемся опытом.

К тому же каждый, кто стал участником программы, должен придумать и реализовать проект, который впишется в местный контекст и сделает школу центром локального сообщества. Это может быть классный или общешкольный проект, в который будут вовлечены и родители школьников, и педагоги, и жители окрестных населенных пунктов. Тематика может быть обширной: от создания школьного театра, музея до открытия курсов по программированию и решения экологических задач. Поэтому программа создает новые возможности не только для детей. Единственное требование к школе: нам важно, чтобы ее коллектив разделял миссию программы «Учитель для Беларуси». Чтобы все готовы были меняться и стремиться к лучшему...

Теперь о поддержке педагогов, участвующих в программе. Если педагог переезжает на новое место, в школу, которая остро нуждается в кадрах, ему компенсируют расходы на жилье. Кроме заработной платы, участники программы получают также стипендию за дополнительную нагрузку по реализации проектов плюс каждый из них обеспечивается для удобства работы ноутбуком. Программа оказывает участникам кураторскую, методическую и проектную поддержку, формирует активное сообщество учителей-лидеров, помогает реализовывать образовательные спецпроекты.

Кстати, в течение учебного года в стране проходили отборочные туры республиканского конкурса «Учитель года Республики Беларусь — 2023». Победителями районного этапа стали семь участников и четыре выпускника программы «Учитель для Беларуси», в областном этапе свое профессиональное мастерство демонстрировали четыре участника программы и два выпускника. А Татьяна Крапиневич, учитель математики Ляховичской гимназии, выпускница второго набора программы, и Оксана Шукалович, учитель начальных классов Оршанской гимназии № 1, участница четвертого набора, одержали победу в областном этапе и вышли, так сказать, в финал — заключительный республиканский этап, который состоится в сентябре этого года. Надо заметить, что на всех этапах участников конкурса профмастерства поддерживали их методисты и кураторы из команды «Учитель для Беларуси».

Ольга Ткачук и Ирина Адамович отвечают в проекте «Учитель для Беларуси» за кураторскую и методическую поддержку его участников

— Я искренне верю, что самый главный инструмент учителя — его личность. А кураторы помогают проживать свой путь в профессии осознанно, — объясняет координатор кураторской поддержки в программе «Учитель для Беларуси» Ольга Ткачук. — В фокусе нашего внимания — надпрофессиональные навыки (Soft skills) и личностное развитие педагога. Мы уверены, что затраты времени, денег и энергии на себя — это не затраты, а инвестиции. Мы поддерживаем учителей, когда у тех возникают сложные ситуации в коммуникации с учениками, коллегами, администрацией. Когда силы совсем покидают, они могут услышать от нас очень важные и своевременные слова поддержки, мы всегда готовы подставить им свое плечо.

Личная эффективность: миссия выполнима

В рамках фестиваля была организована работа площадок, тематика которых соответствовала видам поддержки участников программы: так, действовали методические площадки «Больше, чем методика», «Больше, чем урок» и «Больше, чем сотрудничество», проектные площадки «Больше вдохновения» и «Больше идей» и кураторская площадка «Больше ресурсов».

— Время — один из самых ценных ресурсов, причем ресурс — невозобновляемый. Он мчится вперед, и нам все сложнее за ним успеть. Как же научиться управлять ресурсом? Если же мы не умеем это делать, не умеем находить время не только для работы, но и для семьи, любимых занятий, мы очень быстро выгораем. Для педагога важно не только сохранить себя, но и отдавать энергию другим. А что, по вашему мнению, значит — быть эффективным? — обратилась к педагогам учитель физики, куратор программы, преподаватель и коуч Татьяна Богданович. — Я, как учитель, привыкла очень много работать, жертвовать сном ради работы. Но на самом деле 20 процентов усилий дают 80 процентов результата и наоборот. Не надо все делать на «отлично» — достаточно сделать просто хорошо. Если мы очень много сил отдаем, это вовсе не гарантия, что на выходе получим тот результат, на который рассчитывали. А нам, учителям, нельзя приходить к детям в безресурсном состоянии. Нужно прикоснуться к ученикам и их «подзарядить».

Татьяна Богданович: «Педагоги скажут, что в школе все очень важно и очень срочно...»

А как вы думаете, может ли прижиться в учительской среде тайм-менеджмент? Эта технология управления временем пришла из бизнеса. Нам, творческим людям, сложно управлять временем, ведь мы постоянно отклоняемся от курса, но этому можно научиться. Все задачи делятся на срочные и важные. Хороший тайм-менеджмент — это не успевать делать все, а регулярно успевать делать то, что важно. Он помогает расставлять приоритеты...

Конечно, педагоги скажут, что в школе все очень важно и очень срочно. Между прочим, большинство людей выбирают срочные, а не важные дела. Ученые предложили участникам эксперимента выбрать, что делать в первую очередь. Срочные дела выбирали люди, которые описывали себя как «занятые». Зато когда их попросили обдумать последствия выбора той или иной задачи, они отдавали приоритет важным делам.

Принципы тайм-менджмента — не распыляйтесь, разберитесь, куда уходит время, планируйте, расставляйте приоритеты, автоматизируйте рутинные задачи, делегируйте часть своих задач детям.

Как не разрядиться в ноль

Наталья Тетерук: «Как учителю не разрядиться в ноль?»

Учитель белорусского языка и литературы Повитьевской средней школы Кобринского района, выпускница первого набора и куратор программы «Учитель для Беларуси» Наталья Тетерук поделилась своими лайфхаками психологического «выживания»: «Первое правило — очистите свое рабочее место. У большинства людей доминирует левое полушарие, так как оно развито больше. Особенность деятельности левого полушария заключается в последовательной, поэтапной обработке информации. При этом емкость „оперативной памяти“ левого полушария составляет всего семь информационных единиц. Психологи говорят, что если у вас будет более семи предметов на столе, то ваш мозг будет тратить слишком много энергии».

Еще один лайфхак от Натальи — ведение дневника личных достижений. «Учеными установлено, что, вспоминая счастливые моменты, мы будто снова проживаем те же эмоции и наше состояние меняется в лучшую сторону, — объясняет она. — Дневник мотивирует на успех, повышает настроение, ведь чаще всего полезные дела, сделанные за день, к вечеру просто забываются. Дневник укрепляет веру в себя. Главное правило — записывать достижения ежедневно! Давайте учиться этому у наших детей, которые любое свое действие могут преобразовать в достижение. „Я нарисовала картины, я нашла леденец, я разговаривала на „вы“ с учительницей по рисованию, я спала днем и я дала сосульке имя“ — вот какой топ-5 своих достижений за день составила моя ученица...»


Как стать школой-партнером программы «Учитель для Беларуси»?

Нужно скачать и заполнить заявку на сайте и отправить ее на адрес schools@teach4.by. На этой же странице можно найти подробные условия участия школ-партнеров. Если вы знаете школы, которые могли бы принять участие в программе, расскажите им про «Учителя для Беларуси».

Надежда НИКОЛАЕВА 

Фото автора

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».