Вы здесь

Корреспондент «Звязды» прошел Шанхайским путем. Чем примечательна ШОС?


История Шанхайской организации сотрудничества насчитывает 22 года. Сегодня это одна из крупнейших мировых платформ взаимодействия. О создании ШОС было объявлено 15 июня 2001 года в Шанхае Казахстаном, Кыргызстаном, Китаем, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном. Сейчас ее членами являются восемь стран (кроме учредителей, это Индия и Пакистан, которые также присоединились в 2017-м) с общим населением более трех миллиардов человек, формирующих четверть глобального ВВП. У Беларуси, Афганистана, Ирана и Монголии — статус государств-наблюдателей. Кроме того, Азербайджан, Армения, Египет, Камбоджа, Катар, Непал, Саудовская Аравия, Турция и Шри-Ланка — партнеры по диалогу. Завершается работа по оформлению диалогового партнерства с Бахрейном, Кувейтом, Мальдивами, Мьянмой и Объединенными Арабскими Эмиратами. При этом количество заявок от разных стран на присоединение к Шанхайской организации сотрудничества увеличивается. Чем же примечательна ШОС? Чтобы узнать об этом собственными глазами, журналисты из более чем 20 стран (среди которых — корреспондент «Звязды») направились в Китай.


Огромный потенциал

Государства, взаимодействующие на платформе ШОС, отличаются социальными системами, путем развития, историей и разнообразной культурой. «Но все мы — члены «семьи ШОС». Выступаем за «шанхайский дух», а именно «взаимное доверие, взаимную выгоду, равенство, консультации, уважение к разным цивилизациям и стремление к общему развитию», — заметил китайский национальный координатор ШОС Чжан Хайчжоу во время встречи с массмедиа в Министерстве иностранных дел Китая.

Повышение качества жизни людей — общее стремление стран организации. Как отметил китайский дипломат, государства активно продвигают региональную экономическую интеграцию в регионе, создали механизмы совещаний компетентных ведомств по экономике, торговле, сельскому хозяйству и транспорту, составили и реализовывают ряд документов, в том числе программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества, соглашение о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок. Создан Межбанковское объединение и Деловой совет. Тем самым придается устойчивый импульс развитию экономики и улучшению благосостояния народов.

В прошлом году общий объем товарооборота между Китаем и государствами — членами ШОС достиг 411,8 миллиарда долларов. По сравнению с 2021-м прирост составил 20 процентов. «Примечательно, что такие значительные достижения отмечались на фоне негативной тенденции развития мировой экономики после пандемии. Это свидетельствует об огромном потенциале сотрудничества в рамках ШОС», — подчеркнул Чжан Хайчжоу.

Обеспечение безопасности — приоритетное направление сотрудничества. Подписана Конвенция ШОС по противодействию экстремизму, страны непрерывно укрепляют юридическую основу сотрудничества, наращивают усилия к развитию таких механизмов, как региональная антитеррористическая структура и совещания компетентных ведомств на различных уровнях.

Как отметил Чжан Хайчжоу, увеличился уровень сплоченности и политического взаимодоверия. «Страны уважают важнейшие интересы друг друга, установили конструктивные партнерские отношения на основе принципов неприсоединения, неконфронтации и ненаправленности против третьей стороны».

С 2010 года наша страна является партнером по диалогу, а с 2015-го имеет статус официального наблюдателя ШОС. Решение о начале процедуры приема Беларуси в организацию единогласно было принято на заседании Совета глав государств — членов ШОС в Самарканде в сентябре прошлого года. «Шанхайская организация сотрудничества превращается из региональной организации в глобальную. И самое главное сейчас — не упустить этот момент. Нужно дать шанс тем государствам (их немало) для того, чтобы они могли найти альтернативу существующим реалиям. Наша организация может стать глобальной. Объективно стать. И решать глобальные проблемы мироустройства в современных условиях. Надо не опоздать, поймать этот момент и адекватно на это ответить», — отметил в своем выступлении на заседании Совета глав государств-членов ШОС в Самарканде Президент Беларуси Александр Лукашенко.

Китайская сторона сразу поддержала инициативу Беларуси об ускорении процедуры вступления в ШОС. Об этом сообщил «Звязде» Чжан Хайчжоу. «Сейчас процедура фактически завершена. Ожидается, что официально о придании Беларуси статуса страны-члена Шанхайской организации сотрудничества будет объявлено на нынешнем форуме в Нью-Дели, — заметил китайский национальный координатор ШОС. — Сейчас активно ведется его подготовка. В мае в Гоа прошла встреча министров иностранных дел стран-членов ШОС, где обсуждался этот вопрос».

На побережье Желтого моря

От Пекина до Ляньюньгана около 750 километров. По белорусским меркам расстояние значительное, по китайским — несколько часов движения. Это если перемещаться на скоростных поездах, которые разгоняются до 300 километров в час и более. Сеть такой современной железнодорожной инфраструктуры в Поднебесной довольно разветвленная, поэтому добраться до побережья Желтого моря из китайской столицы можно без проблем. Так что пекинскую локацию мы быстро сменили на портовую, ляньюньганскую.

Ляньюньган находится в провинции Цзянсу на востоке Китая. Как отмечают гиды, он является восточным фортом нового Азиатско-Европейского трансконтинентального моста, одним из первых в стране прибрежных городов, открытых внешнему миру. Ляньюньган славится долгой историей и богатым культурным наследием. Здесь были обнаружены следы деятельности людей еще в эпоху позднего палеолита. Говорят, в свое время Конфуций посетил этот город, философ поднимался на здешнюю гору и любовался морем. Первый император Цинь Шихуан (259-210 гг.). до н. э. э.) во время своей инспекции в восточной части Китая приехал сюда и установил камень в качестве восточных ворот империи Цинь, а во времена династий Хань и Тан Ляньюньган стал одним из отправных пунктов Морского Шелкового пути.

Город находится в стратегически важном месте, где соединяются восток и запад, север и юг. На севере от Ляньюньгана расположен Бахайский залив, на юге от него — дельта реки Янцзы, на востоке — Желтое море, а на Западе — новый азиатско-европейский трансконтинентальный мост. Ляньюньган входит в число 42 комплексных транспортных узлов Китая с трехмерной транспортной системой и мультимодальной перевозкой. Здесь функционируют порт, автодороги, железные дороги, воздушный и речной транспорт.

В поддержку инициативы «Один пояс, один путь» в апреле 2015-го в Ляньюньгане начали строительство международного логистического парка ШОС (Ляньюньган) площадью около 70 кв. км. Здесь собралось более 1600 предприятий. В парке основным сформировалась мультимодальная логистическая система, охватывающая автомобильный, железнодорожный, речной и морской транспорт, благодаря чему объект стал комплексным. Результат соответствующий: доход от основной деятельности логистических компаний возрос с 250 миллионов юаней в конце 2018 года до более чем 6,3 млрд юаней в прошлом году. Поток товаров за это время увеличился с 14,6 млн до 64,9 млн тонн.

Регион активно сотрудничает с Беларусью. Ляньюньган установил побратимские связи с Жлобинским и Кричевским районами, а также с Могилевом. Как сообщил «Звязде» заместитель главы канцелярии по иностранным делам Ляньюньгана Лю Пэнда, реализовывается ряд отличительных проектов, в частности по разработке лесных ресурсов, производству строительных материалов, выращиванию грибов. По мнению представителя горадминистрации, есть все предпосылки для того, чтобы впредь производительное сотрудничество расширялось.

Центральный хаб

Далее — на запад — в Сиань, столицу провинции Шэньси. Расстояние между городами — свыше тысячи километров. Однако опять-таки выручают скоростные поезда, дорога не заняла много времени. Мы фактически двигались по древнему Шелковому пути, который сейчас возродился в виде крупнейшей современной транснациональной инициативы «Один пояс, один путь».

Город существует более чем 3100 лет, некоторое время являлся самым крупным (как по площади, так и по количеству жителей) городом мира. Сиань был столицей 13 государств в истории Поднебесной: в частности в периоды Чжоу, Цинь, Хань, Суй и Тан (столицы этих государств располагались обычно в разных местах на небольшом расстоянии от центра современного Сианя). Старое название города — Чанъань. Он был местом назначения торговых караванов, которые шли по Великому шелковому пути в Китай. В окрестностях города расположены курганные гробницы Древнего Китая, включая Мавзолей Цинь Шихуанди с терракотовой армией.

Сейчас Шэньси находится в центре страны, является важным хабом «Одного пояса, одного пути». Шесть из десяти комплексных транспортных коридоров проходят через провинцию. В этом году пассажиропоток международного аэропорта «Сянь-Сяньян» занял пятое место в Китае. Неподалеку от Сианя находится Янлин, где существует демонстрационная зона ШОС сельскохозяйственной высокотехнологичной промышленности. Здесь созданы 123 исследовательские и инновационные платформы на уровне провинции и министерств. Недаром Янлин известен как «город сельскохозяйственной науки Китая».

В этом году он был выбран местом проведения форума ШОС по сокращению бедности и устойчивому развитию. Как отметил генеральный секретарь ШОС Чжан Мин, государства, которые вместе — действуют на платформе организации, «разделяют общее понимание и выступают за ориентированную на народ философию развития, углубляют сотрудничество по повышению благосостояния и уровня жизни людей на пространстве ШОС». Чжан Мин заявил о необходимости продолжения развития кооперации в агропромышленной отрасли и ее модернизации. По его мнению, только научно-техническое сотрудничество может прекрасно реализовать сельскохозяйственные возможности, имеющиеся в странах, и превратить большой потенциал в производственную силу, что приносит пользу всему миру.

Низкий уровень жизни населения раньше был характерен для китайской глубинки. В ряде случаев отмечалась крайняя бедность. Чтобы избежать социальных диспропорций, улучшить благосостояние местных жителей, в Китае в сжатые сроки была реализована масштабная государственная программа. В результате удалось вывести из бедности сотни миллионов китайцев.

В Яньане, что в провинции Шэньси, реализовали ряд отличительных проектов с учетом региональных условий. Между прочим, это знаковое место в Поднебесной, Родина китайской революции. Местные яблоки стали всемирно известным брендом, вкусные фрукты не раз побывала в космосе. С 2015-го по 2020 год в Яньане в специальные фонды по борьбе с бедностью было инвестировано свыше 7,7 миллиарда юаней. Выдано около миллиарда юаней микрокредитов. В глубинке построили около 2 тысяч километров асфальтовых и цементных дорог. Почти 50 тысяч человек улучшили жилищные условия — переехали в комфортное жилье со всеми удобствами. Финансовой поддержкой воспользовались 154,6 тысячи местных жителей.

Как рассказал «Звязде» доцент Гродненского государственного аграрного университета Владислав Просвиряков (сейчас в соответствии с белорусско-китайским межправительственным соглашением он проходит расширенную годовую стажировку в Северо-Западном университете сельского и лесного хозяйства в городе Янлине), в Поднебесной активно поддерживают фермеров. Сельхозпроизводителям выделяются разнообразные государственные преференции. Как заметил эксперт, меры по развитию сельских территорий в Китае во многом созвучны мероприятиям госпрограмм возрождения села, которые успешно реализованы в Беларуси. Так что нашим странам есть чему поучиться друг у друга.

Новые перспективы

Последний пункт нашего многотысячнокилометрового маршрута — Урумчи, центр Синьцзян-Уйгурского автономного района (Северо-Западный Китай). До сих пор с Яньаня около 2,5 тысячи километров. Это расстояние стоит преодолеть, чтобы увидеть уникальные по ландшафту и красоте места. К тому же Урумчи — важный транспортный хаб на пути Китай-Европа. По данным таможни города, с января по апрель текущего года объем внешней торговли Синьцзяна составил около 95 млрд юаней, что на 82,7% больше, чем за такое время в прошлом году. С учетом местных климатических условий — засухи, высокой интенсивности солнечного излучения и сильного ветра — здесь успешно совершают переход к «зеленому» развитию путем оптимизации энергетической структуры и развития соответствующих отраслей. В этом году за первый квартал объем инвестиций в ветроэлектрические и фотоэлектрические проекты увеличился более чем вдвое.

Вступление Беларуси в ШОС в качестве полноправного члена позволит нашей стране стать сильнее, заявил Президент Беларуси Александр Лукашенко в Послании белорусскому народу и Национальному собранию. «Вступление Беларуси в ШОС в качестве полноправного члена открывает новые перспективы. Эта организация сейчас является одним из крупнейших в мире региональных объединений. С ним мы сами станем сильнее и сделаем его сильнее, предоставив дополнительные возможности для сотрудничества по многим направлениям, включая производственную кооперацию и логистику, и продолжив Шелковый путь», — отметил глава государства.

Николай ЛИТВИНОВ 

Минск — Пекин — Ляньюньган — Сиань — Янлин — Яньань — Урумчи — Минск

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.

Энергетика

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

А среди стран ЕАЭС — на первом месте.

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.