«Чтобы учитель после рабочей недели отправился куда-то еще добровольно поработать и поучиться, ему точно надо знать, что он отправляется за вдохновением, за опытом, за новыми идеями, за атмосферой сотрудничества и творчества. Учителя, участвовавшие в первой педагогической неконференции, получили все это сполна. Каждому было чем поделиться и поучиться без протоколов и планов-конспектов. Для меня лично результат неконференции — фонтан идей в виде восклицательных знаков в моей записной книжке: !Организовать интерактивное родительское собрание на тему «Компетенции XXI века» !Провести классные часы в формате EdCamp !Объявить конкурс на самую лучшую рекламу класса, урока !Настроить творческую встречу в формате скайп-сессии...», — поделилась своими впечатлениями от мероприятия учитель белорусского языка и литературы СШ №20 города Орши Елена ПАНКРАТОВА.
Возьми, если хочешь
Так все-таки, что заставило 80 педагогов из разных уголков страны, даже из тех, что находятся на самой северной границе, направиться в свой выходной день в Минск? И что скрывается за новыми словами и понятиями: неконференция и EdCamp?
Education Camp — международная инициатива, которая родилась в учительской среде в США в 2010 году и распространилась на десятки стран мира. На сегодняшний день более 1500 мероприятий в 35 странах мира объединили уже 120 000 педагогов для открытого обмена педагогическим опытом, сотрудничества и решения общих задач. Теперь к ним присоединилась и Беларусь.
EdCamp имеет уникальный формат. Неконференция подчиняется закону «о двух ногах»: ее программа заранее неизвестна, участницы и участники самостоятельно определяют ход мероприятия и присоединяются к той дискуссии, которая интересна именно им, программа фактически создается вместе, исходя из интересов каждого участника.
Все могут быть как спикерами, так и слушателями. Могут предложить свою педагогическую идею, озвучить проблему и пути ее решения, исходя из собственного опыта, провести мастер-класс, а могут просто проголосовать за то, что хотят услышать. Главный принцип — «дай, если можешь, возьми - если хочешь». Есть и так называемый эффект длинного хвоста, когда после завершения EdCamp обсуждение современных образовательных тенденций продолжается уже непосредственно в учреждениях образования, идеи внедряются и воплощаются в ежедневных уроках, педагоги не ждут благоприятных условий, а действуют здесь и сейчас...
— Качество образования не может быть лучше качество его учителей — такой вывод сделала Организация экономического сотрудничества и развития, которая проводит самое авторитетное исследование качества образования в мире PISA (Programme for International Student Assessment), — подчеркивает председатель Общества белорусской школы Тамара МАЦКЕВИЧ. — Наилучшие результаты в этом исследовании демонстрируют страны, которые сделали ставку на повышение профессионализма учителей... Как физик по образованию, я хорошо знаю, что такое синергетический эффект. Синергия — это такое сочетание элементов, которое приводит к новому качеству развития. Например, чтобы получить новую структуру вещества плюс энергию, нужно собрать в одном месте критическую массу урана, примерно 0,8 килограмма, иначе цепная реакция не пойдет. Даже если мы тонну атомов урана распорошим по какой-то территории. Сейчас говорят, что законы синергии справедливы не только для физики и живой природы, но и для социума. Если в одном месте собрать умных людей для обмена идеями, то как раз такой эффект и возникает. Интеллектуальное поле усиливается, происходит самоорганизация, развитие, которое ведет к позитивным изменениям. Синергия — это когда мы вместе можем больше, чем каждый по отдельности. Когда 1 + 1 = 10
Идея EdCamp заключается как раз в том, чтобы собрать вместе умных, творческих, неравнодушных учителей для взаимного вдохновения и обмена идеями, как сделать нашу школу лучше.
Зачем писать сочинения?
Старт первой белорусской неконференции дала панельная дискуссия с участием специалистов по работе с персоналом, которые рассказали о компетенциях, необходимых молодым людям для их успешного трудоустройства.
«Когда-то для того, чтобы быть уникальным, нужно было знать иностранный язык или уметь пользоваться компьютером, сегодня же владение одной иностранным языком — уже «гигиенический навык», — именно такую фразу услышали педагоги от «кадровиков». Наибольшее количество вакансий (28 процентов) на портале Работа.tut.by касается сферы продаж, на втором месте идет IТ-сфера (11,9%), а на третьем — рабочие специальности. Для педагогов стал открытием тот факт, что для того чтобы продавать, нужно уметь красиво излагать свои мысли, потому что большинство продаж проводится через интернет с помощью текстов, и если там есть смысл, если текст красиво и вкусно написан, это не остается незамеченным и приносит успех. Но сочинения в школе сейчас почти не пишут...
— На работе не приходится выбирать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов, как в тестах. Чаще всего нужно генерировать новые варианты, выводит из двух неизвестных третьих, причем очень быстро, — подчеркивает руководитель отдела маркетинга Работа.tut.by Елена ПРОСКУРИНА.
Есть мнение, что успешность человека в профессиональной сфере на 85 процентов зависит от так называемых мягких навыков (soft skills). Их еще называют социальными навыками, потому что речь идет преимущественно о взаимодействии между людьми. Имеются в виду такие человеческие качества, как критическое мышление, креативность, гибкость, умение работать в команде, стрессоустойчивость, умение предупреждать и «гасить» конфликты, готовность брать на себя ответственность, аргументированно дискутировать, вести переговоры, формулировать цели и ставить задачи, самоорганизация, готовность приспосабливаться к инновациям, учиться всю жизнь, потому что профессиональные навыки придется обновлять постоянно. Сегодняшние первоклассники выйдут во взрослую жизнь только в 2028 году, когда многие профессии будут уже невостребованные, поэтому нужно в школе давать детям такие навыки, которые пригодятся им в любой ситуации и в любой профессии.
Хочу поделиться
Безусловно, самым захватывающим получилась ярмарка педагогических идей, ради чего, собственно говоря, педагоги и собрались. У желающих была только одна минута на то, чтобы заинтересовать коллег своей темой. Всего было озвучено более 20 предложений: педагоги хотели поделиться с коллегами своим опытом создания медиауроков, рассказать, как с помощью двух-трех мобильных телефонов с выходом в интернет и компьютера или ноутбука можно превратить класс в компьютерную лабораторию, как создать в фейсбуке эффективную организацию учителей-предметников, как развивать сетевые проекты, совмещать онлайн-технологии с обучением, как развивать метапредметные компетенции, как использовать междисциплинарные связи с изучением истории в работе технического кружка конструкторского моделирования и военной реконструкции, как научить критически мыслить, как объяснить детям, почему они должны учиться и где могут понадобиться конкретные знания.
«Есть ли в вашей жизни проблемы? Легко ли вам их решать? А знаете ли вы, что в мире есть такая профессия «траблшутер» (troubleshooter)? Это эксперты по решению проблем любой сложности, которые гарантируют стопроцентный результат... И вот на своем мастер-классе я предлагаю вам превратиться в траблшутеров, научиться ставить перед детьми проблемы и вместе их решать, — смело заявила учитель белорусского языка и литературы из средней школы №6 города Орши Елена ХАТЬЯНОВА. — Эти приемы можно использовать на любых уроках по любым дисциплинам».
«А я предлагаю поймать всех зайцев за раз. Учителя много спорят, как реализовать предметное содержание и требования стандартов через различные трендовые образовательные средства, и очень часто случается, что они становятся жертвами «спецэффектов», а я в своей профессиональной деятельности выбрала другой путь: стараюсь формировать у детей жизненно необходимые компетенции (прежде всего читательскую и медиаинформационную образованность) средствами медиаобразования через предметное содержание. Таким образом, последнее реализуется в актуальной для учеников плоскости», — поделилась своей идеей директор средней школы №2 города Столина Алла ЛОЗИЦКАЯ.
"Работаю с логико-смысловыми моделями на уроках иностранного языка, поэтому если вам по пути с логикой и смыслом, загляните ко мне", — пригласила Вероника ОРЛОВА из CШ №14 города Мозыря.
"Наши молодые люди имеют проблемы в отношениях. Я могу научить, как работать с детьми в начальной школе, чтобы они росли расслабленными, говорящими, какие "фишечки" использовать на уроках, как их оценивать", — предложила учительница начальных классов Борисовской средней школы № 17 Светлана ЛОКИС.
Дальше — короткий перерыв, во время которого участники EdCamp могли проголосовать стикерами только за два из озвученных предложений. И это оказалось задача не из легких, так как хотелось услышать многих. Тем не менее, в течение одного дня просто физически невозможно было дать шанс выступить всем. Были организованы две сессии, которые одновременно проходили на четырех площадках: таким образом поделиться своими идеями смогли восемь педагогов.
Кроме того, эксперты предложили четыре мастер-класса на темы «Правда ли, что цели — главный элемент урока?», «Критерии оценивания: Что? Когда? Как?», «Обратная связь — ядро активной оценки» и «Что мы делаем не так на традиционном уроке?». Принцип свободного выбора действовал и в этом случае.
"У парикмахера цель — это прическа, которая удовлетворит клиента, и тогда он придет второй раз и приведет своих друзей. Скорее всего, такой парикмахер хорошо зарабатывает. А мало зарабатывает тот парикмахер, у которого цель — стричь, — рассуждает профессор кафедры педагогики и менеджмента образования Академии последипломного образования, кандидат педагогических наук, доцент Николай ЗАПРУДСКИЙ. — Не отдавайте своего ребенка репетитору, у которого цель — репетировать. Не идите к врачу, у которого цель — лечить: он вас залечит. В любой деятельности успешны те люди, которые ильначально знают цель, к которой они собираются прийти. Учебная цель — это то, чего учитель с учениками надеется достичь в течение 45 минут урока. А если ученики не знают цели, будет ли у них мотивация?"
Шеф для школы
Выступить перед белорусскими педагогами пригласили и директора базовой школы «Вратиславска» города Праги, преподавателя Карлова университета, доктора педагогических наук Иржи ТРУНДУ:
— У меня сегодня настоящий интеллектуальный пир. Я могу слушать, и для меня это важно, тем более что в Чехии пока такой образовательный формат не реализован, — отметил он. — В 90-е годы прошлого века главной нашей целью было уйти подальше от прежней модели школы, когда директор фактически выполнял функцию контролера: контролировал то, что ему спускалась сверху, учителя приходили на урок, рассказывали, а задача учеников была — просто восстановить услышанное. Мы стремились к автономии школ, к финансовой самостоятельности. Легко сказать, но сложно сделать. Желание учить по-новому было, но куда двигаться, никто не знал... К тому же и некоторые родители не хотят никаких изменений, так как не знают, что их ждет впереди. Мы не могли прийти к единому мнению, какой должна быть чешская школа, но все желали детям добра...
Чего нам удалось добиться? Директор сегодня стал настоящим шефом для своей школы: он может решать и педагогические вопросы, и кадровые, и финансовые. Отсутствуют единые учебные планы — конечно, государство задает определенные рамки, но школа сама думает, чем их наполнить и какими средствами достичь ожидаемого результата. Мы вместе с учителями решаем, как изменить нашу образовательную программу, что мы будем приобретать для нашей школы и какие учебники использовать. По каждой дисциплине существует много учебников, при этом они очень сильно отличаются. Мы можем и сами создавать и использовать собственные учебники. Наши классы оснащены современной техникой, но, честно говоря, вместо того, чтобы показывать детям что-то на интерактивном экране, я бы лучше отвел их в ботанический сад, чтобы изучать растения там".
...Суббота пролетела для педагогов как одно мгновение. В планах организаторов на будущее проводить EdCamp в течение двух дней. А что думают сами учителя о новой неформальной дискуссионной площадке?
Ольга ЖИТКАЯ, учитель биологии Ушачской средней школы:
— Отличная идея для нас, учителей! Мы всегда поставлены в жесткие рамки семинаров и конференций. Такая форма мероприятия дает нам право на выбор и темы, и выступающих. Что зацепило? Сюда приехали педагоги не только из гимназий, но и из обычных сельских школ. И у них очень много интересных идей, которыми они готовы сами (а не по принуждению!) делиться с коллегами. А осмысление и обсуждение выступлений продолжается и в кулуарах. Порадовал тот факт, что среди организаторов и приглашенных гостей было большое количество молодежи, заинтересованной в развитии нашего образования. Было бы здорово, чтобы мероприятие такого формата проводилось и в регионах, особенно в небольших, сельских...
Алла ПОЗДНЯКОВА, учитель истории средней школы №10 города Бобруйска:
— Сказать, что было просто интересно, — ничего не сказать. Поразил формат неконференции — это то, чего не хватает нашим методическим объединениям и педагогическим форумам разного уровня. Иметь возможность выбрать актуальное для себя — просто отлично. Мастер-классы, интересный опыт экспертов, встречи с «реальными» друзьями и личное знакомство с виртуальными. Мне лично не хватило времени, чтобы заявленные мастер-классы не только посмотреть и услышать, но и обсудить. Сколько идей у наших учителей! Это же настоящее чудо!
Елена ПАНКРАТОВА, учитель белорусского языка и литературы средней школы №20 города Орши:
— Эффект неформальной встречи активных учителей в том, что после нее хочется работать по-новому, творчески, активно, плодотворно и в современном формате. Формирование компетенций XXI века у молодежи требует их наличия у учителей... Навыки soft skills, высокий уровень мотивации, гибкость, способность учиться и переучиваться в течение всей жизни, умение презентовать свои идеи — это то, к чему мы, учителя, сегодня должны готовить своих учеников в соответствии с потребностями времени, но, прежде всего, должны научиться этому сами. Формат EdCamp позволил это понять каждому участнику неконференции.
Надежда НИКОЛАЕВА
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/tags/nadzeya-nikalaeva
[2] https://zviazda.by/ru/gramadstva
[3] https://zviazda.by/ru/adukacyya
[4] mailto:nіkalaeva@zvіazda.by
[5] https://zviazda.by/ru/tags/uchitelya
[6] https://zviazda.by/ru/tags/srednyaya-shkola