Какая форма аттестации наиболее эффективна в школе? Почему раньше выпускники писали сочинение, а сегодня сдают изложение? Может ли тест дать объективную оценку знаний? Каким должен быть экзамен: устным, чтобы дети окончательно не разучились формулировать свои мысли и рассуждать, или письменным, который в большей степени застрахован от субъективизма? Однозначных ответов на эти вопросы пока нет. Но на недавнем совещании у главы государства министр образования заявил о возможности изменения формы выпускных экзаменов на выходе из школы. На коллегии своего ведомства, где подводились итоги работы отрасли за прошлый год и согласовывались планы на текущий, Игорь Карпенко немного приоткрыл завесу над будущим: «Существующая форма итоговой аттестации также вызывает дополнительную нагрузку на школьников, поэтому Министерством образования совместно с учителями-практиками, методистами, учеными прорабатываются возможные варианты ее проведения. Мы сможем разгрузить выпускников одиннадцатого класса, увязав по форме и содержанию выпускные экзамены со сдачей централизованного тестирования», — сообщил он.
Объективна ли школьная оценка?
Очевидно, что прежняя рейтинговая система подсчета баллов на ЦТ для выпускной аттестации совсем не подходила. Но систему подсчета баллов на ЦТ пытаются изменить так, чтобы новая методика позволяла сопоставить уровень знаний абитуриента, продемонстрированных на ЦТ, с его школьными знаниями. К тому же новая методика, как считают в министерстве, позволит снять психологический барьер, который возникал у абитуриентов после получения низких баллов. Но что, если школьные отметки снова не будут подтверждаться? Все-таки ЦТ — независимая и объективная форма оценки знаний... Неужели все отличники, чтобы подтвердить свой школьный уровень, будут набирать на ЦТ от 90 до 100 баллов? Возможно ли такое?
В прошлом году Министерством образования впервые были проведены республиканские контрольные работы по математике в седьмом классе и по географии — в десятом. «Мы хотели узнать, насколько объективно оценивают учащихся в школе, — сообщил на коллегии Игорь Карпенко. — Результаты просто удивили: по математике 60% учащихся не подтвердили оценки, выставленные школьными учителями. Количество учащихся, получивших за республиканскую контрольную работу по математике отметки 9 и 10 баллов, оказалось меньше на 8 процентов, 7-8 баллов — на 18 процентов. Есть повод задуматься, почему в школах завышаются оценки. В этом учебном году республиканские контрольные работы пройдут в 10 классах по истории Беларуси, математике, русскому и белорусскому языку в ряде школ, а также во всех гимназиях и лицеях».
Между прочим, на министерской контрольной по географии не смогли подтвердить свои школьные отметки 87 (!) процентов десятиклассников.
Почему устают ученики...
В системе общего среднего образования по всем учебным предметам осуществляется переход на обновленные учебные программы. Он завершится в 2021-2022 учебном году. По новым программам уже обучаются ученики с первого по восьмой классы. За три последних года были обновлены и изданы 144 учебных пособия. К 1 сентября этого года обновят еще 73.
Министерство образования сейчас анализирует внедрение новых программ и учебников в образовательный процесс, изучает мнение педагогов, учеников и их родителей.
«В целом программы и учебники позитивно воспринимаются в школах», — подчеркивает министр образования и приводит в качестве подтверждения своих слов результаты онлайн-анкетирования по вопросам содержания обновленных учебных программ для 7-8 классов. В исследовании приняли участие более 31 тысячи учителей-практиков. Почти 88% опрошенных высказали мнение, что дальнейшее упрощение содержания программ не требуется.
По результатам другого исследования, проведенного Центром социологических и политических исследований БГУ, почти 77% учащихся и 75% родителей довольны качеством школьных учебников. При этом высказываются некоторые замечания, касающиеся проблем с перегрузкой.
— Мы видим, что проблема перегрузки школьников не столько в программах, сколько в качестве подготовки педагогических кадров, в организации работы учителя, в его методической грамотности. В том, какой объем заданий учитель задает на дом, как он готовится к занятиям, насколько квалифицированно использует материал учебников и пособий в работе с учениками. В этом направлении должна быть сконцентрирована наша работа, включающая издание для учителей-предметников соответствующих методических пособий, организацию повышения квалификации по методике преподавания, — говорит министр. — Перегрузка учащихся может быть вызвана и тем, что вместо установленной санитарными нормами и учебными планами максимально допустимой среднего количества учебных и факультативных занятий (6-7 в день в 7-8 классе) по желанию родителей вводятся дополнительные платные уроки (вместо одного — несколько профильных предметов или второй иностранный язык), которые приводят к умственному и физическому истощению.
Игорь Карпенко уверяет, что позиция министерства по обеспечению доступности качественного образования для каждого учащегося будет оставаться неизменной. Справедливой, по его мнению, стала отмена экзаменов в пятый класс гимназий. Сейчас одаренные дети могут обучаться в любом учреждении образования, поскольку и в обычных средних школах есть возможность изучения отдельных предметов на повышенном уровне в 5-8 классах. «Отмену экзаменов поддержали 88,8% родителей и 90,7% учителей, — сообщил он на коллегии. — А в будущем планируется создать Национальный детский технопарк, который докажет, что есть и другие, более эффективные формы отбора талантливых детей, чем экзамены в гимназии...»
Просто ли попасть к директору школы?
В текущем учебном году для учащихся 10-11 классов школ был введен предмет «Трудовое обучение». Для организации образовательного процесса определен перечень, включающий более 70 профессий. Он формировался с учетом реальных возможностей учреждений образования, запросов учащихся, потребностей рынка труда и востребованности профессий в регионе.
С целью популяризации сельскохозяйственных профессий с 1 сентября открылись профильные классы аграрной направленности. «Прошу взять под особый контроль обеспеченность таких классов необходимым оборудованием и методическими материалами, — обратился к представителям региональных органов управления образованием Игорь Карпенко. — Министерством образования совместно с Министерством спорта и туризма проработан также вопрос об открытии профильных классов спортивно-педагогической направленности».
По словам руководителя отрасли, анализ обращений в Министерство образования свидетельствует о недостаточно качественной работе с гражданами на местах: каждое третье обращение могло быть решено на уровне области, района или даже школы...
— Например, ребенок — гиперактивный, а школа сразу направляет его на комиссию по делам несовершеннолетних, потому что так проще, — привел он конкретный пример. — А где социальные педагоги, где психологи, наши социально-педагогические центры, наделенные для этого специальными функциями? В течение двух лет одним из самых проблемных остается также вопрос некорректного поведения членов администрации и других педагогических работников учреждений образования: каждое десятое обращение посвящено этой теме. Скажу откровенно: попасть на прием к некоторым директорам сложнее, чем к министру образования. Думаю, что не нужно руководителям устанавливать часы для приема граждан по личным вопросам. Находясь в школе, вы должны в любое время принимать граждан — это ваш долг!
Конкуренция за бюджетные средства
«Чтобы не потерять человека в тени оценок и экзаменов, проработан вопрос изменения механизма проведения вступительной кампании в вузы. Для поступающих на отдельные специальности, планируется проводить дополнительные внутренние экзамены, — проинформировал участников коллегии Игорь Карпенко. — Такой подход был одобрен и Республиканским советом ректоров вузов. Но для нынешних выпускников ничего не изменится».
Министр также сообщил, что количество студентов в стране сократилось. Сегодня высшее образование получают 283 тысячи студентов (в 2011 году их было более 400 тысяч). Есть мнение, что оптимальной для нашей страны является цифра в 300 тысяч студентов.
С учетом требований работодателей обновляются учебные планы и программы высшего, среднего специального и профессионально-технического образования. Систематически пересматриваются номенклатура специальностей и образовательные стандарты, по которым ведется подготовка специалистов и рабочих, с обязательным привлечением к этому заказчиков кадров.
В стране функционирует более тысячи филиалов кафедр в организациях и на предприятиях. Все типовые учебные планы, разработанные и утвержденные в 2018 году, а также проекты типовых учебных планов, которые еще разрабатываются, предусматривают прохождение практики начиная с первого курса.
— Поэтому работодателям нужно прекратить разговоры о том, что мы готовим не те кадры для реального сектора экономики, — подчеркнул министр. — Тем более что в стране создается Национальная система квалификаций, где заказчики кадров будут формировать перечни компетенций и квалификационных характеристик под нужды экономики и субъектов хозяйствования.
Для оптимизации II степени высшего образования с этого года вводится единая программа магистратуры — для кадрового обеспечения научно-инновационной сферы и системы образования. Ее модернизация будет направлена на повышение качества, эффективности и экспортного потенциала. «В магистратуру на бюджет должны идти только самые способные, желающие заниматься или наукой, или преподаванием», — считает министр образования.
Заместитель премьер-министра Беларуси Игорь Петришенко, который принял участие в итоговом заседании коллегии Министерства образования, заметил, что с этого года прогнозированием объемов подготовки кадров занимается Министерство труда и социальной защиты совместно с Министерством экономики. Соответственно Министерство образования на основе их данных сформирует объективные конкретные цифры приема, основанные на потребностях экономики, демографическом прогнозе и балансе трудовых ресурсов. Ведомству предстоит по каждой специальности и по каждому вузу представить правительству аргументированное обоснование контрольных цифр приема. По словам Игоря Петришенко, в течение этого года необходимо также подготовить вопрос о переходе на конкурсную основу их формирования. Речь идет о бюджетной форме обучения.
«Право на прием и подготовку специалистов по отдельным специальностям должны получать учреждения образования, которые имеют для этого соответствующие условия: педагогические кадры, материально-техническую базу и базу для организации практики, — пояснил свою мысль вице-премьер. — Те, кто не получит бюджетных средств на подготовку специалистов, смогут набирать абитуриентов платно».
Задача повышения конкурентоспособности и качества — приоритетная в работе профильного министерства. Распределительный принцип финансирования уходит в прошлое. Университеты должны конкурировать между собой за получение бюджетных средств, подчеркнул Игорь Петришенко. Государственный бюджет не должен быть единственным «донором» в системе высшего образования. Необходимо перейти к многоканальному финансированию высшей школы, привлекать инвестиции, средства инновационных фондов, спонсоров, развивать внебюджетную деятельность...
Игорь Петришенко также отметил, что на контроле правительства остаются вопросы организации питания в учреждениях образования. Он констатировал, что эффективная система контроля в этой сфере пока так и не создана. Вице-премьер поручил Министерству образования совместно с Министерством здравоохранения и Министерством антимонопольного регулирования и торговли в первом полугодии провести мониторинг выполнения поручений правительства по качеству школьного питания и представить свои предложения, в том числе с оценкой работы кадров.
Надкжда НИКОЛАЕВА
Фото Анны ЗАНКОВИЧ
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/tags/nadzeya-nikalaeva
[2] https://zviazda.by/ru/gramadstva
[3] https://zviazda.by/ru/adukacyya
[4] https://zviazda.by/ru/tags/ministerstvo-obrazovaniya