Исследователи выяснили: чем больше родители уделяют внимания развитию речи у ребенка, тем большего успеха он достигнет в жизни. Связь речи и мышления давно доказана. Но сегодняшние дети начинают говорить позже, чем их родители. Причем большое количество дошколят имеет нарушения речи.
— Ребенок рождается с еще не сформированным мозгом, развитие которого происходит в течение всей жизни. Нервные клетки мозга растут, образуют системы, которые обеспечивают контроль различных функций — слуха, зрения, движения, речи. Если мозг младенца не стимулировать с рождения, то нервные клетки не будут развиваться, что приведет к прекращению развития ребенка, — рассказывает логопед 3-й городской детской клинической поликлиники г. Минска Светлана Койпиш.
Области мозга, которые отвечают за развитие движений и речевой деятельности, располагаются рядом. Поэтому различные манипуляции, особенно с пальчиками рук, приводят к растормаживанию двигательных и речевых зон мозга. А чем больше различных импульсов поступает в мозг, тем успешнее развиваются умственные и речевые способности ребенка.
— Для определения развития речи малышей существует такой метод: ребенка просят показать один пальчик, затем два и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев рук достаточно быстро и без напряжения, — дети, которые хорошо разговаривают, — объясняет специалист. — Если пальцы ребенка непослушные, напряженные, сгибаются и разгибаются только вместе или, наоборот, слабые, вялые и не дают точных движений — это дети с речевыми проблемами.
Интересно
Принято считать, что вторые и третьи дети в семье разговаривают хуже, чем первые. А обучение двум языкам одновременно грозит задержкой речевого развития. И то и другое — мифы!
Установлено, что до тех пор, пока движения пальцев рук не станут свободными, точными, координированными, развития речи достичь не удастся. Соответственно, и развивать ее нужно снизу вверх — от движения к речи, а не наоборот.
Тренировать пальцы рук можно уже с шестимесячного возраста. Самый простой и доступный метод — массаж: поглаживание пальцев от кончиков до запястий. Можно выполнять и упражнения: брать каждый пальчик ребенка, сгибать и разгибать его. С семи-восьми месяцев ребенок начинает «загребать» предмет в ладонь. Теперь ему можно давать складывать в коробку большие яркие игрушки. Главное — превратить такое занятие в игру.
Наибольшую трудность для ребенка представляет процесс разжимания пальцев. В норме большинство детей умеет это в десять-одиннадцать месяцев и стремится пользоваться навыкам. Поэтому можно катать шарики из теста, рвать бумагу, перебирать деревянные бусы и пуговицы, находить в емкости с крупой более мелкие предметы. Дети любят проводить за такими занятиями длительное время, и от взрослого требуется всего лишь умение поддержать игру.
Кубики, разноцветные прищепки, складывание пирамидок, матрешек, пальчиковые упражнения и пальчиковый театр — список занятий, которые развивают мелкую моторику, очень большой.
Под влиянием систематических тренировок наступают положительные изменения. Появляются сила, равновесие, подвижность, а пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. И таким образом к году ребенок овладевает манипуляционными движениями, что способствует стремлению его к общению со взрослыми. И как следствие, он произносит 3-10 осмысленных слов, которые, правда, еще долгое время перемешаны с лепетом.
Нужно знать
Елена КРАВЕЦ
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/author/alena-kravec
[2] https://zviazda.by/ru/gramadstva
[3] https://zviazda.by/ru/zdaroue-0
[4] https://zviazda.by/ru/tags/strana-zdorovya
[5] https://zviazda.by/ru/tags/deti
[6] https://zviazda.by/ru/tags/razvitie-rechi