Максим ЕРМОЛОВИЧ, выступая перед региональными народными избранниками на совместном заседании Совета по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики и Совета Академии управления при Президенте, затронул одну из ключевых тем — формирование местных бюджетов и способы повышения их доходной части, а также анонсировал новшества Минфина для стимулирования на местах расширения налоговой базы.
Что формирует доход?
Внимание к бюджетам на местах легко объяснимо: именно местные бюджеты несут основную нагрузку по реализации социально ориентированной политики государства — финансированию образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и других отраслей, обеспечивающих качество жизни граждан. От того, как и за счет чего формируется доход местной казны, во многом зависит сохранение социальной стабильности.
На сегодняшний день бюджетно-налоговая политика Минфина направлена на решение двух задач, имеющих равное значение для общей экономической политики. Первая — создание равных финансовых условий и возможностей для органов местного управления и самоуправления по реализации возложенных на них полномочий и функций. Вторая — создание стимулов для расширения налоговой базы регионов, развития их налогового потенциала.
— Решение первой задачи полностью соответствует требованию главы государства по сокращению межрегиональной дифференциации и обеспечению развития каждой области, района и города, создания комфортных условий жизнедеятельности, не уступающих городским, во всех сельских населенных пунктах, — подчеркнул министр.
О чем речь? О том, что в экономическом развитии регионы очень сильно отстают, но такого расхождения в уровне бюджетной обеспеченности Минфин не допускает. Решение этой задачи обеспечивается за счет стабильности налогового режима регионов из отчислений в местные бюджеты наиболее эффективных источников собственных доходов, таких как подоходный налог, налог на прибыль коммунальных и негосударственных организаций, налог на добавленную стоимость и налоги на собственность. Это самые стабильные на сегодняшний день источники доходов консолидированного бюджета страны. И это те источники, на формирование которых местная власть в состоянии оказывать непосредственное влияние. В объеме местных бюджетов подоходный налог занимает почти 30 %, НДС — 15 %, налог на прибыль — 10 %, налоги на собственность — 9 %.
— Это отличается от той политики, которую реализуют в странах Восточной и Западной Европы, — отметил Максим Ермолович. — Например, во Франции, Великобритании и большинстве европейских стран подоходный налог направляется исключительно в центральный бюджет, становясь одним из основных источников его наполнения. В Украине в государственный бюджет подлежит зачислению 25 % налога, собираемого с территорий, и 60 % — собираемого в столице. В Польше, Чехии — только 50 % подоходного налога зачисляется в местные бюджеты.
Сегодня доходы местных бюджетов в среднем на 80 % формируются за счет собственных источников доходов — это налоги и неналоговые поступления.
К слову, еще пять лет назад этот показатель равнялся 72 %, что говорит о том, что обеспеченность собственными источниками доходов в общих расходах местных бюджетов устойчиво растет.
Что влияет на уровень дотаций?
Сегодня средний уровень дотационности областей составляет около 20 %. При этом для выравнивания бюджетной обеспеченности районов уровень дотационности варьируется от 3 до 70 %.
— Опять же — причина в высокой дифференциации по экономическим показателям и налоговым базам. Но наряду с разницей в уровне экономического развития причиной более высокой дотационности районов являются и решения областных Советов депутатов об установлении нормативов отчислений от налогов, зачисляемых в местные бюджеты, — обратил внимание министр финансов.
На сегодняшний день только в Витебской области подоходный налог с физических лиц и налог на прибыль, получаемый на территории районов, полностью зачисляется в их бюджет. В остальных областях решениями областных Советов депутатов на 2019 год установлены различные нормативы отчислений. По Брестской области в бюджеты районов зачисляется только 60 % налога на прибыль, 80 % подоходного налога, получаемых на территории районов. По Гомельской — 100 % налога на прибыль, 70 % подоходного налога, по Гродненской — 80 % налога на прибыль, 100 % — подоходного налога, по Могилевской — 100 % налога на прибыль и 80 % подоходного налога.
В большинстве областей отчисления НДС в областные бюджеты составляют порядка 70 % (в Брестской — 52 %, в Минской — 44 %), и только оставшиеся 30 % распределяются между нижестоящими бюджетами, исходя из числа проживающего населения.
— Если реализуемая на уровне правительства политика направлена на снижение уровня дотационности консолидированных бюджетов областей, то областными Советами депутатов зачастую принимаются абсолютно противоположные решения, — обратил внимание присутствующих министр финансов.
Например, Минским областным Советом депутатов принято решение о полном зачислении в текущем году налога на прибыль в областной бюджет. Годом ранее этот налог целиком оставался в распоряжении районов. В результате, помимо увеличения уровня дотационности, по сути, у районных властей утрачены стимулы для наращивания одного из основных источников — налога на прибыль.
— Целесообразность такого решения, на наш взгляд, сомнительна, — озвучил оценку Минфином действий Совета депутатов Максим Ермолович.
Стимулы есть
Сегодня сформирована четкая и понятная правовая основа деятельности регионов: законом «О местном управлении и самоуправлении» закреплены функции и распределены полномочия между ветвями власти, а Бюджетным кодексом установлены правила распределения доходов и расходов между бюджетами различных уровней.
— При формировании расчетных показателей местных бюджетов налог на прибыль, зачисляемый в местные бюджеты, на протяжении двух последних лет планируется без учета прироста налоговых поступлений к утвержденным на текущий год объемам, — пояснил министр финансов.
Это значит, что, по сути, налог на прибыль «фиксируется» на уровне предыдущего года, что дает возможность за счет дополнительных поступлений налога в течение года нарастить объемы местных бюджетов свыше того, что определил Минфин. Какой от этого результат? Это формирует прямые стимулы у местных органов власти для повышения прибыльности работы предприятий, расположенных на подведомственной территории. Если в цифрах, то объем таких дополнительных денег в минувшем году составил 198 миллионов рублей (большая часть пришлась на Минск — 153 миллиона), по оценкам, в 2019 году планируется саккумулировать 255 миллионов рублей.
Более того, в законе о республиканском бюджете на текущий год учтена инициатива депутатов Национального собрания по сохранению в 2020 году объемов дотаций, передаваемых областям, на уровне не ниже текущего года. Как считают в Министерстве финансов, такие же меры нужно реализовать и в отношениях между областными и районными бюджетами.
Однако, как подчеркнул Максим Ермолович, стимулирующие механизмы сегодня «замыкаются» на областном уровне и не масштабируются на нижестоящие бюджеты, никак не повышая их самостоятельность.
— Облисполкомы при формировании показателей по бюджетам районов и городов для финансирования базовых расходов «разворачивают» все источники доходов, поступающие в местные бюджеты, включая прогнозные поступления налога на прибыль, — отметил он.
Устойчивость за счет бизнеса
Да, сегодня налоговую базу региона формирует узкий круг валообразующих предприятий, созданных еще при Советском Союзе, но на устойчивость региональных бюджетов в первую очередь должна влиять не их работа и дотации из республиканского бюджета. Министр пояснил, что влияние должны оказывать доходы, генерируемые вновь создаваемыми производствами с высокой добавленной стоимостью, а также за счет развития среднего и малого бизнеса.
Без развития малых и средних предприятий обеспечить доходную базу и устойчивость бюджетов регионов нам не удастся.
Опыт показывает, что именно небольшие организации легче и быстрее приспосабливаются к последствиям глобальных макроэкономических изменений, как то мировые финансовые кризисы, в отличие от крупных производств, которым необходимо больше времени на адаптацию.
Во вступившей в силу с начала текущего года новой редакции Налогового кодекса есть ряд мер, предусматривающих снижение налоговой нагрузки для привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест, реинвестирования прибыли в развитие производства. Теперь инициатива — за регионами и их местными органами власти.
Новые механизмы управления ликвидностью
Повышение доходной базы бюджетов во многом зависит от качества управления ликвидностью. Здесь Министерство финансов поступательно идет по реализации двух новшеств.
Первое — создание рыночного понятного и прозрачного механизма размещения свободных средств как республиканского, так и местных бюджетов. Это значит, что все свободные деньги сегодня размещаются на банковские депозиты только на основании биржевых аукционов. Доходы — а это более 10 % годовых — направляются в полном объеме собственнику средств, т. е. тому бюджету, который проводит это размещение.
Второе направление, над которым Минфин сейчас работает, чтобы снизить уровень кредиторской задолженности, — введение механизма, по которому будут установлены предельные сроки оплаты платежных поручений, предъявленных в органы казначейства. Речь идет о том, что получатели бюджетных средств в пределах плановых назначений будут заявляться в органы казначейства и, независимо от того, есть в бюджете ресурсы в данный момент или их нет, они будут в течение определенного срока оплачиваться, не формируя задолженность перед поставщиками работ, товаров и услуг и не увеличивая тем самым их стоимость. Задача — решить проблему кредиторской задолженности бюджетов всех уровней. Причем будет установлен четкий порядок исполнения этих платежных инструкций, привязанный к дате: заявился первого числа — десятого должен получить оплату, если документы соответствуют требованиям казначейства.
Но возникает другая проблема, когда на счете местного бюджета нет средств, чтобы осуществлять эту оплату.
— Задача местных финансовых органов и Минфина — найти эти ресурсы. Управление ликвидностью мы готовы брать на себя, — пояснил Максим Ермолович.
По его мнению, это улучшит качество исполнения бюджета, повысит финансовую дисциплину, снизит непроизводственные расходы на оказание услуг, работ, поставку товаров, тем самым оптимизируя расходы бюджета как по доходной части за счет более высоких процентных ставок по свободным остаткам средств, так и с точки зрения расходной части.
Но эта система управления ресурсами требует более высокого качества планирования бюджета, более пристального внимания к тому, что закладывается в решения местного Совета депутатов о бюджете на очередной финансовый год.
— Реализуемая на уровне каждого региона политика должна быть ориентирована на достижение общих целей социально-экономического развития страны и повышение качества жизни населения. Поэтому и решения, самостоятельно принимаемые регионами в рамках прав, предусмотренных законодательством, должны быть всесторонне просчитаны, — акцентировал внимание министр финансов. — Местные Советы депутатов имеют достаточно много прав, а значит, несут и большую ответственность перед людьми, проживающими на их территории. Устойчивый, поступательный рост качества жизни нашего населения — основное требование главы государства ко всем уровням власти и управления.
Ольга АНУФРИЕВА
Фото Анны ЗАНКОВИЧ
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/author/volga-anufryeva
[2] https://zviazda.by/ru/ekanomika
[3] https://zviazda.by/ru/finansy
[4] https://zviazda.by/ru/tags/mestnoe-samoupravlenie
[5] https://zviazda.by/ru/tags/maksim-ermolovich
[6] https://zviazda.by/ru/tags/finansy-0