Историко-приключенческая лента про Беларусь, белоруса-воина и белоруса-ученого. В таком ракурсе предстанут наши предки в фильме, который будет белорусским от начала до конца, несмотря на русский язык экранизации. Картина создается по мотивам белорусскоязычного романа отечественного автора Людмилы Рублевской о Беларуси XVIII века. Фактически все актеры на площадке белорусы, локации для съемок — также местные: Мир, Несвиж, Снов, Гольшаны, Лида, многие герои — подлинные исторические персонажи, а во многих узнаются настоящие прототипы известных деятелей. Такого рода кино на «Беларусьфильме» не снимали уже лет 30, говорят профессионалы отрасли и обещают показать зрителям настоящий «экшн», который не даст скучать, уже в начале 2020-го. На одной из ночных съемок картины в Лидском замке поприсутствовали и корреспонденты «Звязды».
Реальная старина и современная фантазия через рамфею и трюки
Приключения, захватывающие трюки, исторические факты, фэнтезийные моменты, множество драк, блуждания по подвалам, захват замка, средневековый цирк и много других ярких моментов сделают картину насыщенной, легкой и яркой, обещают на съемочной площадке. В Лидском замке, куда мы попали на ночные съемки финальной батальной сцены, когда наемники Мильгунова захватывают замок, чтобы добыть артефакт — рамфею (оружие в виде копья или двуручного меча), вовсю кипела работа. Готовили свет, одевали актеров, одному из стрельцов искали шапку, в которой он вчера снялся ошибочно, а теперь не мог сменить на свою предыдущую, иначе зритель заметит, что тот переоделся во время драки...
На тот момент температура приближалась к нулю, а актеры «воевали» в тоненьких мундирах, поэтому то и дело бегали в вагончик греться и пить кофе. А в предыдущий съемочный день, или, точнее, ночь, бродячие циркачи и акробаты, которые обманом попали в замок, чтобы после ночью помогать мильгуновцам штурмовать цитадель, вообще босые ходили, пока представление показывали. Здесь было и карабканье по стенам, и забрасывание «кошек» на галерее, и снятие (убийство) часовых, и непосредственно бои на галереях...
— Я долго не мог понять, как мне снимать и совместить реальных персонажей с вымышленными. Однако поскольку автор назвала роман «Авантюры Прантиша Вырвича», мы решили к этим съемкам и относиться как к авантюре. Чтобы зрителю картина была интересна определенными познавательными моментами, однако не стала нотацией о том, какой была наша история, чтобы смотрелась легко, мы решили сделать ленту приключенческой. Пока все устраивает. Никогда не говорю вперед, но тут уже вижу, что картина должна получиться как мы задумали, — оценивает работу режиссер Александр Анисимов. — В кино действительно много действий — экшна. Однако есть моменты, которые нужно осмыслить, не боясь заскучать. Много трюковых сцен, бега.
Впервые попав на съемочную площадку, я оценила, насколько сложный этот процесс. Только на то, чтобы за пару секунд «заколоть» одного из защитников замка, который заснул на посту, понадобилось чуть ли не 20 минут съемок и куча дублей.
— Открой глаза, когда будут резать, — советует режиссер актеру. — Так будет правдоподобнее.
То, что в фильме будет нападением и отчаянными драками за защиту, на площадке выглядит как аккуратное укладывание после «убийства» противника на галереях, которые, кстати, на высоте метров шести, да еще узкие. А кроме актеров тут еще надо втиснуться оператору и другим необходимым для процесса специалистам. При этом нужно смотреть, чтобы лишние люди не попали в кадр и постоянно то зажигать, то тушить факелы на стенах. Следить за всем этим, по моему мнению, нереально, однако бывалые актеры справляются. Только что они стояли, завернувшись в одеяло, а вот уже вовсю рубятся на саблях. Сначала на земле под присмотром постановщика трюков Романа Королева, председателя Гильдии каскадеров Белорусского союза кинематографистов. После повторяют на галереях. И надо так, чтобы все поверили, что тебя убили...
Где-то после двух часов ночи начались трюки. Убитые падали с галерей вниз, а одного стрелка даже сбросили живым. Хотя это и каскадеры, и падали они на веревках, все равно выглядело страшно. Ближе к утру на съемках появились Саломея и Пелагея, которые в драках забирают рамфею, прячут ее в подвалах и взрывают их, чтобы уже никто больше не бился за этот символ власти. По сценарию и монтажу драки, на которые мы попали в замок, в кино будут перебиваться кадрами с еще двух событий. Проведением сеймика — сбора магнатов, которые чуть ли не до драки оспаривают свои права на рамфею (снимки из Гольшан) и добыванием этого священного символа (съемки в Бобруйске).
Белорусоцентричность и исторические прототипы
По книге, в финальной драке участвует тысяча крылатых гусар из Полоцкой хоругви и пара сотен янычар гетмана Михаила Казимира Рыбоньки с одной стороны и российские соперники — с другой. Драки проходят на улицах Полоцка, где в подвалах Софийского собора хранится священный артефакт — рамфея. В кино все трансформировалось в захват замка, который является условной резиденцией полоцкого воеводы Александра Сапеги, отрядом наемников Мильгунова, который был близким лицом Петра III.
Существует две версии происхождения рамфеи — величайшей христианской святыни. Согласно одной, это копье судьбы Святого Лонгина, которым убили Христа, ценность которого не уступает священному Граалю короля Артура. По другой версии, это копье Святого Маврикия, одного из христианских мучеников, рассказала автор романа «Авантуры Пранциша Вырвича» Людмила Рублевская:
— У меня есть обоснование, как оно попало на Беларусь. Писатель же вправе дать волю своему воображению. Белорусский шляхтич Александр Солтан был в ХV веке послан православными шляхтичами Беларуси к Папе Римскому и посвящен в рыцари Гроба Господня. Это реальный персонаж, при его потомках была найдена икона Жировичской Божией Матери. Поэтому я привела гипотезу, что как раз ему доверили хранить святыню — рамфею, и он привез ее в Беларусь, чтобы укрепить с ее помощью полоцкую Софию. Во всех фильмах герои спасают мир, а чем белорусы хуже? У нас просто должно быть белорусоцентричное произведение.
Интрига фильма построена на том, что все стремятся обрести рамфею в личное пользование, хотя она должна принадлежать всему миру, говорит автор. Тем не менее в конце концов она остается на белорусской земле В картине действуют как исторические персонажи из родов Радзивиллов, Сапег, Богинских (в которых угадываются Огинские), так и вымышленные личности. А вот в биографиях главных героев романа Прантиша Вырвича и его друга Варфоломея Лёдника ярко прослеживаются фигуры Янки Купалы и Франциска Скорины.
— Несмотря на адаптацию книги под кинокартину, главные идеи в фильме остались. Перед нами предстает шляхетская и рыцарская Беларусь, где есть образованные люди простого сословия, — заметила писательница.
Фура реквизита и отдельный бантик
Реквизита в фильме уйма. Только для съемок в Лидском замке везли доверху заполненную фуру и еще пару микроавтобусов.
— У нас была возможность поехать снимать в Украину или Польшу, где есть готовые замки, где не надо было бы ничего добавлять. Однако мы выбрали, наверное, более трудный путь. Зато здесь родные стены, уютно, удобно, нас ждут, очень человечно повсюду относятся к съемочной группе, что тоже плюс, ведь кино — это всегда сложный процесс. Смотрите, сколько машин, техники. Картина сложна еще и тем, что мы используем много грима, костюмов, много переодеваемся. В результате за 12 рабочих часов я могу с артистами поработать от силы пять, — говорит режиссер. — Костюмы — вообще сложный процесс. Художник по костюмам долго обдумывает, как сделать правильно, находит какие-то внутренние компромиссы, ведь никто из тех пор не вернулся, чтобы рассказать, где какой бантик был или складочка. Все делается на понимании материала, на копании в нем, на какой-то интуиции внутренней и представлениях, как же оно было. Это люди, которые в любой момент могут тебя подстраховать, если вдруг понадобится дополнительный человек на площадке. У них всегда найдется, во что его одеть.
Главный герой, кстати, в качестве одного из символов своего дворянства носит на руке серебряный перстень-печать, который дала на съемки на один день Людмила Рублевская. «Теперь я его получу только после съемок, так как его нельзя заменить, он стал реквизитом», смеется автор романа.
Одно дело планировать, сидя в кабинете, думая, как будешь это делать, и другое — на площадке, где ждут разные неожиданности: дождь, снег, ветер. А еще множество ночных съемок, которые сбивают с ритма организм актеров, рассуждает режиссер:
— В Мире случилась безумная смена. Мы снимаем общий план, падает снег, начинаем брать крупным планом людей — снег пропадает. Переснимаем общую картину без снега, так он начинает сыпать во время съемок крупным планом... Кто никогда не снимался, думает, что это легко дается, однако на самом деле это тяжело. Здесь надо вкалывать.
Четыре по 40 и «полный метр»
Писательница часто присутствует на съемочной площадке и советует, как лучше воплотить свои исторические фантазии на экране, донести контекст и настроение героев. Она была и на актерских пробах и, как говорит режиссер, подсказывает какие-то вещи, которые он может упустить, ведь не так глубоко погружен в историю Беларуси, которой Людмила Ивановна просто болеет.
В массовых сценах фильма, кстати, собирались снять и современную «богемную» тусовку из литераторов и культурологов страны. Создался даже список из заинтересованных, однако осуществить задуманное пока не удалось... Тем не менее экранизируется же только первая книга автора, а есть еще четыре... Так что если картина полюбится зрителям, у нее обязательно будет продолжение.
Телеформат кино — четыре 40-минутные серии. А для проката делается полнометражная версия, или, как говорят профессионалы, «полный метр».
Кино снимается на русском языке, хотя первоисточник белорусскоязычный, однако на это сознательно пошли ради привлечения и расширения круга аудитории. При этом сразу для него готовится и белорусскоязычный дубляж, с которым помогает и автор книги.
После двух недель съемок в Лиде, во время которых группа выезжала еще на два дня в костел в Гольшанах, поскольку им дали разрешение именно в те дни, вернулись доснять то, что осталось, в интерьерах Мирского и Несвижского замков. Сейчас картина переезжает в павильоны в Минске, в специально построенные для этого локации, которые нельзя найти в аутентичном варианте в замках.
Последняя длинная часть съемок кино в конце мая пройдет в Бобруйске, в старой цитадели, где герои будут попадать в разные ситуации. Режиссер говорит, что времени на съемки и монтаж на самом деле мало, однако надеется закончить до декабря, чтобы после Нового года показать зрителю настоящую белорусскую приключенческо-историческую авантюру-фантастику.
Ирина СИДОРОК
Фото Андрея САЗОНОВА
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/tags/iryna-sidarok-0
[2] https://zviazda.by/ru/author/andrey-sazonau
[3] https://zviazda.by/ru/kultura
[4] https://zviazda.by/ru/kino
[5] https://zviazda.by/ru/tags/belarusfilm-3
[6] https://zviazda.by/ru/tags/kino-0
[7] https://zviazda.by/ru/tags/lidskiy-zamok
[8] https://zviazda.by/ru/tags/semki