В редакцию «Звязды» позвонила С. В. Змачинская из Марьиной Горки и спросила: «Слышала, как на Пасху возле церкви спорили женщины. Одни были убеждены, что в тот год, когда умер кто-то из родственников, яйца в красный цвет не красят. Другие с такой же уверенностью говорили о том, что мы христиане и отмечать большой праздник нужно независимо от семейной беды. А какой традиции придерживались наши предки?»
Знакомство со многими ритуальными ситуациями убедительно свидетельствует о том, что белый цвет представлен практически во всех обрядовых практиках, связанных с основными этапами жизни человека, семьи, всего рода. Был он и в погребальном обряде, и во всем, что связано с уходом человека в иной мир.
О том, что семью постигло горе, свидетельствовали соответствующие действия людей и специальные ритуальные знаки, атрибуты, такие как белый рушник, накинутый на окно с улицы. В последние десятилетия традиция закрывать зеркала, когда в доме кто-то умер, получила логическое продолжение. В квартирах появились телевизоры, компьютеры, комнаты стали украшать блестящей полированной мебелью, поэтому сегодня чуткие хозяйки занавешвивают белым покрывалом все то, что может отражать, давать отпечаток, «показывать образ смерти».
Белый цвет присутствовал и в отделке гроба, убранстве покойного. Когда-то дно гроба и оба его внутренние стороны оббивались белыми рушниками, а самого покойного от ног и до пояса закрывали еще одним белым рушником (в более поздние времена тканью тонкого изготовления). Исследователи-этнографы отмечали, что белый цвет доминировал в погребальном одежде восточных славян.
В стародавние времена по всей Беларуси гроб с покойником опускали в могилу на специальных красно-бело-красных рушниках. Практически во все поминальные дни наши прадеды ходили на кладбище почтить умерших. На надгробные кресты (знак равенства перед Богом) повязывали соответствующие знаки-символы: на могиле девушки — белый венец, на могиле женщины — белый передник, над могилами мужчин — самотканые белые рушники.
До сегодняшнего времени белорусы придерживаются еще одной старинной традиции. Обычно в субботу перед Пасхой люди занимаются последними приготовления к величайшему празднику. Среди них важное место занимало крашение яиц в красный цвет. Если же в течение года в семье случалось горе — умирал кто-то из сородичей первого-второго колена родства, то яйца в красный цвет не красили. Их просто варили и оставляли белыми или расписывали красками синего, черного или зеленого цвета (в последний цвет их красили чаще перед Зелеными праздниками — Семухой, Троицей).
Век от века, год за годом наши предки жили в соответствии с состоянием природы, подчинялись равномерному движению солнца по небосводу и в соответствии с его фазами отмечали одни и те же праздники. Семья, в которую приходила беда, тут же выключалась из общепринятого ритма сосуществования и переходила с обычного годового круга празднований на специальный цикл похоронно-поминальных тризнов, главными вехами в котором были третины, девятины, сороковой и годовщины.
Оксана КОТОВИЧ, Янка КРУК
Присылайте свои вопросы о корнях и приспособленности к современной жизни календарных и семейно-бытовых народных традиций и обрядов на почтовый или электронный адрес редакции с пометкой «пра радзіннае».
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/author/aksana-katovich
[2] https://zviazda.by/ru/tags/yanka-kruk
[3] https://zviazda.by/ru/kultura
[4] https://zviazda.by/ru/gistoryya-i-etnagrafiya
[5] https://zviazda.by/ru/tags/radzinnae
[6] https://zviazda.by/ru/tags/pashalnye-yayca