Такая статистика была озвучена в Минске на круглом столе «Родительство-2019», за которым собрались представители общественных и религиозных организаций, педагоги и психиатры.
— Только около 33% детей в Беларуси воспитываются в семье без насилия, а родители разговаривают с ребенком через просьбы и объяснения, — сказала главный специалист Национального статистического комитета Беларуси Юлия ПАНАСЕНКО. — Во время исследования специалисты выясняли, какие методы воздействия используют взрослые при воспитании детей в возрасте от 2 до 14 лет. Для опроса в семье выбирался один ребенок. Исследование показало, что наибольшее количество детей подвергалось психологическим методом воспитания, а 34% — физическим наказаниям. При этом лишь 8% респондентов заявили, что к детям нужно применять физическое наказание. Это отражает противоречивость между взглядами и действиями взрослых.
В общем, всю тематику круглого стола можно было объединить слоганом: «Бить или не бить?» Это ярко свидетельствует: часть общества еще не уверена в том, что можно избежать насилия при воспитании детей.
Семья теряет влияние
— Мы готовы услышать все точки зрения на эту тему, — сказал во время своего выступления директор социально-просветительского учреждения «Родительство» Александр ВЕЛИЧКО. — Сегодня ее актуальность не только растет, а превращается в некую «болезненную зону» как в общественном пространстве, так и в государственных структурах.
Общественный деятель считает, что сегодня роль семьи постепенно вытесняется из процесса воспитания детей. Его переводят на школу, органы опеки и правопорядка. А общество, основываясь на негативных примерах недобросовестных родителей, обобщает этот опыт и на его основе создает модели воспитания, которые все меньше рассматривают семью как центр воспитательного процесса, оттесняют ее на периферию и ограничивают сферой материального обеспечения.
— Но мы уверены, что именно семья должна оставаться центром воспитания детей, — объясняет Александр Величко. — Во-первых, потому что семья наиболее заинтересована в благополучном будущем ребенка. Во-вторых, в школе на одного педагога приходится от 10 до 35 детей, и первые просто не способны обеспечить должное индивидуальное влияние на других. Семьям лучше помогать в вопросах воспитания, а не вмешиваться в этот процесс. Тем более что институт семьи обладает огромным опытом в воспитании, который следует использовать, а не проверять на прочность. Выходит, что ответственность за детей, в том числе юридическая, возрастает, но в то же время права, обеспечивающие реализацию такой ответственности, с каждым годом сокращаются. Семья якобы утрачивает влияние на ребенка.
Конечно, есть и такая проблема как злоупотребление родительской властью и правами. Но это было и будет не только в сфере воспитания, а в любых сферах общества. Строить систему взаимоотношений, исходя из системы ценностей небольшой части нашего общества как минимум неправильно, — считает активист.
— Воспитание детей держится на трех китах, — добавляет Александр Величко. — Это, во-первых, личный пример, во-вторых —поощрение и одобрение, в-третьих — коррекция и дисциплинирование. Пренебрежение одним из этих методов приводит к дисбалансу воспитательного процесса. Сегодня требуется переосмысление традиционной модели семьи относительно современных общественных реалий и закрепление приоритетных родительских функций в семье.
Не метод, а акт отчаяния
— Самое безопасное место для ребенка — это его семья, но в то же время все чаще именно в семье мы видим акты насилия в отношении детей, — заявила главный внештатный детский психиатр Министерства здравоохранения Ольга ЛИТВИНОВА. — Надо понимать, что дети очень уязвимы. Ребенок воспринимает как норму все, что с ним происходит в семье. И если на его глазах происходит насилие, даже не по отношению к нему, а между взрослыми, он начинает воспринимать это как вариант нормы, пока сам не вырастет.
Психиатр уточнила, что у каждого человека есть своя собственная модель воспитания, которая передается из семьи в семью. Результаты исследования показали, что многие родители даже не понимают, что совершают акты насилия.
Специалист пояснила, что насилие бывает разное — физическое, сексуальное, психологическое, и даже оставить ребенка в опасности тоже насилие. Любое насилие вызывает страх. Страх — самая древняя эмоция стресса. Во время стресса все силы ребенка идут не на развитие, а на то, чтобы уберечь себя и выжить. Такие дети обычно заперты, у них часто случаются депрессии, не складываются отношения со сверстниками.
— Взрослые, которые игнорируют ребенка эмоционально или наказывают его физически, часто просто не знают других методов воздействия, — считает специалист. — Воспитание и наказание без насилия возможно! Оно базируется на безусловной любви к ребенку. Малыш должен понимать, что его любят: не за хорошие оценки и хорошие поступки, а потому что, он есть в этой семье. Каждый ребенок уникален и имеет право реагировать на жизнь не так, как его родители.
Но что делать, если родители все же выпустили ребенка из виду и ему уже необходима коррекция поведения? Психиатр считает: первое, что необходимо сделать в таких случаях родителям, — признать свою ошибку, а не бить ребенка. А потом начать учиться применять к ребенку ненасильственные методы воспитания.
С чем были согласны все участники круглого стола, так это с тем, что часто родители просто не знают таких методов.
Поэтому перед тем как сделать ответственность родителей более жесткой, необходимо сначала направить усилия на повышение образованности взрослых в воспитании детей. Только таким образом можно понизить градус насилия в семьях.
Наталья ТАЛИВИНСКАЯ
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/tags/natallya-talivinskaya
[2] https://zviazda.by/ru/gramadstva
[3] https://zviazda.by/ru/syamya-i-demagrafiya
[4] https://zviazda.by/ru/tags/semeynaya-gazeta
[5] https://zviazda.by/ru/tags/semya-0
[6] https://zviazda.by/ru/tags/deti