Чернобыльская зона отчуждения с украинской стороны все больше привлекает любителей острых ощущений со всего мира. И если раньше это были единичные посетители, то после выхода сериала «Чернобыль» производства телеканала HBO (по рейтингам он обогнал даже «Игру престолов») Припять уже совсем не выглядит безлюдным местом. В город и даже до реакторов бывшей атомной электростанции возят целые экскурсии. «Среди желающих в основном иностранцы. Больше всего американцев. На втором месте — граждане Великобритании, за ними — вся остальная Европа», — поделился с газетой Metro экскурсовод Антон Юхименко. По хэштегом #ExclusіonZone, #Prіpyat і #ChernobylZone в социальных сетях можно найти десятки тысяч фотографий посетителей Зоны.
Президент Украины Владимир Зеленский на церемонии ввода в эксплуатацию нового саркофага над разрушенным реактором № 4 ЧАЭС заявил о намерении превратить зону отчуждения в «туристический магнит». И не зря: Reuters сообщает, что в прошлом году здесь побывало около 70 тысяч иностранцев. В мае, когда вышел «Чернобыль», туристов стало больше почти на треть по сравнению с тем же периодом прошлого года. А количество бронировании на июнь, июль и август выросло уже примерно на 40 процентов. По сведениям The Sun, иностранцы отдают за экскурсии от 250 долларов. Как и сколько зарабатывают на «бродягах» в глобальном масштабе?
Астрономическая сумма
США занимают первое место в мире по уровню доходов от туризма. По этому показателю страна лидирует седьмой год подряд согласно отчету Report on World Tourіsm Economy Trends, опубликованному Всемирной федерацией туристических городов (WTCF объединяет на сегодняшний день 128 городов в 62 странах и регионах мира) и Центром исследований туризма Академии общественных наук КНР. США, Китай, Япония, Германия и Великобритания стали главными игроками индустрии туризма — в совокупности они формируют 47 процентов мирового ВВП путешествий. Общие годовые доходы от туризма оцениваются в астрономическую сумму — на уровне 5,6 триллиона долларов.
Как заметили аналитики WTCF, соответствующий показатель перегнал по темпам роста мировой ВВП. Среди факторов, которые способствовали развитию этой положительной тенденции, — улучшение состояния мировой экономики, совершенствование туристической инфраструктуры, увеличение вложений стран в отраслевой маркетинг и визовые послабления, отметил руководитель центра туристических исследований при Академии общественных наук Китая Сун Жуй.
Всемирная туристская организация (ВТО) опубликовала очередной рейтинг стран с самой высокой посещаемостью в прошлом году. На первой строчке, как и в прошлые годы, оказалась Франция. В страну за год приехало 93,2 миллиона туристов. По сравнению с 2017 годом прирост турпотоков составил 7,3 процента. На втором месте — Испания с ее 82,8 миллиона туристов, на третьем — США, которую посетили 82,2 миллиона человек. В топ-10 также вошли: Китай (62,9 миллиона), Италия (62,1 миллиона), Турция (45,8 миллиона), Мексика (41,4 миллиона), Германия (38,9 миллиона), Таиланд (38 , 3 миллиона) и Великобритания (35,1 миллиона). В мировом масштабе бесспорный лидер — Таджикистан, где турпотоков в прошлом году увеличился на рекордные 190 (!) Процентов. Также среди самых быстрорастущих оказались Эквадор (прирост составил 51 процент), Египет (36,8), Тувалу (35,5) и Уганда (31,9).
Общее количество туристов в мире в прошлом году составила свыше 1,4 миллиарда человек (для сравнения: в 2004-м — 766 миллионов) — на 5,6 процента больше, чем год назад. В целом мировой сектор путешествий и туризма обеспечил 10,4 процента мирового ВВП (по сравнению с нефтью!). Всемирный совет по туризму и путешествиям (WTTC) в своем ежегодном докладе отметил положительное влияние туризма на мировую экономику и занятость в 185 странах и 25 регионах.
Исследование показывает, что на этот сектор пришлось 319 миллионов рабочих мест — 10 процентов от общей занятости в 2018 году. С путешествиями прямо или косвенно связаны сотни тысяч больших и маленьких компаний, которые обеспечивают туристов всеми видами транспорта, жильем (отелями, гостиницами, хостелов), едой (рестораны, кафе, стрытфуды), доступом к достопримечательностям и музеев, сувенирной продукцией.
Большая часть расходов путешественников приходилось на рынок досуга, который составил 78,5 процента от общего объема по сравнению с 21,5 процента на расходы бизнеса. На сектор приходилось 6,5 процента от общего объема мирового экспорта и 27,2 процента от экспорта услуг. Внутренний туризм составил 71,2 процента всех расходов индустрии в 2018 году и продемонстрировал самый сильный рост в развивающихся странах. Продолжаются увеличение доли представителей среднего класса и устойчивый рост глобальных потребительских расходов, что снова позволило сектору путешествий и туризма расти с большой скоростью. Интенсивная конкуренция между авиакомпаниями приводит к ценовой войне, которая на руку путешественникам, так как билеты становятся дешевле, а полеты даже на дальние расстояния — доступны.
Добраться до Микронезии
Европа по-прежнему остается одним из самых популярных туристических направлений в мире. На ее долю приходится свыше половины всех доходов от туризма.
В 1989-1997 годах количество туристов, прибывших в Старый Свет, увеличилось до 350 миллионов человек, а денежные поступления от международного туризма возросли в два раза. Однако доля Европы в мировом туризме постепенно падает. Исследования национальной принадлежности людей, путешествующих по континенту, показывают, что 90 процентов европейских туристов — это жители самих стран Старого Света. Немцы составляют 19 процентов от общего числа путешественников, британцы — 10, французы — 7, датчане — 6 процентов.
Туристические потоки в основном направлены в центры отдыха Западной и Южной Европы (Франция, Испания, Италия). Такая концентрация — результат привычки к летнему пляжному отдыха. Великобритания известна образовательным туризмом, а Северная Европа (Скандинавия и Ирландия) специализируются на экологических маршрутах.
Азиатско-Тихоокеанский регион находится на втором месте в мире по уровню развития туризма, здесь соответствующий сектор интенсивно развивается. Массовое посещение отдыхающими этих мест началось в 80-х годах XX века. Основные игроки — это индустриальные страны — активные экспортеры товаров: Малайзия, Сингапур, Южная Корея, Таиланд, Индонезия, Индия, Пакистан, Тайвань. Азиатско-Тихоокеанский регион привлекает туристов своей уникальной природой, а новые индустриальные страны — бизнес-турами. Развлекательный туризм развит в Японии, Южной Корее и на Тайване. Японская индустрия отдыха занимает второе место в мире после США.
Хорошо развит туризм в Австралии и Новой Зеландии, в Меланезии и Микронезии. Отдых на островах Тихого океана выигрывает благодаря относительной близости австралийского рынка и имеет хороший имидж в Европе. В Азиатско-Тихоокеанском регионе средние расходы одного туриста превышают среднемировой уровень, хотя в некоторых странах, таких, например, как Монголия, траты отдыхающих довольно невысокие.
Америка является третьим в мире глобальным регионом по числу иностранных туристов. Половина международных прибытий в регион приходится на США и Канаду, причем европейцы занимают среди туристов первое место. Эти страны — огромный внутренний туристический рынок и высокоразвитая инфраструктура с обширной гостиничной сетью и транспортной индустрией. Достаточно сказать, что четыре из десяти самых популярных музеев мира находятся на территории США. Речь идет о музее Метрополитен в Нью-Йорке, музей Гетти в Лос-Анджелесе, музей Института искусств в Чикаго и Вашингтонской национальной галерее.
Второе место занимают Карибские острова, принимающие более чем 12 миллионов туристов ежегодно, в то время как в Южной Америке туристические потоки относительно слабы. Основные виды отдыха — пляжный, спортивный, экскурсионный, также активно развивается бизнес-туризм. Доходы этого сектора достигают 10-20 процентов общих поступлений от экспорта. Такой высокий уровень является результатом конкурентоспособности региона и специализации некоторых районов на приеме гостей.
Двигатель для Африки
Туризм становится важнейшим двигателем экономического развития африканского континента. По данным WTTC, здесь благодаря этой индустрии в ближайшие десять лет будет создано 32,9 миллиона рабочих мест.
Все государства Черного континента смогут получить экономические выгоды от туризма. Например, в 2018 году туристы потратили в Африке около $ 58,5 млрд (70 процентов в секторе туризма и отдыха, а остальное — в сфере делового туризма). В прошлом году общие расходы составили почти 10 процентов валютных поступлений на континент. Это положительная тенденция, в свою очередь, способствовала созданию новых рабочих мест. Рост международного туризма в Африке сдерживался высокими ценами местного турпродукта. Однако регион вовремя переключился на недорогой массовый, преимущественно пляжный туризм, особенно на севере континента на побережье Средиземного моря.
Самым крупным рынком для стран региона являются сами африканские страны, которые дают до половины всех туристов. На континенте также много путешественников из Франции, Германии и Великобритании. Это объясняется тем, что не так давно европейские страны были метрополиями африканских колоний.
Наиболее популярные места отдыха туристов расположены на севере: Тунис, Египет, Марокко, а также на востоке: Кения, Танзания, Сейшельские острова, Маврикий, Зимбабве. Некоторые из них специализируются на элитном пляжном туризме и развивают высококлассную гостиничную индустрию, получая с каждого отдыхающего до 900 долларов.
Популярным туристским центром является Южноафриканская республика, которая возглавляет список стран континента по международному прибытию и соответствующих поступлений от приема иностранцев. ЮАР имеет развитую транспортную и гостиничную инфраструктуру, а также становится модной страной для путешественников. Однако Африка в целом отстает в международном туризме, потому что многие страны региона экономически не развиты и не имеют политической стабильности. Во многих частях континента до сих пор продолжаются военные конфликты, эпидемии.
Бангкок и Припять
Что касается привлекательности для иностранцев в мировом масштабе отдельных городов, то здесь бесспорный лидер — Бангкок, который в прошлом году посетило почти 22 миллионов туристов. Второе место в мировом топ-10 занял Лондон с 20,4 миллиона гостей. Париж принял около 18 миллионов ...
У украинской Припяти свои поклонники. В 2002 году специальная комиссия ООН выпустила доклад, который признавал большую часть территории вокруг ЧАЭС безопасной как минимум для кратковременных посещений. Туристы появились практически сразу же. В 2004-м их насчитали всего 870 человек, через два года — пять тысяч, а в этом году Украина прогнозирует 125 тысяч посетителей зоны отчуждения. Такой стабильный и впечатляющий рост турпотоков объясняется отнюдь не снижением опасности радиоактивного заражения и уж точно не стараниями украинского правительства. Популяризировала это место массовая культура. Сначала, в 2007 году, Припять стала легендой среди любителей постапокалиптического фольклора, благодаря компьютерной игре «S. T. A. L. K. E. R. Тени Чернобыля» (разработанной, кстати, украинской студией). Шутер разошелся на полтора миллиона только легальных копий по всему миру. Довершил дело сериал «Чернобыль».
Захар БУРАК
Фото из открытых источников
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/author/zahar-burak
[2] https://zviazda.by/ru/kantynenty
[3] https://zviazda.by/ru/kaleydaskop
[4] https://zviazda.by/ru/tags/kontinenty