Двухсерийную драму Эльдара Рязанова теперь называют лучшей экранизацией пьесы Александра Островского. Но сначала выбор режиссера, известного своими комедийными работами, многих удивил, а первые рецензии вообще были разгромные. Зато в 1985-м фильм «Жестокий романс» произвел фурор на международном кинофестивале в Индии, представлял СССР на фестивале в Торонто, стал «Фильмом года» согласно опросу журнала «Советский экран» и принес Никите Михалкову звание лучшего актера года.
... Историю о бесприданнице Ларисе Огудаловой, которую многие кавалеры хотели бы иметь в любовницы, но никто не хочет взять в жены, и которая от безысходности принимает предложение мелкого надменного чиновника Карандышева, в России переносили на экран дважды, также поставили одноименный балет и оперу. Поэтому Рязанов заранее знал, что его — третий по счету — фильм будет называться иначе. Являясь большим поклонником романсов, он сам подбирал их для картины — и нашел не в старых русских песенниках, а в стихах Ахмадулиной, Цветаевой и даже у Редьярда Киплинга, чей перевод «Цыганской тропы» превратился в «Мохнатого шмеля». Еще одно стихотворение — "Я, словно бабочка, к огню ...» — Эльдар Александрович написал сам.
Он видел в главных мужских ролях исключительно Никиту Михалкова и Андрея Мягкова — и, лишь заручившись их согласием, «пробил» разрешение в Госкино.
Съемки же проходили в Костроме. «Был выбор — снимать в Костроме или Суздале, — вспоминал режиссер в своей книге «Неподведенные результаты», — но мне хотелось показать красоту и пространство Волги, передать настроение, которое я помнил мальчиком. Я снимал дворянскую картину, а в Суздале она получилась бы купеческая». Здание местного театра кукол превратилось в железнодорожный вокзал, где с помпой встречают Паратова, а «Ласточку» «сыграл» старый колесный пароход «Спартак», причем съемки проходили и во время обычного рейса, для чего пассажиров уговорили освободить часть палубы. И конечно, впечатляет сама Волга — ее необъятные пространства, мягкие осенние пейзажи и настоящий густой туман, в котором снимали финал картины.
Никита Михалков настолько вжился в роль разгульного барина и судовладельца Паратова, что на самом деле устраивал для партнеров по фильму регулярные банкеты с теми же артистами-цыганами, которые пели и танцевали в кадре. А однажды, когда актерам задержали зарплату, говорят, приобрел лицензию, отправился на охоту в костромские леса и потом кормил съемочную группу медвежатиной.
А вот Андрей Мягков на съемках едва не погиб. Во время эпизода, где его герой хочет вернуть Ларису и плывет на лодке к «Ласточке», актер сидел спиной к пароходу и не заметил, что лодка подошла слишком близко, — она перевернулась, а в воронку от колеса парохода затянуло Мягкова... Съемочная группа успела только ахнуть. Каким-то чудом актер не только выплыл, но даже не получил серьезных травм.
Что касается Ларисы Гузеева, то с дебютанткой режиссер немало намучился, чтобы превратить девушку-хиппи в доверительно-беззащитную, романтическую барышню. «Голосом» экранной Ларисы — ведь у самой юной актрисы была четкая оренбургский речь — стали Анна Каменкова и Валентина Пономарева, которой непросто было перейти от цыганских песен и джаза к серьезным текстам. К тому же ее имя не указали в титрах, и артистка на долгое время обиделась на режиссера — при этом романсы в ее исполнении молниеносно стали популярны и вышли отдельной пластинкой.
Сказано!
«У всякого свой вкус: один любит арбуз, а другой — свиной хрящ».
«Что же вы молчали, что у вас коньяк есть? Столько времени растрачено! »
«Разве можно в наше время кому-то доверять? Раздеть тут же! »
«Есть границы, за которые осуждение не переходит».
«Так не даставайся же ты никому!»
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/kaleydaskop
[2] https://zviazda.by/ru/teletydzen
[3] https://zviazda.by/ru/tags/telenedelya
[4] https://zviazda.by/ru/tags/kino-0