В прошлом году Налоговый кодекс Беларуси претерпел существенные изменения. В ходе заседания расширенного научно-консультативного совета по вопросам социально-экономического развития Республики Беларусь при Президиуме Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, которое прошло в Могилеве, был сделан анализ того, как работают новые нормы и положения и что нужно еще сделать, чтобы усовершенствовать документ. С основным докладом по этому вопросу выступила заместитель министра по налогам и сборам Республики Беларусь Элла СЕЛИЦКАЯ.
Замминистра напомнила, что новая редакция Налогового кодекса была сделана по поручению главы государства.
— Перед рабочей группой стояли три задачи: во-первых — обеспечить простоту и понятность норм и легкость их восприятия, во-вторых — реализовать в соответствии с Декретом № 7 предложения, направленные на снижение налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования в связи с привлечением инвестиций, реинвестирование прибыли, созданием новых рабочих мест, в-третьих — упростить налоговое администрирование. При работе над редакцией конкретных глав, в первую очередь тех, которые определяют порядок оплаты налогов физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, малым бизнесом, — старались сделать их максимально простыми для восприятия. Для обеспечения норм прямого действия в кодекс включены нормы более чем двух десятков указов главы государства. Конечно, избежать всех ссылок в кодексе не удалось. Ведь он апеллирует понятиями, которые используются в смежных отраслях права, и дублировать их не имеет смысла.
В своем докладе Элла Селицкая сделала анализ того, как действуют новые нормы. С первого января по налогу на прибыль в 1,5 раза увеличился размер инвестиционного вычета. Так, по итогам первого полугодия инвествычетом воспользовались 1290 плательщиков на общую сумму 605 миллионов рублей. Для сравнения, за весь прошлый год сумма инвествычета составила 439 миллионов рублей. В кодексе также установлены льготные ставки по налогу на прибыль и подоходному налогу в отношении дивидендов. В частности, если собственники принимают решение о неразмещении дивидендов и направляют полученную прибыль на развитие предприятия, то ставки налогов снижаются с 12% до 6%, если прибыль не распределялась в течение трех лет, и до 0%, если прибыль не распределялась пять лет. С 1 января для плательщиков, работающих по упрощенной системе налогообложения, увеличен критерии по выручке. Для организаций такого критерия увеличен до 1 миллиона 950 тысяч белорусских рублей, а для индивидуальных предпринимателей до 420 тысяч белорусских рублей. Изменение способствовало росту субъектов малого бизнеса: за полгода их стало больше на 20,5 тысячи. Для сравнения, за весь 2018 год прирост составил лишь около 10,5 тысячи. На 1 июля численность плательщиков по упрощенной системе налогообложения достигла 53,6% от общего количества субъектов хозяйствования, состоящих на учете в налоговых органах.
С этого года владельцы новых (построенных начиная с 1 января) объектов недвижимости и земельных участков, на которых они находятся, освобождаются от налога в течение первого года со дня приемки в эксплуатацию, а потом еще в течение четырех последующих лет пользуются пониженными ставками. При этом в отношении таких объектов и земельных участков местные Советы депутатов не имеют право увеличивать ставки имущественных налогов. Этой преференцией, отметила докладчик, воспользовался уже 431 плательщик. Сумма налогов, оставшихся в их распоряжении, составила 24,2 миллиона рублей.
В соответствии с Указом Президента № 414 «О совершенствовании безналичных расчетов», который был принят в прошлом году, с 1 января 2020 года предусмотрено внедрение автоматизированной информационной системы исполнения денежных обязательств.
— Работать с этим программным продуктом будет межбанковский расчетный центр Национального банка, — говорит Элла Селицкая. — В этой информационной базе будет не только аккумулироваться информация по денежным средствам всех счетов субъектов хозяйствования — сюда контролирующие органы будут направлять все свои платежные требования для взыскания задолженности в четкой очередности. Внедрение этого механизма, на наш взгляд, позволит полностью решить все проблемные вопросы, которые были связаны с принудительным взысканием. Раньше были случаи, когда плательщики сигнализировали о удвоенных, а то и утроенных взысканиях задолженности со счетов.
Развитие цифровых технологий позволило налоговым органам перейти на новые формы контроля. Сегодня в них информационной среде сохраняются и используются сведения в отношении 430 тысяч действующих предприятий и индивидуальных предпринимателей, более чем трех миллионов физических лиц. В прошлом году налоговые органы обработали около четырех миллионов налоговых деклараций. В системе электронных счетов-фактур аккумулировано около 410 миллионов документов плательщиков. В информационные системы налоговых органов загружаются данные, которые приходят от более чем 50 государственных органов, организаций, в том числе банков. Использование новых технологий в обработке информации позволило концептуально изменить подходы, в первую очередь в камеральном контроле, и перейти в сферу предупредительных мероприятий, тем самым снизить административное давление на добросовестных плательщиков и устранить излишнее вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов. На основе анализа информационных баз данных, которыми обладают налоговые органы, они сегодня могут дистанционно выявлять нарушения плательщиков. В первом полугодии было направлено 27,5 тысячи сообщений об ошибках или неполноте сведений в налоговых декларациях. Почти в 95% случаев плательщики воспользовались подсказкой, самостоятельно скорректировали свои налоговые обязательства и доплатили в бюджет 124 миллиона белорусских рублей. Кроме этого, механизм позволил за полугодие уменьшить на 56 миллионов рублей заявленную к возмещению из бюджета сумму НДС (налога на добавленную стоимость). При этом к субъектам штрафные санкции не применялись.
— С этого года камеральный контроль разделен на предыдущий и последующий,— сообщила замминистра. — На предварительном этапе предусмотрено использование программных и технических средств проверки налоговых деклараций. Сейчас дорабатывается программное обеспечение, которое позволит при нарушениях плательщиками порядка заполнения деклараций автоматически выводитьна экран компьютера перечень ошибок. Задача следующего этапа камерального контроля — определение степени вероятности заявленной плательщиком в декларации суммы налогов. Если налоговый орган выяснил неточность информации в декларации, сначала он сообщает о необходимости уточнения суммы, а если плательщик это проигнорирует, ему направят требование о передаче документов по сделке, обстоятельства совершения которой вызывают у налогового органа сомнение. Если плательщик проигнорирует и это требование, только тогда будет составлен акт камеральной проверки.
Значительный профилактический эффект в работе с плательщиком оказывает система учета электронных счетов-фактур, которая позволяет сотрудникам налоговых органов, не выходя на проверку, определять полноту оплаты НДС, не допускать необоснованного возврата НДС из бюджета. Суммарный эффект от проведения камерального контроля с использованием автоматизированной системы учета электронных счетов-фактур составил за прошлый год 248 миллионов рублей. В первом полугодии 2019-го — 105,6 миллиона рублей.
С этого года изменился также подход к ведению документальных проверок. В соответствии с Указом главы государства № 376 от 16 октября 2017 года, план выборочных проверок формируется на основе разработанных критериев оценки степени риска. В инспекции направлены индикаторы нетипичного поведения плательщиков, указывающие на высокую вероятность совершения правонарушений. При этом количество проверок в этом году по сравнению с аналогичным периодом 2017 года сократилось в 10 раз — с 2761 до 292 на первое полугодие 2019-го. Тот большой объем информации, который имеют налоговые органы, и ее анализ позволяют выходить на проверку субъектов, способных на налоговое правонарушение.
Элла Селицкая также обратила внимание на статью 33 Налогового кодекса, который пришел на смену Указу № 488 "О некоторых мерах по предотвращению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств".
— Правоприменительная практика этой статьи только начинается, — отметила она. —Понимаем, что использование этих норм требует взвешенного подхода и в первую очередь здесь можно руководствоваться принципом, который лег в основу налогового законодательства, — принципом добросовестности налогоплательщика. Опровергнуть его можно, только собрав все неоспоримые доказательства уклонения от налогов.
Для формирования единых подходов применения этой статьи все акты территориальных налоговых органов сегодня согласовываются с Министерством по налогам и сборам. За восемь месяцев было согласовано 11 актов.
— Мы стараемся очень тщательно просматривать все доказательства, которые собрал территориальный налоговый орган и которые были положены в акт проверки, — заверила замминистра.
Кодекс принят вовремя, подчеркнула Элла Селицкая. Она выразила огромную благодарность всем, кто принимал участие в его разработке, — бизнес-сообществе, профильным комиссиям, депутатам. Появилось много действующих налоговых инструментов, в первую очередь в налоговом администрировании. Но границы совершенствованию нет. Участники научно-консультативного совета говорили о необходимости дальнейшей корректировки Налогового кодекса, пересмотра повышающих и понижающих коэффициентов на недвижимость и землю, о нехватке пояснительной информации по 33-й статье, достаточно высокие налоговые нагрузки. Шла речь и о том, что нужно учитывать ситуацию в соседних странах. Представителей деловых кругов также волнует, что налоговая нагрузка на фоне участников евразийского рынка у нас самая высокая. А для конкурентоспособности на соседних рынках налоги должны быть сопоставимы. Но все без исключения отметили безусловный плюс в том, что существует обратная связь между разработчиками и пользователями. Можно надеяться, что совершенствование существующей налоговой системы — это лишь дело времени. Мониторинг стал ярким свидетельством того, что не заинтересованных в этом деле сторон нет.
Нелли ЗИГУЛЯ
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/tags/neli-zigulya
[2] https://zviazda.by/ru/ekanomika
[3] https://zviazda.by/ru/gramadstva
[4] https://zviazda.by/ru/tags/mestnoe-samoupravlenie
[5] https://zviazda.by/ru/tags/nalogovyy-kodeks-respubliki-belarus
[6] https://zviazda.by/ru/tags/razrabotchiki
[7] https://zviazda.by/ru/tags/izmeneniya