Бизнес — небольшой, вклад в экономику — крупный. Значительное внимание на развитие малого и среднего предпринимательства начали обращать давно, причем на самом высоком государственном уровне. Еще в 2010 году Президент подписал Директиву № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности», а в 2017-м — Декрет № 7 «О развитии предпринимательства». В прошлом году инициатива нашла продолжение на местах: были созданы региональные советы по развитию предпринимательства. К сожалению, в последнем случае не всегда соблюдались требования еще одной Директивы — № 2, которая предусматривала «всеобщий, тотальный характер» дебюрократизации.
Независимые эксперты по результатам исследования сделали вывод, что до сих пор деятельность советов носила хаотичный и формальный характер. Такую же оценку дали и чиновники: летом в Министерстве экономики отмечали, что из-за отсутствия единого порядка регулирования на законодательном уровне работа советов в прежнем формате не позволяла им работать эффективно, деятельность их имела разрозненный характер. Цели и задачи советов по развитию предпринимательства, их состав, регламент работы могли существенно отличаться даже в пределах одной области.
Не во всех положениях о советах было указано, что задачами должны быть рассмотрение и решение проблемных вопросов бизнеса. Аналогичная ситуация наблюдалась в вопросах формирования состава советов. В отдельных отраслях практически все советы возглавляли представители бизнеса, в отдельных — руководители или заместители руководителей исполкомов.
Для решения всех перечисленных проблем в сентябре этого года утверждено Типовое положение о совете по развитию предпринимательства. Как повлияло оно на работу совета и его результаты? Насколько сегодня сбалансированный состав областных и районных советов по развитию предпринимательства? С этими и другими вопросами «МС» обратилось к Министерству экономики Беларуси. Редакция имеет письменный ответ на запрос. Изучаем документ вместе.
Не утруждая правительство
Сейчас составы всех региональных советов сформированы в основном из числа представителей местного бизнеса и объединений предпринимателей, субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, а также самозанятых лиц. Именно такой порядок формирования состава совета установлен типовым Положением об областном (районном) совете по развитию предпринимательства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 сентября 2019 года № 604. Возглавляют советы председатели исполкомов (или их заместители, ответственные за развитие экономики), на которых возложены также функции контроля за выполнением решений совета.
Подобный формат работы, с одной стороны, позволил рассматривать на заседаниях вопросы, которые волнуют бизнес-сообщество, принимая по ним большинством голосов решение, которое удовлетворяет предпринимателей. С другой стороны — повысить уровень ответственности местных властей за принятие и выполнение решений, влияющих на условия осуществления предпринимательской деятельности в регионах.
Практика работы региональных советов показала, что в большинстве случаев вопросы, которые выносились на заседание, являлись проблемными для бизнеса вследствие незнания законодательства и были решены на уровне объяснений.
Так, профильными службами Минского облисполкома разъяснен порядок действий по следующим озвученным на заседаниях советов вопросам: порядок оформления объекта недвижимости, земельного участка к нему с изменением целевого назначения, приобретенных и (или) полученных для осуществления предпринимательской деятельности; процедура выделения (увеличения) земельного участка под котельную для обеспечения здания отоплением; порядок размещения деревообрабатывающего производства в пределах земельного участка с учетом санитарных, природоохранных и противопожарных норм и правил в соответствии с действующим законодательством; вовлечение в хозяйственный оборот объектов государственной недвижимости; порядок проведения процедуры общественного обсуждения по оценке воздействия на окружающую среду планируемого производства.
По оценке бизнес-сообщества, советы созданы и функционируют как площадки для эффективного решения проблем бизнеса без обращения в правительство и к Президенту.
Языком цифр
В Беларуси разработана государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства на 2016—2020 годы. Реализация документа направлена на улучшение деловой среды, содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, совершенствование инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, формирование позитивного отношения граждан к предпринимательской инициативе.
Под каждую задачу разработаны и осуществляются соответствующие мероприятия.
В этом году Государственная программа дополнена комплексом мер по реализации первого этапа стратегии развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь — страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года.
Мероприятия комплекса мер более чем на 60 процентов состоят из предложений бизнес-сообщества, предусматривают дальнейшее поступательное снижение административной и фискальной нагрузки на предпринимателей, формирование конкурентной среды и обеспечение равных условий хозяйствования для субъектов разных форм собственности, совершенствование отраслевой и территориальной структуры бизнеса, создание в малых и средних организациях новых рабочих мест. Первые результаты реализации этих мер будут подведены в первом квартале 2020 года.
Вот лишь некоторые сведения, характеризующие финансовую поддержку малого и среднего предпринимательства в рамках реализации Государственной программы.
В 2016—2018 годах и за девять месяцев 2019 года из средств местных бюджетов государственная финансовая поддержка оказана 308 субъектам малого предпринимательства на 13,1 миллиона рублей.
Льготные кредиты даны 80 субъектам малого предпринимательства на сумму 10,2 миллиона рублей. Субсидии для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами и части расходов на выплату лизинговых платежей выделено 156 организациям на сумму 2,6 миллиона рублей, субсидии для возмещения части затрат, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо с их организацией, — 72 субъектам малого предпринимательства на сумму 300 тысяч рублей.
Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей профинансировано 120 проектов субъектов малого предпринимательства. Для расширения доступа этой категории субъектов хозяйствования к кредитным ресурсам с начала реализации Государственной программы поэтапно снижалась процентная ставка (с 18 до 6,5 процента годовых) при предоставлении государственной финансовой поддержки на реализацию инвестиционных проектов, направленных на производство экспортоориентированной и (или) импортозамещающей продукции (товаров, работ, услуг) и создание новых рабочих мест.
Общий объем оказанной фондом финансовой поддержки составил 11,4 миллиона рублей, в том числе из республиканского бюджета — 8,5 миллиона рублей, за счет собственных средств фонда — 2,9 миллиона рублей. Финансовая поддержка оказывалась путем выдачи субъектам малого предпринимательства займов и имущества на условиях финансовой аренды (лизинга).
В рамках реализации нового для нашей страны гарантийного механизма фондом в этом году дано 11 поручительств на сумму 178,9 тысячи рублей, которые обеспечивают кредиты банков-партнеров на сумму 381,6 тысячи рублей.
Банк развития Республики Беларусь профинансировал 2884 инвестиционных проекта, общий объем депозитов, размещенных в банках-партнерах, составил 427,7 миллиона рублей. Банк развития дифференцирует продуктовую линейку и условия оказания финансовой поддержки в соответствии с приоритетными направлениями развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь.
Для содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в организации и осуществлении предпринимательской деятельности в стране действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки предпринимательства, которая на 1 декабря 2019 года состояла из 109 центров поддержки предпринимательства и 25 инкубаторов малого предпринимательства.
За период реализации Государственной программы в качестве центра поддержки предпринимательства зарегистрировано 51 юридическое лицо, в качестве инкубатора малого предпринимательства —12 юридических лиц. Для содействия в реализации задач по поддержке малого и среднего предпринимательства оказана финансовая поддержка 43 субъектам инфраструктуры на общую сумму 2,8 миллиона рублей.
ВВП в плюсе
Согласно официальной статистике, до начала 2019 году доля малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте составила 24,6 процента. В относительных единицах значение этого показателя сохранилось на уровне предыдущего года.
Однако это не означает, что сектор не развивается. В целом по стране ВВП в прошлом году прирос почти на пять миллиардов долларов США. Таким образом, в абсолютных величинах значение ВВП, произведенного субъектами малого и среднего предпринимательства, также пропорционально увеличилось.
О повышении эффективности деятельности малого и среднего предпринимательства свидетельствуют и другие данные. Например, субъектами малого и среднего предпринимательства обеспечено более половины экспорта товаров страны (50,5 процента). Валовой экспорт товаров увеличился на 25 процентов и составил 17 миллиарда долларов США.
Экспорт услуг субъектами малого и среднего предпринимательства в прошлом году вырос на четверть и превысил три миллиарда долларов США. Удельный вес малого и среднего предпринимательства в общем объеме экспорта услуг непосредственно приблизилась к отметке в 40 процентов (39,8 процента).
В условиях моратория на повышение налоговых ставок и введение новых налогов поступление налогов и сборов от субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджет увеличилось на 20 процентов.
Возрос спрос со стороны субъектов малого и среднего предпринимательства на привлечение внешних финансовых ресурсов. Портфель инвестиционных коммерческих кредитов для этой категории заемщиков составил более 26,5 миллиарда рублей (почти в полтора раза больше, чем в прошлом году).
Итоги девяти месяцев текущего года показывают закрепление положительной динамики в приросте субъектов малого и среднего предпринимательства, и, соответственно, ожидается увеличение вклада этого сектора в основные экономические показатели.
Наибольшая деловая активность наблюдается в Минске и Минской области. Соответственно, предприниматели столицы и Минщины делают более весомый вклад в развитие региональных экономик. Так, удельный вес субъектов малого и среднего предпринимательства в валовом региональном продукте Минска составляет более 40 процентов, в Минской области — около 32 процентов.
В других регионах значение этого показателя колеблется в диапазоне от 18,6 до 24,7 процентов. И только в Гомельской области, на территории которой действуют промышленные гиганты — Мозырский нефтеперерабатывающий завод, Белорусский металлургический завод —управляющая компания холдинга «Белорусский металлургический комбинат», ПО «Белоруснефть», «Гомсельмаш», — доля малого и среднего предпринимательства в ВРП области составляет 16 процентов.
Варвара МОРОЗОВА
Фото БЕЛТА
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/author/varvara-marozava
[2] https://zviazda.by/ru/ekanomika
[3] https://zviazda.by/ru/pryvatny-biznes
[4] https://zviazda.by/ru/tags/chastnyy-biznes
[5] https://zviazda.by/ru/tags/mestnoe-samoupravlenie