Знаете ли вы, что такое энергия ярких людей? Это реальная сила, которая сбивает с ног и вдохновляет. Именно такие люди собрались субботним утром, в свой выходной день, на первый образовательный бранч. Инициаторами серии неформальных встреч педагогов стали соучредитель академии креативных технологий IT Рrinсеss и частной школы STЕАM, преподаватель, ментор Валентина ЧЕКАН и руководитель IT-школы Mуfrееdоm, архитектор образовательных систем, адукатор Евгений ЛУФЕРЧИК.
— Сразу скажем, что мы никого не представляем. У нас на двоих очень много педагогических гипотез, но дискутировать вдвоем — это скучно, — говорят они. — Вот поэтому мы и решили пригласить неравнодушных людей, чтобы «покрутить» различные вопросы, связанные с образованием. «Образовательный процесс в школе: что можно было бы сделать, если бы можно было делать все?» — именно так звучит тема нашей первой встречи. Честно говоря, в субботу утром меньше всего хотелось бы слышать нытье. Не стоит думать, что появятся новый министр, новый директор в школе, новый начальник управления образования, новый мэр, новые дети и их родители — и все сразу наладится. Только от каждого из нас зависит, как мы работаем, какие цели ставим, которыми инструментами пользуемся и какие ценности транслируем детям.
Всем было предложено сформулировать запрос, с которым они пришли на встречу. «Узнать, что реально в силах педагогов и что они могут сделать в условиях полной свободы...», «Хочу найти людей, готовых на разрыв шаблонов, на выход из зоны комфорта, готовых что-то делать, а не только обсуждать», «Найти заинтересованных коллег для реализации дальнейших проектов в сфере образования», — отвечали педагоги. «Понять, в какую сторону движется система образования», «Узнать, как отмести в процессе обучения лишнее», «Узнать, как заставить высших администраторов не лезть в дела учителей», «Как пробудить в детях интерес к изучению нового», «Как встроить современные подходы в жесткую структуру школьного образования»...
Кстати, приглашение на встречу заинтересовало не только педагогов (как государственных, так и негосударственных учреждений образования), но и представителей родительской общественности, которые, как признались, неожиданно увидели школу совсем по-другому. Правда, и у учителей была возможность увидеть свою работу с другой стороны, например глазами учеников. Им предложили сформулировать видение учебного процесса от имени своих воспитанников. И выяснилось, что проблема номер один — «на уроке мне грустно, я не слушаю учителя, мне хочется болтать, играть, дергать соседок за косички». Во всяком случае, так думают педагоги. Проблема номер два — «мне страшно». Я боюсь, когда меня вызывают, боюсь ошибиться, так как за ошибки наказывают. Я чувствую опасность со стороны и одноклассников, и учителя. Боюсь выделиться среди других... Учитель в меня не верит, и, как результат, или агрессия в сторону последнего, или, наоборот, пассивность на уроке. Ну и ответ, с которым согласились все: «Меня заставляют учиться (непонятно, зачем мне это все), слишком много дают ненужной информации, у меня от учебы вообще не остается свободного времени, я ничего не успеваю». Под этим подпишутся, наверное, 99 процентов старшеклассников... Гениальная мысль: школа — это про выживание! Наш мозг не предназначен для учебы, его назначение — выживание...
Интересно, что проблемы с мотивацией есть и у самих учителей, потому что работать им приходится в режиме многозадачности. Поддержки не ощущается ни со стороны администрации, ни со стороны родителей учеников. Более того, сами учителя констатируют, что зачастую имеет место педагогический буллинг со стороны коллег и травля со стороны администрации, в демотивирующей среде сложно работать, а предыдущий негативный опыт навсегда отбивает желание проявлять инициативу. Как результат — проблемы со здоровьем, стресс, который переходит в депрессию, разочарование в работе и быстрое профессиональное выгорание. Кстати, разбалансировка жизненных интересов и очень сильный фокус на работу также приводят к выгоранию.
На каких еще проблемах в своей деятельности остановились педагоги? Это содержание программ: их перегруженность и недостатки, оторванность образования от жизненных приоритетов учащихся и социально-экономических запросов общества. Чрезмерная централизация и регулирование учебного процесса. Ограничения в выборе современных методов не позволяют достичь высокого качества знаний, препятствуют раскрывать способности детей. «Устаревшие формы работы приводят к тому, что мы не формируем у учащихся очень актуальны мягкие (социальные) навыки, — констатируют педагоги. — Если раньше учеба сводилась к механическому заучиванию, а послушание и выполнение задач по образцу считались признаком хорошего ученика, то сегодня такие формы работы ведут в никуда. Недоверие к учителю, строгие стандарты и постоянный контроль приводят молодых педагогов к разочарованию в профессии, а у их более взрослых коллег остается только одно желание — не высовываться и не привлекать к себе внимание... Низкие зарплаты заставляют учителя брать много часов нагрузки: если ты вместо 18 уроков даешь за неделю 40, что получается на выходе? Нет ни времени, ни сил ни на творчество, ни на профессиональное совершенствование. Опять-таки, количество детей в классе: чем больше детей, тем меньше внимания можно уделить каждому ученику. Разделите 45 минут на 15 или на 30 учеников».
Не устраивают учителей устаревшая модель организации процесса обучения, отсутствие интегрированных уроков. Каждые 45 минут ученики вынуждены быстро переключаться с математики на историю, с русской литературы на белорусскую, с иностранного языка на физику и так далее. Требования в школе занижены по сравнению с требованиями, предъявляемыми к студентам в вузах, также и пятиклассникам приходится сложно, потому что в начальной школе к ним были совсем другие требования.
Слабое место педагогов — их голосовая подготовка. Голос — основной рабочий инструмент, вот только как его cберечь, в педуниверситете не учат. А почему социально психологическая служба занимается только детьми? Учителя считают, что в школе должен быть психолог, который будет заниматься «разруливанием» самых различных ситуаций, в том числе по взаимодействию учителей с учениками и коллегами.
Ну а фраза со стороны администрации «Сделайте это за счет своего педагогического мастерства» означает только одно: что ты, жертвуя своим временем и силами, должен заткнуть пробоины, которые возникли из-за неумелого управления кораблем, тебя просто делают крайним.
Досталось от педагогов и действующей системе проверки знаний. Чего только стоит «песня» администрации «ниже «тройки» мы в школе не ставим». Десятибалльная система не работает. Оценка не соответствует целям обучения, отсутствует прозрачность в ее применении, действуют двойные стандарты, когда «десятку» можно получить, например, за подготовленный реферат или просто за посещение спортивного мероприятия.
А теперь об идеальной школе, в которой всем хотелось бы работать. После общего мозгового штурма получилась примерно такая картина.
Это школа, в которой отказались от публичного оценивания, от оценивания в цифрах в пользу обратной связи от учителя. Через комментарий педагог показывает сильные стороны ученика, его прогресс не в сравнении с другими, а с самим собой, пробелы в усвоении материала, дает рекомендации, как их исправить. Обратная связь побуждает к дальнейшей работе над собой. Обучение не может быть эффективным, если лишить ребенка даже шанса на успех. И совсем другое дело, когда успехи признаются и оцениваются. Главной становится не отметка, а оценка его деятельности. Значение имеет не то, сколько баллов ты получил на уроке, а то, чему научился. Исчезает страх перед выставлением оценки. Ученики не боятся ошибиться, потому что учебы без ошибок не бывает.
В школах отказываются от классно-урочной системы. Акцент делается на мультидисциплинарность, проектное обучение с интеграцией различных предметов (типа изучения феноменов в финской школе), командную работу и неформальную организацию учебного процесса. Можно два дня изучать, например, математику, информатику и физику, а потом два дня посвятить изучению гуманитарных предметов. Детям не придется постоянно переключаться, это совсем другие энергозатраты, да и объемы домашних заданий уменьшатся. У школьников появляется возможность выбирать учебные дисциплины и формировать индивидуальный учебный план. Меняется и физическое пространство школы. Интерьеры создаются по принципу мобильного пространства и включенности всех в учебный процесс. Дети не смотрят в классе в затылки друг другу.
Система образования видит каждого ученика с его целями, трудностями, особенностями и интересами.
В учебном плане являются предметы и дисциплины, необходимые для выживания в современном мире. Педагоги учат, как грамотно пользоваться информацией в цифровом мире. Развивают у учеников эмоциональный интеллект. Учителя свободны в выборе учебников, методов и инструментов для обучения.
Контролирующие органы также должны изменить принципы своей работы. Если комиссия проверила школу и нашла там какие-то недостатки, эта структура должна создать из профессионалов «спецназ», который придет в эту школу и покажет, как надо работать, а потом будет ее курировать. Теперь же функция проверяющих сводится лишь к тому, чтобы прийти и наказать, но это только мешает работе. Если поставил диагноз — лечи!
Белорусский язык займет в «школе мечты» свое почетное место. «Почему большинство предложений для упражнений о природе, погоде и рыбалке? Сколько можно писать в учебниках по белорусскому языку «пошел дождик, и еж скрылся под деревом»? Ребенок тратит десятки часов, выполняя задания, которые не несут никакой информационной нагрузки, происходит какая-то интеллектуальная опустошенность. Почему не практиковать родной язык на примерах актуального словоупотребления, чтобы детки потом могли использовать приобретенное? Где в программе книги и примеры, которые способствуют развитию личности, двигают детей вперед?» — рассуждает преподаватель английского языка Валентина ГОЛУБЕВА.
Педагогическое образование дается студентам на белорусском языке. В документообороте также используется родной язык. По меньшей мере, история Беларуси, предмет «Мая радзіма — Беларусь», художественная культура преподаются на белорусском языке. Это тоже из пожеланий...
Три часа мозгового штурма пролетели мгновенно.
— Надеюсь, что кто-то из вас убедился в личных гипотезах, но не исключаю, что кто-то уйдет с нашей встречи с еще большим количеством вопросов, — подвел итоги первого образовательного бранча Евгений Луферчик.
— Для меня одним из стимулов приехать сюда было желание попасть в атмосферу единомышленников, — констатировал учитель математики центра дополнительного образования «Образовательное пространство «Страна друзей», автор проекта «По ту сторону чисел» Егор ДОЛГОЛЕВЕЦ, — потому что если тебе ежедневно говорят, что ты дурак, то начинаешь в это верить. А тут пришел, посмотрел, пообщаться с коллегами и понимаешь: с тобой на самом деле все нормально. Это дорогого стоит.
— Если на такие встречи не могут прийти те или иные учителя и администрация, то могут прийти неравнодушные родители. И если мы рожаем что-то светлое и хорошее, то можно действовать через них, пусть они несут эти идеи в свои школы, — предложила учитель информатики Евгения ГУЩИНА.
8 февраля на обсуждение в неформальной обстановке выносится тема «Методики и философия образовательного процесса: чувствуем ли мы разницу?». 22 февраля в центре внимания будут учительская этика, риски и решение конфликтных ситуаций. Оценивание и мотивацию (можно ли поставить между ними знак равенства) педагогическое сообщество обсудит 14 марта.
Надежда НИКОЛАЕВА
Фото автора
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/tags/nadzeya-nikalaeva
[2] https://zviazda.by/ru/gramadstva
[3] https://zviazda.by/ru/adukacyya
[4] https://zviazda.by/ru/tags/obrazovatelnyy-branch
[5] https://zviazda.by/ru/tags/valentina-chekan
[6] https://zviazda.by/ru/tags/evgeniy-luferchik
[7] https://zviazda.by/ru/tags/uchitelya
[8] https://zviazda.by/ru/tags/ucheniki
[9] https://zviazda.by/ru/tags/pedagogi-0
[10] https://zviazda.by/ru/tags/pedagogicheskoe-masterstvo
[11] https://zviazda.by/ru/tags/uchebnye-programmy
[12] https://zviazda.by/ru/tags/uchebniki