Аристотель, Платон, Жан-Жак Руссо, Конфуций, Песталоцци, Константин Ушинский, Лев Выготский, Януш Корчак, Джон Дьюи, Шалва Амонашвили... Пусть женщины не обижаются, но, говоря о великих учителях, вспоминают преимущественно педагогов-мужчин. Для Яна Амоса Коменского профессия учителя была «лучшая, как никакая другая под солнцем». Он сравнивал учителя с садовником, который любовно выращивает растения в саду, с архитектором, который заботливо заполняет знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, что тщательно отесывает и шлифует умы и души людей, с полководцем, который энергично ведет наступление против варварства и невежества. Ян Амос Коменский написал десятки учебников для школы и более 260 педагогических произведений. Слова «урок», «класс», «каникулы», «обучение» вошли в школу вместе с именем великого чешского педагога. Между прочим, «педагог» и «учитель» — тоже слова мужского рода.
Но как так случилось, что наши школы постепенно превратились в сплошное женское царство и попасть к педагогу-мужчине считается сейчас большой удачей? Сказывается ли на учениках недостаток мужского воспитания и как вернуть в педагогический процесс представителей сильной половины человечества? Эти вопросы оказались в центре внимания участников научно-практической конференции «Мужчины в системе образования», которая прошла на базе Белорусского государственного педагогического университета.
Как следует из статистического обзора, подготовленного ко Дню учителя, в общей численности педагогов, которые преподают в школе отдельные предметы, представители сильного пола на начало 2018/2019 учебного года составляли 18,2 процента.
В топ-5 предметов, где число учителей-мужчин была самым высоким, вошли «физическая культура» (63,7 процента от общего количества), «допризывная и медицинская подготовка» (60,7 процента), «трудовое обучение» (43 процента), «физика» (35,5 процента), «история и обществоведение» (28,9 процента).
А вот среди учителей белорусского языка и литературы и русского языка и литературы мужчин-педагогов почти нет (всего 2,5 и 2 процента соответственно). Среди учителей иностранного языка их только 5 процентов, биологии — 8 процентов, химии — 9 процентов. Среди директоров учреждений образования и их заместителей — также только 14 процентов мужчин.
— Исторически воспитание и обучение было мужской территорией, но сегодня мы все наблюдаем отток из образования мужчин. Можно ли его остановить? Полагаю, что ключевым вопросом является престиж учительской профессии в обществе и уровень оплаты труда в этой сфере, — поделился своими рассуждениями директор студии польского языка Pan Profesor, магистр исторических наук Александр ПРУДНИКОВ. — Если начинающий учитель зарабатывает приблизительно 200 долларов, то может ли он позволить себе снимать жилье, содержать семью, путешествовать и так далее? Вопрос риторический. Поэтому даже при всей любви к избранной профессии мужчина будет искать способы, как и где ему заработать. Причем не только школа, но и сфера образования могут им вообще не рассматриваться в качестве варианта. Мужчина должен быть успешным, а успешность в обществе, особенно в последнее время, определяется количеством денег, которые ты зарабатываешь.
Есть еще одна серьезная проблема, свойственная нашей действительности, — большой объем в школе бумажной работы, которую приходится выполнять учителям. Она мужчинам вообще непонятна. О которой элитарности профессии может идти речь?
Между прочим, проблема феминизации школьной педагогики актуальна абсолютно для всех европейских стран. Исследователи отмечают, что общественный престиж профессии нередко снижается, если в ней увеличивается количество женщин. Чем больше женщин в индустрии, тем выше вероятность того, что эта сфера будет плохо оплачиваться.
При этом в частных школах Великобритании ситуация радикально отличается от государственных, и нередко процент мужчин-педагогов там втрое выше. Кроме престижа и размера зарплат, это объясняется также историческими причинами и большим значением в частных школах внеклассных занятий. Чем престижнее учреждение, тем больше будет там спорта: крикета, регби, гребли и так далее, что также привлекает мужчин. Пока никто не доказал, что успешность ребенка связана с тем, миссис или мистер стоит около доски, но если вы выбираете школу в Великобритании, то количество мужчин-учителей может быть неформальным индикатором ее высокого рейтинга.
В феминизации образования хватает отрицательных сторон. Для воспитания полноценной личности требуется как женская, так и мужская философия жизни. У педагогов-мужчин и педагогов-женщин ролевое поведение существенно отличается. Мужское воспитание ориентировано на достижение результата, оно подталкивает ребенка к познанию границ своих возможностей, открытия новых сфер жизни, экспериментов, ориентации на собственное будущее.
Феминизация школы неизбежно ведет к так называемой гуманизации образования: женщины, ставшие ведущей педагогической силой, привносят в систему образования свое понимание мира, свои методики и подходы. Все естественные проявления постижения границ (шумные игры, бег, физическое противоборство на определение самого сильного), воспринимаются ими как разрушительные факторы.
При отсутствии «живого примера» в лице учителя у большинства современных школьников формируется очень абстрактное понимание так называемых маскулинных (мужских) качеств и их значения в современном обществе. А если принять во внимание большое количество детей, растущих в неполных семьях с одной матерью, масштаб проблемы приобретает размеры катастрофы.
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Академии последипломного образования Валерий ПАРХОМОВИЧ считает, что в учебном процессе и при создании учебников природные нужды и интересы мальчиков не учитываются.
— Учебные пособия по русскому языку для пятого класса ориентированы на девушек, — приводит он конкретный пример. — С первой до двадцать седьмой странички школьникам предлагаются упражнения преимущественно описательного характера. А давайте вспомним, что нас интересовало в этом возрасте. Неужели описание природы? А могут ли такие задания заинтересовать детей с клиповым сознанием?
Так уж сложилось, что мужчины редко говорят о своих проблемах вслух, в том числе и о проблемах в профессиональной сфере. Мужчина должен быть сильным, терпеливым, стойким, не должен жаловаться... Но психологическое выгорание актуально не только для педагогов-женщин. Учителя-мужчины могут от него страдать даже в большей степени.
— Психологическое выгорание — это потеря интереса человека к профессиональной деятельности вследствие каких-то деструктивных обстоятельств, невозможности отреагировать или преодолеть определенные психологические барьеры, — объясняет Валерий Пархомович. — На что жалуются мужчины, работающие в школе? На отсутствие концепции развития системы образования, проще говоря, они не знают, куда нужно двигаться и каким должен быть результат на выходе. С одной стороны, задача педагога — обеспечить индивидуальный подход к ученику, а с другой, наша система образования ориентирована преимущественно на количественные показатели. Приблизительно 80 процентов мужчин не знают, как разрешить этот конфликт, поэтому жертвуют своей профессиональной совестью, предпочитая количественные показатели. «Вместо взаимодействия с ребенком и его родителями я заполняю тысячи бумажек», — возмущаются они. Проблемой для педагогов-мужчин появляется множество противоречивых требований со стороны руководства школы и контролирующих органов. «Мы живем в состоянии постоянной неопределенности. Я ложусь спать и не знаю, что меня ждет завтра. Какую задачу передо мной поставят?» — жалуются они.
Отдельная тема — это работа в окружении женщин. Если ориентироваться на социально-психологические исследования, то женские коллективы в большей степени склонны к скрытым манипуляционным типам взаимодействия. Там нет физической агрессии, зато есть интриги, большое количество страхов, подозрительность, недоверие, интерпретация каких-то фактов. Мужская психология восприятия мира может вступать в конфликт с женской, и хотя есть мнение, что представители сильного пола купаются во внимании женщин, на самом деле в школьном коллективе им приходится подстраиваться под своих коллег, лавировать между чужими конфликтами, что только добавляет напряжения.
Одна из секций на конференции была посвящена взгляду студентов на профессию педагога. Печальный факт, но в современном обществе к парню, который после школы решил поступить на педагогическую специальность, относятся как к неудачнику и отговаривают его это делать. Понемногу ситуация начала меняться. В БГПУ констатируют, что в последние годы сюда стало приходить больше юношей. В этом учебном году их среди первокурсников почти 60 процентов на факультете физического воспитания, 40 процентов — на физико-математическом. Рекордсменом стал исторический факультет — на первый курс сюда поступило более 60 процентов юношей.
Довольно редко ребята выбирают факультеты начального, дошкольного образования, социально-педагогических технологий. Тем не менее, и там они есть. Студент второго курса Даниил Журавлев — будущий социальный педагог. Он утверждает, что к выбору профессии подходил сознательно. Еще в 13 лет он вместе с представителями Белорусской православной церкви посещал социально-педагогический центр, где находились дети из неблагополучных семей. Потом организовывал кукольный театр «Батлейка», куда привлекались трудные подростки из приюта. А в 10-м классе решил поближе познакомиться с работой социального педагога в своей школе: был вместе с ним в рейдах, помогал в организации школьных мероприятий. Вот такая оказалась у него ранняя профориентация. «Конечно, было бы здорово, если бы все будущие педагоги имели возможность присмотреться к выбранной профессии ближе еще до момента поступления, чтобы потом не было разочарования», — соглашается он. Парень уверен, что мужчине проще найти подход к трудным подросткам. И в этом его преимущество. Возможностей для продвижения по карьерной лестнице у мужчин-педагогов также больше вследствие их «эксклюзивности» в школе.
Татьяна Шинкевич, студентка третьего курса факультета социально-педагогических технологий (тоже будущий социальный педагог) радуется, что мужчины нашли в социальной педагогике что-то интересное для себя, что все больше парней учатся на учителей физики и математики.
— Они по природе своей стремятся лидировать. А в образовании у них есть хорошие шансы выстроить педагогическую карьеру, — рассуждает Татьяна.
На вопрос, а как она отреагирует, если, выбирая между ней и педагогам-мужчиной, предпочтение отдадут ему и опираться будут не на деловые и профессиональные качества, а исходя из того, что представители сильного пола в образовании на вес золота, девушка задумалась и ответила : «Надеюсь, что руководствоваться будут не гендерными стереотипами, а оценят мои способности...»
Надежда НИКОЛАЕВА
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/tags/nadzeya-nikalaeva
[2] https://zviazda.by/ru/gramadstva
[3] https://zviazda.by/ru/adukacyya
[4] https://zviazda.by/ru/tags/muzhchiny-v-sisteme-obrazovaniya
[5] https://zviazda.by/ru/tags/bgpu
[6] https://zviazda.by/ru/tags/uchitel-muzhchina
[7] https://zviazda.by/ru/tags/pedagog-muzhchina
[8] https://zviazda.by/ru/tags/muzhskoe-vospitanie
[9] https://zviazda.by/ru/tags/shkola
[10] https://zviazda.by/ru/tags/feminizaciya-shkoly
[11] https://zviazda.by/ru/tags/psihologicheskoe-vygoranie
[12] https://zviazda.by/ru/tags/zhenskiy-kollektiv
[13] https://zviazda.by/ru/tags/socialnyy-pedagog