Включить режим «верблюда», сделать правильную «кошку» и запустить «свинью»... В реалиях жестоких «джунглей» рынка гомельчанки — владелицы собственного дела — делятся отношением к современному бизнес-стрессу, который стал отличным мотиватором для дальнейшего развития их бизнеса.
Готовим план «Б»...
В Гомеле руководитель производственного предприятия по изготовлению оборудования для развития физических, психоэмоциональных и сенсорно-моторных компетенций у детей Оксана Шевченко увеличивает звук на мобильнике и отвечает на мои вопросы по конференц-связи. Слышу — за рулем. Мобильность и готовность всегда работать по новейшим технологиям, говорит, всегда помогает. Она рассказывает историю своей женской команды. Так собеседница называет коллектив частного производства, которое до нынешней ситуации обеспечивало потребности в специализированном оборудовании для ЛФК по всей стране.
Изготавливали и игрушки для развития малышей:
— Наши клиенты — юридические лица, бюджетники сферы дошкольного образования — это центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации из разных уголков Беларуси. Спрос на продукцию упал до нуля, но коллектив не растерялся, не запаниковал, — говорит Оксана о «времени тишины», когда с начала февраля утихли телефоны, «зависли» заказы. — Например, во время кризиса, бушевавшего в 2008-м, по разным причинам мы не могли ритмично пополнять складские запасы импортной продукцией и поставили себе целью организовать производство белорусских игрушек. Так и нынешняя ситуация — это не только сложности, но и возможности.
Из своей практики бизнес-стрессов — считай, мотиваторов — гомельчанка дает совет другим владельцам своего дела: скрупулезно проанализировать себя, компанию, окружение и понять, что нужно изменить, чтобы стать сильнее других на рынке.
Между тем ее команда начала работать в режиме «верблюда»: сократили арендные площади, пересмотрели все расходы, ищут новые направления работы и постоянно генерируют самые невероятные идеи. Однако, как говорит капитан команды, сердце этого небольшого предприятия — швейное производство — не перестает биться и гоняет горячую кровь коллектива.
— С первых дней пандемии мы временно перепрофилировали свою деятельность. Решили запустить линию по пошиву бытовых защитных масок. Спрос на них был высокий, и это позволило загрузить наше производство. В среднем в день отшивали более двух тысяч повязок. Команда администрации перешла на дистанционную форму работы. Девушкам-швеям также предложили помощь, чтобы организовать для них работу дома, но никто не согласился: мол, масок у нас хватает, санитайзеры на каждом углу, помещение убирают вовремя.
Однако спрос на бытовые защитные маски настолько возрос, что пришлось искать кадровый резерв.
— В нашей команде — две женщины с критическим нарушением слуха. Они прекрасные рукодельницы — с вдохновляющим энтузиазмом рассказывает гомельчанка. — К тому же в прошлом году мы запустили благотворительный социальный проект: взяли на бесплатное обучение кройке и шитью шесть глухонемых женщин. Так мы хотели дать им возможность получить специальность, а себе — подготовить кадры на будущее.
Когда пошли большие заказы на пошив и доставку масок по стране, предприниматель обратилась к гомельчанам — предложила высказать гражданскую позицию и одновременно получить работу.
— Это был стихийно написанный пост в сети, но за два дня откликнулись те самые женщины, которые обучались на бесплатных курсах, а вдобавок, представьте, еще 40 гомельчанок, — не таит восхищения Оксана.
Оформили декларацию, заключили договоры подряда, определили объемы пошива повязок для каждой швеи:
— Наша продукция удовлетворила спрос предприятий, организаций, частных компаний и отдельных покупателей. Заказы были самые разные. Нашел нас даже покупатель из Израиля: дочь просила сшить и доставить защитные маски для ее мамы, которая живет в Беларуси, — делится собеседница.
Обращались за маски и медики — им сшитое просто дарили.
— Я понимаю, что это направление работы, по сути, закончилось для нас. Ищем другое и ждем новых заказов на нашу традиционную продукцию. Но в отношении любого своего дела могу посоветовать коллегам сократить горизонт планирования: не бойтесь менять планы, не суетитесь и не бросайте начатое, но ищите, каким образом можно использовать свои ресурсы.
Кстати, сама предприниматель признается, что ее команда сейчас работает над неожиданным проектом — это онлайн-школа для детей. К тому же продолжается активная работа с начинающими предпринимателями в школе «Социальный предприниматель», которую Оксана Шевченко возглавляет. Ее воспитанники в считанные дни предложили столько идей по перепрофилированию на работу онлайн, что приятно удивили своих менторов.
Наказание для прогульщиков...
Для основателя частной детской студии танца Алёны Козелько вынужденная работа на удалении — это не про пижамное настроение и извечную прокрастинацию. И сейчас обязательны высокая прическа и одежда для хореографии, которая не надоест ей, кажется, никогда.
— Я занимаюсь с детьми, которым иногда нет и трех лет, а верхнего возрастного порога у нас не существует. Долгие каникулы у школьников, потом многие остались на самоизоляции, — рассказывает Алёна. Она вместе с родителями малышей решила, что без онлайн-занятий дети быстро потеряют форму. — Выступления нашего коллектива — неотъемлемая часть каждого праздника в Гомеле. Надеемся, что так будет и в этом году, — мы готовы.
В режиме виртуальных тренировок три раза в неделю работают только студийцы-школьники. Все рассчитано на то, чтобы дети самостоятельно читали и выполняли задания, когда у родителей не хватает возможности помочь.
— Придумываю задания, расписываю это все, — в качестве подтверждения того, что дети прошли занятия, хореограф требует прислать минутные видеоролики: разминку, определенные связки. — Мое требование, будете смеяться, — разные носки у детей, чтобы не обманывали и занимались ежедневно. Обязательно — форма: заплестись аккуратно, чтобы не было соблазна относиться к этому просто как к игре.
Дополнительно каждый из детей получил творческое задание: придумать свою композицию — танцевальную импровизацию под классический музыкальный материал в необычных аранжировках. Елена так готовит сюрприз для родителей. Это как сочинение написать: что я делал дома в условиях самоизоляции. Результат продемонстрируют впоследствии на отчетном концерте для родителей.
— Мои девочки по кусочку снимают свою домашнюю репетицию и отсылают мне. Я каждой потом звоню, даю рекомендации, обращаю внимание на ошибки, — рассказывает хореограф и признается, что отдельные родители все-таки отказались от такого формата обучения танцам. Их дети покинули студию. Однако есть и такие родители, которые увлеклись выполнением домашнего задания вместе с детьми настолько, что сами танцуют перед экраном.
Они искренне благодарят и за умение сделать правильную «кошку», потянуться, и за утренние разминки, которые, признаются, дисциплинируют не только детей, но и взрослых.
— Мы уже определили, что срок в эфире онлайн — максимум 25 минут, — советует хореограф. — Если больше, то теряется внимание, нет ни результата, ни отдачи. Сейчас разрабатываю похожие, только игровые программы для малышей.
Параллельно Алёна Козелько руководит самодеятельным народным коллективом «Вида» при Гомельском городском центре культуры. Молодая смена готовится из выпускников ее детской студии. На примере своего частного дела Алёна рассказывает, как планирует возобновлять работу в детских группах и как она справлялась с выплатой арендной платы, когда занятия не проводились:
— В течение прошлого месяца были объявлены арендные каникулы. При этом, насколько я знаю, все гомельские педагоги-хореографы сейчас снизили свою оплату на 30 %. Ведь, конечно, никто не возьмет за занятия онлайн полную стоимость, как раньше. Постепенно планирую переходить к «живым» занятиям с небольшими группами детей. С остальными параллельно продолжим онлайн-тренировки.
На вопрос, чему научил ее новый неожиданный формат работы, хореограф искренне говорит: понятно, как сейчас наказывать прогульщиков:
— Никаких больше вычетов из абонементов. Им придется отработать дома, снять на телефон тренировку и прислать видеоотработку.
Зато для себя она впервые за последние годы удосужилась пересмотреть все новейшие методики на международных танцевальных сервисах. На это раньше никогда не хватало времени.
— Исписала тетрадь, делаю конспекты для будущих уроков, — делится педагог. — Однако полностью убедилась, что гаджет никогда не заменит учителю ученика, а ученику учителя. Очень трудно, если долго не видишь своих детей, а для самых маленьких это труднее вдвойне. Так что теперь мы в режиме «накопления обнимашек».
Поймать правильную злость...
Молодое частное дело гомельского тренера по фитнесу Светланы Хоружей во время вынужденной самоизоляции «выстрелило» в считаные дни.
Количество покупателей ее онлайн-продукта повысилось в разы. Сейчас многие коллеги-тренеры, потерявшие клиентов в фитнес-центрах, забрасывают ее вопросами и просьбами научить — как?
Имея за плечами диплом педуниверситета, ученую степень и «свидетельство» фитнес-инструктора, долгое время Светлана работала на основной работе в учреждении образования. Параллельно вела клиентов в фитнес-центре. Потом пошла учиться снова — в ГГУ имени Ф. Скорины окончила отделение «Физическая оздоровительная культура». Стала инструктором-методистом.
В прошлом году решила запустить свой бизнес-проект, рассчитанный на обучение оздоровительной гимнастике онлайн. Мечтала работать с теми, кто живет в разных уголках планеты.
— Я понимала, что нужно овладеть самыми новейшими технологиями трансляции занятий. Пошла учиться на курсы онлайн-продвижения своего продукта. Мне так честно и сказали: вживую ты отличный тренер, но в сети ты никто и звать тебя никак. Да еще из Гомеля — для многих, считай, деревня. Я очень рассердилась. Решила стать самым лучшим онлайн-тренером как минимум в Беларуси.
Светлана окончила курсы, которые учат правильно вести аккаунт в сети, шерстила видеоуроки всемирно известных блогеров-спортсменов.
— Я знала, что если долго буду решаться, то никогда не смогу что-то создать свое. Я выпустила на рынок так называемую «свинью» — интуитивный продукт, но ко мне на онлайн-тренировки пришло не менее 500 человек. Параллельно продолжала работать с девушками в зале. Моя целевая аудитория — молодые матери, которые не могли совладать с животиком после родов. Я скомпоновала собственную методику, в которой профессионально соединила упражнения, которые исследовала в своих научных работах в университете, — рассказывает тренер.
Однажды Светлана установила в зале камеру и начала транслировать в сети тренировку своих девушек. К эфиру подключились самые разные женщины. Работать в таком формате всем так понравилось, что больше на «живые» занятия никто из этой группы не пришел.
Сейчас посредством видеоконференции тренируются даже семьями. Потребители фитнес-продукта Светланы — в основном женщины разных регионов России и Беларуси. Но есть поклонники также из ближнего и дальнего зарубежья. Гомельчанка уверена, что работа онлайн сделала ее новым человеком: эфиры на весь мир выжимают «информационную воду» из объяснений, учат быть более открытым, ценить каждый час в сутках, а также закаляют характер.
Наталья КАПРИЛЕНКО, фото из архивов героинь
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/author/natallya-kaprylenka
[2] https://zviazda.by/ru/gramadstva
[3] https://zviazda.by/ru/tags/biznes-1