Чем больше отдаляются по времени фигуры легендарных деятелей, стоявших у истоков формирования нашей государственности и прославивших свое имя делами на благо Отечества, тем большей притягательностью они обладают. Каждое поколение историков, литераторов, художников, музыкантов каждый раз заново переосмысливает их личности, открывая для себя величие, значимость, влияние, имевшее место во время их жизни и в последующие исторические эпохи. Всеслав Чародей, Давыд Городенский, Анастасия Слуцкая... Больше жизни они любили Отечество и все силы положили на алтарь служения ему. Чтобы остаться здесь навечно: в церковном звоне, на отвесных берегах рек, на возвышенностях замчищ. На земле, щедро политой кровью ее мужественных воинов-защитников. И, главное, в душах наследников.
В научно-популярной серии издательства «Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки» «История для школьников» увидели свет издания «Всеслав Брячиславич, князь полоцкий», «Давыд Городенский» и «Анастасия Слуцкая», созданные Николаем Богодзяжем и Ириной Масленициной в соавторстве.
«Позвонили к заутрене рано Святой Софии колокола…»
Князь полоцкий Всеслав, за решимость, ум и энергию прозванный Чародеем (около 1029–14.4.1101), был загадкой еще при жизни, остался загадкой и сегодня, спустя десять веков. Образ его попал в народный эпос, хотя это не сказочный персонаж, не мифический герой. Многие летописи и хроники рассказывали о его деяниях, сосредотачиваясь даже на мелочах. Только известная личность могла стать объектом такого пристального внимания современников.
Цель издания — попытаться воссоздать реальную биографию выдающегося правителя, фантастического военачальника и просто справедливого гражданина. Авторы работали методом реконструкции: пользуясь всеми доступными письменными, изобразительными и археологическими источниками, сопоставляли сведения и на основе анализа предложили наиболее вероятные версии развития событий. Так, из «Повести временных лет» и некоторых других источников о Всеславе известно: когда его княжество захватил киевский князь Изяслав, полоцкий изгнанник жил в землях финноугорских племен, самыми знаменитыми из которых были чудь и водь. Эти племена неоднократно помогали Всеславу воинами для его походов. Возникает логичный вопрос: А чем им платил полоцкий князь, если, например, после битвы на Немиге сам остался ни с чем? Наиболее вероятное — это наличие родственных связей. «Вторая жена Всеслава Полоцкого была водинкой, возможно, дочерью одного из вождей водских племен. Она стала нежной подругой суровому князю после смерти первой жены, хорошей мачехой княжичу Роману и матери еще пятерым сыновьям полоцкого князя. Стоит ли удивляться, что водины и чудины считали Всеслава своим? Они охотно поддержали его, отдав своих сыновей в его новую дружину», — уверены авторы.
Примечательно то, что в книге почти отсутствует пафос, который делает объект рассказа забронзовело-недостижимым, далеким от простого читателя. Авторы рассказывают о личности полоцкого князя как о том, кого хорошо знают, как об обычном человеке, который любил своих близких, страдал от потерь и войн. Не обходят они и проблемные моменты, записанные в хрониках. Так, после освобождения Всеслава с сыновьями из поруби, когда киевляне выгнали своего князя и посадили на княжеский престол Чародея, он... через семь месяцев убегает! Это событие для Киева было трагедией: многие горожане жизнью заплатили за своеволие! Множество было замучено, ослеплено, казнено.
К сожалению, нет точных сведений, почему Всеслав так обошелся с теми, кто ему доверял. Но маленькая «зацепка» все же нашлась, убеждают авторы! В «Слове о полку Игореве» есть строки: «Для него (Всеслава) в Полоцке позвонили к заутрене рано Святой Софии колокола, а он в Киеве звон тот услышал.... Прыгнул от них яростным зверем в полночь из Белграда, окутанный синей мглой...» На основе этих скупых данных Н. Богодзяж и И. Масленицына сделали вывод, что, возможно, в Полоцке юному сыну Всеслава, Роману, грозила смертельная опасность: полоцкие язычники планировали захватить власть в городе, убив и Романа, и соотечественников-христиан, сжечь оплот христианства Софию! Можно ли судить князя за то, что между Полоцком и Киевом он выбрал Полоцк?..
Меч земли Городенской
Если измерять величие военачальника по мощности побежденных им врагов, то фигура выдающегося белорусского полководца Давыда Городенского (около 1283-1326) заслуживает самой высокой оценки. Он — из тех, о ком говорят «человек-легенда». Историю Великого Княжества Литовского нельзя рассказывать, не упомянув меч Давыда, которым он гнал с отечественных просторов захватчиков-крестоносцев, мощный авторитет городенского князя, поднимавший на борьбу с крестоносным нашествием земляков и единоверцев, города, которые укрепляла личность князя, вдохновляла верить в мощь своего защитника и не покоряться врагу.
Особенностью книги, посвященной славному Давыду Довмонтовичу, является то, что она создана на основе самых разнообразных источников и отрывочных сведений. Авторы сравнивали то, что касается не только личности легендарного князя ХIV века, но и его врагов европейского масштаба: великих магистров Тевтонского ордена и орденских полководцев. На страницах книги воссозданы батальные сцены многих сражений с крестоносцами: они вызывают восхищение умом, военной осмотрительностью и хитростью князя, а также гордость за его мужество. Так, когда в 1314 году неукротимый Генрих фон Плоцке осадил Новогрудок, у Давыда, получившего страшную весть, почти не было времени на сборы: он посадил на коней своих лучших дружинников и воинов из числа городского ополчения и отправился на помощь. Прибыл, как рассказывают авторы, как раз тогда, когда тевтонцы под градом копий и стрел карабкались по склонам к стенам замка. Давыд захватил лагерь крестоносцев и уничтожил их добычу, лишил провианта, а потом уничтожил и припрятанные ими по дороге к Новогрудку склады. Авторы приводят выдержку из «Ливонской хроники», где рассказывается, что только считанным участникам того похода удалось попасть домой.
«Давыд Городенский» — издание, где впервые под одной обложкой собрано столько сведений о деятельности славного князя, его частной жизни.
Пример верности, образец мужества
Не менее захватывающ и интересен рассказ Николая Богодзяжа и Ирины Масленицыной об уникальной княгине Анастасии Слуцкой (конец XV — первая половина XVI века), защитнике города от крымских татар, супруге слуцкого князя Семена Олельковича. Углубляясь в историю, авторы рассказывают о перипетиях эпохальных событий, многих других тогдашних деятелей. «Оживает» под обложкой издания и неоднозначная фигура Михаила Глинского, с одной стороны героя Клецкой битвы 1506 года, а с другой, предателя, который сам дважды пытался взять Слуцк, чтобы добиться руки Анастасии (после смерти ее мужа Семена), и убежал к московскому князю Василию III. Не обошло авторское внимание и любовь Анастасии и семена Олельковичей, показав княгиню как образец верности супругу, преданности его памяти.
В тексте приводятся выдержки из стихов Матея Стрыйковского, батального эпоса, работы Николая Карамзина, летописей.
Издания серии богато иллюстрированы миниатюрами из летописей, работами художников, изображениями со старинных гравюр, снимками памятников, портретами, картами. Серия адресована школьникам среднего и старшего возраста, но книги будут интересны широкому кругу любителей истории, культуры, военного дела. И хотя научно-популярные книги не могут в полной мере заменить учебники по истории, их можно рекомендовать в помощь учителям школ и преподавателям колледжей и вузов.
Яна БУДОВИЧ
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/tags/knizhnyy-mir