Хрестоматийная фраза, знакомая каждому, кто без двоек окончил среднюю школу, — насчет «народной тропы», которая «не зарастет» — мне еще в детстве казалось немного, так сказать, преувеличенной. Как и куда торит свою тропу любой народ (наш белорусский — в том числе), вряд ли можно предсказать заранее. Туда, где все выложено плиткой и куда возят организованные экскурсии школьников? Спорный вопрос... Впрочем, наверное, это субъективно. Просто хочу сказать, что в усадьбу Рейтанов в Грушевке, что под Ляховичами, народная тропа и правда не зарастает. Сюда любила ездить молодежь, которой хотелось узнать больше об истории своей страны, двадцать лет назад. Ездит и сейчас.
Места здесь и вправду странные, даже мистические: готическая часовня-усыпальница на границе леса и поля, «лестница в небо», что к ней ведет, сама усадьба — большой, мрачный деревянный дом на высоком фундаменте — и связанная с ней красивая и печальная история. И вот наконец усадьбу Рейтанов реставрируют. Разумеется, мы решили там побывать и узнать, что будет дальше с одним из самых (как мне кажется) интересных исторических объектов нашей страны.
Грушевка, она же Грошевка
История Ляхович и окрестностей богата знаменитыми людьми и историческими событиями. Здесь родился, жил и умер Федор Евлашовский, первый белорусский мемуарист, личный друг двух королей Речи Посполитой — Стефана Батория и Сигизмунда Вазы. Здесь, на берегу реки Ведьмы, когда-то стояла Ляховичская крепость — одно из крупнейших оборонительных сооружений Речи Посполитой. Здесь же неподалеку располагалось имение Вошковцы, принадлежавшее известному философу Флориану Бохвицу и куда не раз приезжала знаменитая писательница Элиза Ожешко, которая утверждала, что красивейших мест не видела. Приемы в имении Вошковцы собирали плеяды выдающихся музыкантов, актеров и литераторов. Здесь, под Ляховичами, повстанцы Калиновского вступили в свою последнюю битву — на ее месте сегодня установлен мемориальный камень.
Но, пожалуй, самое известное место в этом регионе — все же усадьба Рейтанов в Грушевке.
Грушевкой деревня стала уже при советской власти. До этого была Грошевкой — потому что здесь крестьяне жили богато. Последний из Рейтанов, пан Юзеф, был сторонником прогресса. Ездил на одном из первых в регионе автомобилей. Чтобы облегчить крестьянскую работу, купил фабричную жатку. Зажинки и дожинки на землях пана Юзефа Рейтана праздновались в один день. Нанималось достаточное количество работников, чтобы в течение светового дня убрать весь урожай. Пока шли работы, готовилось угощение, а вечером за столы садились вместе и барин, и работники. За работу пан Рейтан платил щедро: кто хотел, тому золотом, кто хотел — зерном и сельхозпродукцией. Бездетные пани Алена и пан Юзеф активно занимались благотворительностью: приютили около 30 сирот, дали им образование, девушкам — достойный приданое.
Пан Юзеф умер в 1910 году. Сохранилось свидетельство о его похоронах. Траурная процессия была многолюдна. Шли здесь и простые люди, и дети-сироты, которых опекали Рейтаны, и мещане из Ляховичей и других местечек, и шляхта. Согласно старинному обычаю, во время похорон был разбит герб рода: на могиле последнего мужчины из рыцарского рода разбивался родовой герб — в знак того, что род умер, перестал существовать.
Пани Алена пережила мужа и дожила до революции. После прихода советской власти ее отправили на принудительные работы в Сибирь. Легенда говорит, что спасла свою бывшую барыню, вывезла на родину нелегально, крестьянка бывшей рейтановской деревни. Но до родных мест пожилая барыня не доехала, умерла в дороге от тифа. Где упокоен ее прах, неизвестно.
Однако в первую очередь усадьбу Рейтанов связывают со значительно прежними событиями — с именем Тадеуша Рейтана, депутата решающего «сейма разборчего» 1773 года, который пытался помешать первому разделу Речи Посполитой.
Тот самый Рейтан
Рейтанов одни историки называют выходцами из Швеции, другие — родом с немецкими корнями. В 1659 году За верную службу королю Речи Посполитой Мартин Рейтан получил имение Береза близ Полоцка. В дальнейшем представители рода занимали важные государственные должности и роднились с магнатами. Так, брат матери Тадеуша Рейтана возглавлял униатскую церковь Речи Посполитой.
В Польше Тадеуша Рейтана называют национальным героем. В Кракове установлен памятник этому человеку. Сам же он, согласно историческим источникам, называл себя литвином (то есть представителем Великого Княжества Литовского, или, как сейчас бы сказали, выходцем с белорусских земель): «кто назовет меня не литвином, тот меня оскорбит». О жизни этого человека до сейма 1773 года известно не слишком много. Сохранились свидетельства о том, что Тадеуш Рейтан был патриотом, который горячо любил свою Родину. И был он бескомпромиссен в этой любви.
— Любовью всей его жизни была пани Евлашовская, — рассказывает начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Ляховичского райисполкома Нина Прихач. — Но вместе они быть не смогли. Тадеуш Рейтан поехал свататься к любимой, был благосклонно принят, но, проходя по комнатам, увидел в ее доме портрет Петра Первого. Это заставило Рейтана отказаться от сватовства: «Не могу взять жену из того дома, где прославляют нашего врага». Известно, что в течение жизни он так и не женился.
Являясь послом от Новогрудского уезда на сейме Речи Посполитой, 21 апреля 1773 года Тадеуш Рейтан один из немногих пытался отстоять целостность государства во время ее первого раздела. В последний, третий день работы «сейма разборчего», который проходил в Варшаве, депутаты должны были ратифицировать разделение земель Речи Посполитой между Пруссией, Россией и Австрией.
— Это было уже просто подписание документов, само разделение, по сути, произошло раньше, — объясняет Нина Прихач. — Рейтан и его немногочисленные сторонники пытались использовать право либерум вето — принцип парламентского строя в Речи Посполитой, позволявший любому депутату прекратить обсуждение вопроса в Сейме, выступив против. Однако решение о разделе Речи Посполитой Сейм все же принял большинством голосов — именно тогда и произошел отказ от принципа либерум вето. И тогда Тадеуш Рейтан лег в дверях поперек выхода из зала со словами: «Топчите меня, не топчите Родину!» Этот момент запечатлен на знаменитой картине «Рейтан. Упадок Польши» — думаю, это полотно видели и смогут вспомнить многие. Почему он так сделал? Считалось: пока депутаты находятся в Сейме, решение не принято окончательно. Рейтан старался не допустить того, чтобы представители шляхты, наделенные правом решать судьбу государства, покинули зал, так как он надеялся, что их еще удастся убедить не соглашаться на разделение страны. В те времена считалось, что переступить через шляхтича — значит проявить неуважение в целом к дворянству и дворянской чести. И депутаты действительно оказались перед нелегким выбором. Но даже отчаянные меры ни к чему не привели. Разделение земель Речи Посполитой Сейм ратифицировал.
Сведения о последних годах жизни Тадеуша Рейтана скупы и запутаны. Известно, что родственники объявили его сумасшедшим и что он умер в 1780 году, покончив жизнь самоубийством.
— В наше время сказали бы, что у него была глубокая депрессия. Разделение Речи Посполитой стало для этого человека сильным потрясением, — объясняет собеседница. — Он не был сумасшедшим — но он призвал к восстанию, угрожавшему семье лишением собственности и ссылкой. Так что безопаснее всего для представителей рода было объявить столь решительно настроенного родственника сумасшедшим.
В последние годы Тадеуш Рейтан вел уединенный образ жизни. Покончил ли он самоубийством? Историки спорят по этому поводу и сегодня. С одной стороны, место его захоронения неизвестно — самоубийц не скрывали на кладбище. С другой, историк и краевед Дмитрий Юркевич на основании исторических документов и писем родственников Тадеуша Рейтана говорит о том, что его смерть стала результатом несчастного случая.
— В Грушевке принимали российского генерала — он прибыл по имущественным делам, — рассказывает Нина Прихач. — Опасаясь, что Тадеуш Рейтан вызовет гостя на дуэль (или просто засечет саблей), его заперли в официне — хозяйственной постройке с решетками на окнах, так как подобное поведение представителя рода имело бы разрушительные последствия для семьи. Пытаясь выбраться, Тадеуш разбил стекло, сильно порезался и умер от потери крови. На момент смерти ему было 40 лет.
Лестница в небо
Усыпальница рода Рейтанов — миниатюрная копия костела святой Екатерины в Кракове — была построена последним представителем рода, Юзефом, в начале ХХ века. Там всего два захоронения — сам Господь Иосиф и его родственница, Мария Грабовская. На войны двадцатый век не пожалела памятник: теперь и тонкой работы мраморную плитку на полу подвала, и разноцветные витражи окон можно себе только представлять. Но есть особенности, которые невозможно уничтожить. По-прежнему утром первый солнечный луч падает на часовню (так ориентирована постройка) раньше, чем на деревья рядом и все остальные здания вокруг. И по-прежнему ведет к часовне необычная аллея — «лестница в небо». На этой аллее лиственницы высажены «по росту» и более чем за столетие так и не сравнялись по высоте. Самые высокие растут возле часовни.
— Название «лестница в небо» прижилось с легкой руки нашего местного краеведа, известного художника Сергея Череновича, — рассказывает собеседница. — Дорога к часовне обсажена лиственницами, которые растут словно «ступеньками». Хвойные растения по древней славянской традиции считаются деревьями мертвых. В первую очередь ель у славян — дерево смерти. До сих пор у нас в регионе дорогу перед похоронной процессией посыпают сосной. Лиственниц в Беларуси немного, но они тоже — сосняки.
Символично и количество деревьев. Цифра 2 в нумерологии связана со смертью, поэтому деревья высажены парами. Аллея состоит из 12 пар деревьев. Сегодня это послание историки расшифровывают так: цифра 4 состоит из двух двоек и символизирует несчастье. Цифра же 3 — символ завершенности и обещание счастья. «Лестница в небо» символизирует переход от полного лишений и лишений пребывания души на земле к лучшей, небесной жизни.
Что будет с усадьбой?
Деревянный дом, реставрация которого началась в этом году, был построен в XIX веке на месте старого каменного дома. Средства на проведение первой очереди работ по реконструкции памятника выделены Евросоюзом в рамках международной технической помощи.
— Программа предусматривает одновременное восстановление двух исторических объектов в двух государствах. Из выделенных 2,5 миллиона евро половина вложена в восстановление старинного поместья на территории гмины Пухачув (Польша), а половина средств пойдет на восстановление усадьбы Рейтанов и консервацию усыпальницы рода, — говорит Нина Прихач. — Также на реставрацию усадьбы выделено 140 тысяч евро из областного бюджета.
— Реставрационные работы проводятся совместно с Институтом истории НАН и ОАО «Брестреставрация», — говорит руководитель проекта Андрей Казюта. — Каждую деталь постройки мы обследуем, то, что можно сохранить, — сохраняем. То, что пришло в негодность, заменяем на аналогичную деталь из идентичного материала. Дело в том, что при строительстве усадьбы использовались элитные сорта древесины — например, британский дуб или та же лиственница — уникальное дерево, постройки из которого с годами становятся только прочнее (известно, что Венеция стоит на сваях из лиственницы). Разумеется, при восстановлении будут использованы местные сорта древесины. Но в целом мы стремимся максимально сохранить историчность построения.
Завершение первой очереди реконструкции запланировано на 2021 год. Когда усадебный комплекс будет полностью восстановлен, пока прогнозировать невозможно. После завершения работ здесь будут экспозиционные залы музея, помещения для проведения творческих конференций, филиал местной школы искусств и выставочные залы живописи — окрестности Грушевки буквально просятся на холст. Также планируется, что в здании усадьбы будут комнаты для художников, которые смогут приезжать в Грушевку на этюды.
Александра АНЦЕЛЕВИЧ
Фото автора
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/author/alyaksandra-ancelevich
[2] https://zviazda.by/ru/kultura
[3] https://zviazda.by/ru/gistoryya-i-etnagrafiya
[4] https://zviazda.by/ru/tags/usadby-reytanov
[5] https://zviazda.by/ru/tags/istoriya
[6] https://zviazda.by/ru/tags/grushevka