Дословно английское слово «чайлдфри» переводится как «свободные от детей». Так во всем мире называют себя люди, которые сознательно решили не становиться родителями.
Позиция отказа от этой, казалось бы, заложенной в каждом потребности вызывает волну осуждения — на форумах, где собираются чайлдфри, всегда можно встретить хейтеров, которые обвиняют «свободных от детей» в эгоизме, потребительском отношении к жизни и вообще во всех смертных грехах. Но почему некоторые люди приходят к такому решению? И что обо всем этом думают психологи?
Откуда они взялись
Приверженцы философии чайлдфри — представители самых разных профессий, с разным жизненным опытом и уровнем образования. Подобные взгляды на вопрос деторождения могут выражать как юные парни и девушки, так и взрослые женщины и мужчины, как люди очень обеспеченные и успешные, так и те, кто всю жизнь балансирует на краю финансовой пропасти, как обладатели дипломов престижных вузов, так и те, кто с трудом закончил общеобразовательную школу.
Существует стереотип, что в подобные сообщества в сети объединяются несчастные, одинокие, психически нездоровые личности, которые ненавидят всех вокруг.
— Прежде всего, далеко не все чайлдфри социофобы, которые проводят свой век в одиночестве, в пустой квартире перед монитором компьютера. Это могут быть активные жизнерадостные люди, часто они образуют пары и даже регистрируют браки с теми, кто разделяет их взгляды, — говорит семейный психолог Екатерина Алехина. — Ну, а процент психических отклонений среди тех, кто придерживается философии «свободы от детей», не выше и не ниже, чем среди людей, являющихся родителями.
Философия чайлдфри — отнюдь не порождение третьего тысячелетия, ее возраст — почти сто лет. Более того, чайлдфри — не производная «сытых» времен, эпохи эгоизма и потребительства, здесь хейтеры не правы. Все как раз наоборот. Как пишут социологи, исследовавшие этот вопрос, идея «свободы от детей» впервые сформировалась в конце сороковых годов богатого на потрясения прошлого века как ответ на две мировые войны. А приобрела множество поклонников после сбрасывания бомб на Хиросиму и Нагасаки. Суть ее была такой: человеческая жизнь обесценена, а значит, не стоит рожать детей: все равно в этом нет никакого смысла. В странах бывшего Советского Союза движение чайлдфри нашло последователей позже, в 1990-х также в ответ на социальные потрясения и обесценивание человеческой жизни. Подсознательный эмоциональный посыл был почти такой же: «Мир — опасное, враждебное человеку место, и приводить в него детей — жестоко». Ну, а развитие сферы контрацепции упростило воплощение идеи в жизнь.
В наши дни, прежде чем задумываться о потомках, ответственные молодые люди часто стремятся добиться определенного материального положения, «встать на ноги», чтобы иметь возможность дать своему ребенку достойные условия жизни. Получается это далеко не у всех, но в любом случае попытка «подняться наверх» требует времени и усилий. Возраст деторождения у женщин ограничен, и если он истек, остается небольшое количество вариантов: экстракорпоральное оплодотворение (дорогое и не всегда дает результат), усыновление (к которому готова не каждая) и та самая философия чайлдфри как способ принять то, что невозможно изменить.
Еще одна глобальная предпосылка — свобода выбора, которая есть у современной женщины в большинстве стран мира. Пути и способы самореализации у каждой конкретной представительницы прекрасного пола могут значительно отличаться от традиционных «добрая мать» и «прекрасная хозяйка» — возможно, ввиду особенностей ее характера ей просто нужен «другой пьедестал почета». И это ее право, тем более что общество в наше время без агрессии или унизительного жалости относится к женщинам, которые по тем или иным причинам не стали матерями.
Что говорят психологи
На вопрос «Они вообще нормальные?» психологи отвечают: да, такое убеждение может быть вариантом нормы. Но только в том случае, когда на всех трех уровнях — ума, эмоций и поведения — эта тема для женщины не является «пунктиком», к которому она возвращается снова и снова. Если это вариант нормы, женщина способна логически объяснить свое решение. У нее нет переживаний, проявлений агрессии, негативных эмоций, когда она слышит вопрос: «Есть ли у вас дети?» Или: «Почему у вас все еще нет детей?» Ее не раздражают беременные и мамы с колясками. Она сделала свой выбор.
Кстати, у тех, чей выбор осознан, чаще всего нет необходимости ходить на форумы и вступать в сообщества чайлдфри.
— Наоборот, участие в таких группах может стать решением неосознанной, подавленной агрессии. Если человек не полностью уверен в правильности своего выбора, он нуждается в подтверждении: «Так же, как я, думают и другие, мои идеи разделяет множество людей». Иногда агрессивное нежелание становиться матерью, например, может иметь в основе сильное желание родить ребенка, который никак не может воплотиться в жизнь, — говорит специалист. — Причиной могут быть неудачи в выстраивании отношений с противоположным полом, проблемы со здоровьем или (очень часто у молодых девушек) страх не справиться, не обеспечить ребенка в силу недостаточности финансовых ресурсов. Кстати, нередко бывает, что восемнадцатилетние чайлдфри в тридцать становятся заботливыми мамами и папами, что очень любят своего ребенка.
Но вернемся к причинам выбора «свободы от детей». Их множество, отмечают специалисты. Например, так называемая «бикарьерная семья», где и муж, и жена нацелены в первую очередь на решение профессиональных и карьерных задач. Или детский опыт девушек, выросших в деструктивных семьях с эмоционально неприемлемыми отношениями между родителями и детьми. Это может быть неполная родительская семья, где мама «положила жизнь» на то, чтобы вырастить детей. Или слишком строгое воспитание с множеством запретов. Или отсутствие доверчивых отношений с мамой. Все это становится теми факторами, которые подталкивают женщину к решению не иметь собственных детей. «Мое детство не было счастливо, и я не хочу возвращаться к нему даже в другой роли, в роли матери» — так можно определить установку, которую формулирует женщина в этих случаях.
Что касается мужчин, которые решили не иметь детей, психологи говорят о «синдроме старших сыновей». Это происходит, когда с рождением младших старшему отказывают в праве быть ребенком: «Ты уже большой», «Ты старше, ты должен смотреть за младшими, помогать им, защищать их», «Ты будешь делиться с ними игрушками и сладостями» и т. д. В этом случае будущий мужчина формулирует установку: «Младшие в семье — это те, с кем придется делиться своей уникальностью». И он решает не иметь детей, чтобы получить от жизни то, что не получил в детстве. Часто такие мужчины вообще не способны к долговременным отношениям и всю жизнь избегают брака.
Если же говорить о бессознательных установках, то здесь психологи ищут ответ в самой ранней истории человека, решившего отказаться от материнства или отцовства. Многочисленные исследования подтверждают, что на отношение к собственному материнству (или отцовству) влияет отношение матери к ребенку еще на этапе внутриутробного развития. Если беременность была нежеланная или имела искаженные мотивы («получилось случайно», способ удержать любимого, биологические часы, «рожай, а то разведемся»), то через много лет на подсознательном уровне это может поспособствовать выбору философии «свободы от детей» уже взрослого сына или дочери.
Слово мамам
Алина недавно родила третьего ребенка, а ее старшая сестра Анастасия детей не имеет и иметь не планирует.
— Настя с нежностью относится к племянникам и они искренне любят свою тетушку, — говорит Алина. — Но у сестры совсем другой склад характера, она фотограф, работает на крутую компанию, постоянно путешествует по миру и вряд ли способна просидеть дома больше недели. Как-то я оставила с ней моих маленьких сыновей на два часа, и, когда пришла, поняла, что ей было невероятно тяжело с ними без меня. Настя не создана быть матерью, но от этого она не становится плохим человеком. Тем более что я согласна с ней по многим вопросам, которые мы иногда обсуждаем, разговаривая о материнстве. Я также считаю, что рожать детей, чтобы укрепить семью, — эгоистично по отношению к детям. Тем более что дети не укрепляют семью — это не более чем стереотип. Семью укрепляют общие интересы, доверие и умение слушать и слышать друг друга. И уж точно не стоит рожать детей, «чтобы не чувствовать себя одинокими». Руководствуясь этим мотивом, не стоит заводить даже домашних животных. Неправильных мотивов множество: «У всех есть дети, и у меня тоже должны быть», «Потом будет поздно», «Чтобы мама перестала спрашивать, когда ждать внуков», «Чтобы увеличить жилплощадь» и т. д. Все это влечет за собой выстраивание неправильных связей между родителями и ребенком. А одна из самых опасных, на мой взгляд, установок — «Я рожу ребенка, и он достигнет большего, чем я». Ребенок не обязана исполнять ваши мечты и не должен становиться заложником ваших психологических проблем.
— Зачем же тогда надо рожать детей?
— Я бы сказала, ни за чем. Мне кажется, правильный мотив — просто желание привести в мир еще одну жизнь. Ощущение переполненности нежностью и любовью, которыми хочется делиться не только с мужем. Мне кажется, все отрицательные установки при рождении ребенка связаны с желанием что-то получить. И если родители этого не получают от детей (а они, скорее всего, не получат то, на что подсознательно рассчитывают), они испытывают негативные эмоции, разочарование. Им кажется, что родной ребенок им изменил. О каких здоровых отношениях родителей и детей можно говорить в этом случае? Правильная установка на материнство или отцовство — это желание бескорыстно отдать. Отдать маленькому человеку свои любовь, нежность и заботу. Если это есть — у вас есть шанс стать хорошими (читай: счастливыми) родителями, а у ваших детей — вырасти в гармоничной семье, где они будут не заботой и тяжелым крестом, а невероятным удовольствием.
Александра АНЦЕЛЕВИЧ
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/author/alyaksandra-ancelevich
[2] https://zviazda.by/ru/gramadstva
[3] https://zviazda.by/ru/tags/deti
[4] https://zviazda.by/ru/tags/chayldfri
[5] https://zviazda.by/ru/tags/psihologi