Художественная гимнастика — это любовь. В случае с белорусской гимнастикой можно сказать, что это еще и Любовь Черкашина. В 2012 году она — бронзовый призер Олимпиады, сейчас — судья, тренер, председатель комиссии спортсменов Международной федерации гимнастики. Любовь Черкашина пустила корреспондентов «Звязды» в привлекательный и загадочный мир художественной гимнастики, так же как и в свой собственный.
— Любовь, художественная гимнастика — вид спорта, где значение имеет каждый год. Как в этом году девушки-гимнастки проводили время без соревнований?
— Для гимнасток, которые планировали Олимпиадой в Токио закончить карьеру, перенос стал большим ударом, а для молодых девушек — хорошей возможностью усовершенствовать физическую и психологическую форму. Мы старались максимально искать плюсы. Например, я, наконец, могла много времени проводить с дочерью, которая так быстро растет, и заниматься любимым делом. Главный тренер сборной Ирина Юрьевна Лепарская нашла гениальный выход, чтобы девушки не потеряли форму и заодно любовь к гимнастике во время вынужденного карантина. Сначала они сами придумывали себе упражнения, а потом смотрели выступления прошлых лет и повторяли их на импровизированных соревнованиях. Такой проект доказал, что любым поколением спортсменок стоит увлекаться, потому что чемпионками просто так не становятся, за этим всегда стоят уникальные элементы и большая работа.
— Художественная гимнастика, которую вы показывали в 2012 году, и сегодняшняя значительно отличаются?
— Художественная гимнастика развивается циклично и к ней всегда были разные требования. Когда-то требовалось больше красоты, и было время, когда преобладала физическая подготовка. Сейчас больше всего внимания уделяют сложности предмета. В мое время гимнастка выходила, и никто не знал ее набор элементов. А теперь приблизительно можно предугадать, что именно она переносит из выступления в выступление. Раньше гимнастки были более пластичны и грациозны, была невероятная гармония тела и предмета. Сложность предмета — это супер, за полторы минуты выступления одиночницы люди непрестанно восхищаются, но они устают от этого, им нужно отдохнуть душой.
— Чем, на ваш взгляд, обоснованы такие изменения?
— Художественная гимнастика — это целый мир, где все взаимосвязано: спортсменки, федерации, зрители. С каждым циклом появляется что-то новое. Невероятную технику показывали россиянки Маргарита Мамун и Яна Кудрявцева, что дало большой толчок развитию этого спорта. В 2000-х «выстрелила» Алина Кабаева, она показала безграничные возможности тела, и все начали за ней повторять, продолжать... Так художественная гимнастика и меняется, и развивается.
— Вам как судье соревнований насколько трудно оценивать выступления, к которым постоянно предъявляются различные требования?
— Каждый, в том числе и судья, должен быть профессионалом в своей должности, независимо от обстоятельств. Гимнастка выполняет огромное количество элементов, а судья — не компьютер и нельзя полностью исключить человеческий фактор. Поэтому субъективизм судейства зависит от совести каждого человека. Когда я сижу за судейским столом, я просто наблюдаю за выступлением и ставлю оценку.
— Любовь, какие самые острые вопросы в этом году пришлось решать комиссии спортсменов Международной федерации гимнастики?
— В комиссию входят представители всех гимнастических дисциплин. Прежде всего нам пришлось решать, как изменить свою работу, мы сориентировались и сейчас работаем онлайн. Самым популярным вопросом от спортсменов был перенос Олимпийских игр. У гимнастов еще есть время быть отобранными на Олимпиаду на квалификационных соревнованиях. Но одна страна полностью закрыла все спортивные залы, а в другой они были открыты и спортсмены тренировались в привычных условиях. И это уже неправильно, нарушается спортивный принцип, люди находятся не в равных обстоятельствах.
— Олимпийские лицензии белорусской команды уже ждут своего часа?
— Да, девушки завоевали полный комплект лицензий. Всего на страну две одиночные лицензии и одна групповая. Из-за того, что путевки неименные, весь следующий сезон будем выбирать, кто поедет в Токио. Наша легендарная тройка — Екатерина Галкина, Алина Горносько и Анастасия Салас — будет бороться между собой за место под солнцем в Токио. «Групповичек» также ждет борьба. Их шесть человек, а на олимпийских соревнованиях выступает группа из пяти девушек. Но тренироваться впятером — почти что самоубийство, обязательно должен быть человек на замену.
— Как здоровье Екатерины Галкиной, примы нашей художественной гимнастики?
— Гимнастка как женщина, как человек быстро растет, ее организм меняется. Очень трудно постоянно держать себя в жестких рамках. К сожалению, у Кати проблемы с ногами. Одну ногу почти вылечили, сейчас занимаемся второй. Надеемся, что Кате хватит времени на реабилитацию и возвращение в олимпийскую гонку. Ее карьера заслуживает красивой концовки. Конечно, трудно проходить через операции и почти что заново рождаться. Но, я думаю, это сделает ее сильнее и еще более закаляет характер.
— Начиная с 2000 года, олимпийскими чемпионками по художественной гимнастике неизменно становятся российские спортсменки. Что белорусская школа может перенять у российской?
— Ни для кого не секрет, что российская команда традиционно очень сильная. Огромная страна, много талантов и каждая чемпионка — уникальная личность, которая задает определенные тенденции в гимнастике. Очень хорошо, что у нас есть такие соперники, которые помогают постоянно повышать свой уровень. Да, у нас меньшие масштабы страны, но это не мешает белорусской школе держать марку. Все знают, что олимпийская чемпионка Марина Лобач выросла в Беларуси. И теперь наше стремление идти вперед не угасает. Плох тот спортсмен, который не стремится к первому месту.
— Художественная гимнастика — своеобразное шоу, где большое значение имеет внешний вид. Можно ли сказать, что существует гимнастическая модная индустрия?
— Говорить об индустрии будет очень громко. Но определенные направления и тенденции у купальников есть. Часто их шьют, глядя на платье в модном журнале. И на гимнастке фасон может выглядеть более эффектно, чем на подиуме. Мне нравится, когда к купальникам добавляют юбочки, это выглядит очень по-женски и, если нужно, скрывает нюансы фигуры. Кто-то на купальниках создает картины. Например, у Алины Горносько на купальнике изображена морда пантеры. Лучшие купальники всегда у ведущих гимнасток или у тех, кто может себе это позволить, ведь дело недешевое. Но иногда девочка, особенно маленькая, в купальнике теряется. Гимнастка до десяти лет должна учиться и показывать свою фактуру, а не финансовые возможности родителей.
— Как проходит выбор музыки для гимнастических программ?
— Прежде всего композиция должна подходить к возрасту гимнастки. Когда девочка предлагает композицию со словами на иностранном языке, Ирина Юрьевна требует перевода и понимания ее смысла. Во время карантина девушки сами выбирали музыку под свои упражнения. Более того, под нее они писали либретто, историю, которую потом показывали в выступлении. Одно дело, когда ты объясняешь, где и как надо улыбнуться и какой взгляд показать, и другое дело, когда гимнастка сама это чувствует.
— Соотносится ли выбор композиции со спецификой предмета, с которым придется выступать?
— Большинство выбирает медленные композиции под мячи, быстрые — под скакалки. Почти нет «медленных» булав. Кате Галкиной однажды ставили «медленные» булавы, и все скептически к этому относились, но получилось хорошо. Лента — это нечто возвышенное, как вальс. Обруч достаточно универсальный предмет. Некоторые ухитряются ставить программы под ритмичные, дискотечные композиции, и судьи порой не понимают, как оценить такой номер. Гимнастке нужно уметь слушать и понимать музыку, она, как литература, в каждом возрасте воспринимается по-разному.
— Для того чтобы удачно раскрыть образ во время выступления, нужны уроки актерского мастерства...
— Когда-то Ирина Юрьевна реализовала почти целый проект по актерскому мастерству. К девушкам приходили преподаватели сценической речи. Спортсменок учили, как держаться перед камерой, на людях, давать интервью. Были уроки по макияжу. Но конкретно актерским мастерством девушки занимались немного, в выступление каждая вкладывает что-то свое. Спортсменки постоянно работают над пластикой. У них есть хореограф, с которым они учат различные виды танцев — от лирических до хип-хопа. Они могут отрабатывать одни и те же движения, но выражать ими разные эмоции и состояния. Это тоже своеобразное актерское мастерство.
— Гимнастка может отлично выступать со всеми четырьмя предметами, или все равно чему-то отдается предпочтение?
— Выступление на Олимпийских играх судится по личному многоборью, поэтому нужно выполнить максимум во всех упражнениях. Но если посмотреть международные соревнования, у наших одиночниц больше всего медалей с мячом. У меня во время спортивной карьеры лучше всего получались упражнения с мячом и булавами. Самая сложная всегда лента — то она мокрая, то завязывается, то летит не туда... Современная гимнастика сильно омолодилась. И спортсменки в 16-19 лет очень смелые, по-хорошему самоуверенные. Они не боятся делать то, что раньше казалось невозможным.
— В одном из интервью вас сравнили с Екатериной Галкиной, и тогда вы сказали, что она — талантливая, а вы «сделанная» гимнастка. Что это означает?
— У Кати от природы есть ощущение музыки, тела, красоты, кошачья гибкость. Я над ней шучу, говорю: «Что бы ни случилось, ты всегда падаешь на четыре ноги». Мне же приходилось много чего заучивать. Я выносливый Козерог, поэтому мой талант — в трудолюбии, упорстве и терпении тренеров. Если спросить, что помогло Любе Черкашиной, все скажут, что она трудолюбива, но не талантлива от природы.
— Когда наблюдаешь за вашими социальными сетями, складывается ощущение, что дочь Вера пойдет по маминым стопам...
— Она любит проводить время в зале, повторяет за девушками, дома танцует. Вера прекрасно слышит музыку, у нее хорошая координация — у меня этого не было, это мужнины гены. У нас с Витей нет цели отдать ее в гимнастику. Для меня главное — видеть своего ребенка счастливым.
— Любовь, в художественной гимнастике вы знаете все роли. Какая для вас самая комфортная и какая — самая трудная?
— Лучше всего быть спортсменом, центром вселенной, для которого все работают. Единственное, что проигрывать неприятно. А дальше уже сложнее, потому что речь идет не только о твоей жизни, нужно нести ответственность за чужие судьбы. Работая тренером, я поняла, насколько это тяжело. Я восхищаюсь мудростью, выдержкой и терпением тренеров, посвятивших этому делу всю свою жизнь.
Международный олимпийский комитет удовлетворен тем, как идет подготовка к летним Олимпийским играм — 2021 в Токио и зимним Олимпийским играм — 2022 в Пекине.
Об этом заявил глава организации Томас Бах после заседания исполнительного комитета МОК, которое состоялось в ноябре. Подготовка к летней Олимпиаде стремительно идет вперед. Уже в марте 2021 года возобновятся тестовые соревнования. По словам организаторов, планируется освободить спортсменов и зрителей Олимпийских игр от двухнедельного карантина. Вместе с тем безопасность каждого человека — по-прежнему приоритетный вопрос в подготовке и проведении главных стартов.
Во время визита в Токио 15–18 ноября Томас Бах заявил, что уверен в способности Токио провести безопасные Олимпийские игры. Международный олимпийский комитет не исключает возможности помощи в приобретении вакцины и прививок от коронавируса участникам Игр. Но этот вопрос еще будет обсуждаться с национальными олимпийскими комитетами. Глава МОК посетил олимпийские объекты японской столицы. По словам Томаса Баха, на главном стадионе уже ощущается дыхание главного спортивного события. Рядом с будущим сердцем Олимпийских игр расположен музей, где выставлена лампада с олимпийским огнем. Эстафета олимпийского огня стартует 25 марта 2021 года из префектуры Фукусима. Президент МОК высоко оценил олимпийскую деревню, которая расположена на насыпном острове в заливе Токио. В деревне будет проживать около 17 тысяч спортсменов и представителей делегаций команд.
Во время визита в Японию Томас Бах выразил уверенность, что XXXII летние Олимпийские игры больше переноситься не будут. Он надеется, что этот грандиозный спортивный праздник станет символом солидарности в посткоронавирусную эпоху.
Валерия СЦЕЦКО
Фото Анны ЗАНКОВИЧ
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/author/valeryya-scyacko
[2] https://zviazda.by/ru/sport
[3] https://zviazda.by/ru/tags/hudozhestvennaya-gimnastika
[4] https://zviazda.by/ru/tags/lyubov-cherkashina
[5] https://zviazda.by/ru/tags/olimpiyskie-igry