Обычно легенды накапливаются веками... Чем больше древние стены — тем больше историй о призрачных воинах, черных или белых домах, серых мнихах, проклятых сокровищах и замурованных подземельях...
Дворец, о котором мы сегодня поговорим, возник во второй половине XVІІІ века, в эпоху Просвещения, но мистических историй вокруг него столько, что хватило бы на несколько более древних замков…
Судите сами.
Здесь и Черная дама — бывшая хозяйка дворца, которая подстерегает его спокойствие и нравственность гостей.
Здесь же — призрак молодой служанки. Девушка якобы отвергла ухаживания одного из магнатов, за что была коварно вытолкнута им ночью в коридор на съедение льву, которого выпускали сторожить дворец. Ну и пропала девка бедная...
Кстати, и лев, как полагается яркому персонажу, тоже некоторыми переводится в «разряд» привидений — мол, до сих пор бродит по руинам и рычит.
Даже Дикая Охота короля Стаха почему-то привязали к Коссовскому дворцу. Мол, прыгает тихими лунными ночами, ищет, по версии Владимира Короткевича, предателя Романа...
А есть вроде еще и подземный ход — да такой, что карета, запряженная тремя лошадьми, могла проехать. И тянулся тот ход вплоть до Ружан...
Фигурирует в легендах и посыпанная солью дорога, по которой летом на санях ездила хозяйка дворца, уподобляясь Пане Коханку. И сокровища в подземельях, и «музыкальная стена», которая звучит, если по ней ударит, а может, «музыкальный подоконник» на втором этаже — если, встав на него, хлопнуть в ладоши, отклик пойдет отовсюду...
Впрочем, сам вид дворца в Косово провоцирует на мистические легенды-таков он готический, романтичный... Недаром современники называли его «рыцарской мечтой».
Давайте посмотрим на известные факты о Коссовском дворце и подумаем, как могли некоторые из них породить легенды.
Горький привкус венгерского вина
Начнем с Войцеха Пусловского, которому досталось имение Коссово от Флемингов. Человек он был очень предприимчивым. Дороги строил, мельницы, винодельни, предприятия по изготовлению железа, сукна, бумаги, скипидара, ковров... Применял паровые двигатели, земли прикупал неслыханными пространствами... А почему же нет, если брат жены Юзефины — министр финансов Царства Польского...
Власти менялись... Войцех Пусловский умудрялся оставаться при влиянии и деньгах. В Великом Княжестве Литовском был депутатом трибунала, в Российской империи стал действительным статским советником. Кстати, хороший доход имел от поставок в российскую армию.
Сохранились воспоминания о том, как Войцех Пусловский весной 1825 года смог добиться права пригласить на обед царя Александра I, когда тот из Царского Села ехал в Варшаву. Пусловский, владелец деревни Михалин, принимал царя в доме Михалинской почтовой станции, украсив интерьер так, что дом напоминал маленький дворец (естественно, что император не собирался сворачивать с дороги ради посещения каких-то там поместий). Обед был шикарный... Все на вкус императора. А целью таких затрат со стороны Пусловского было выпросить помилование для сына Титуса, который служил в Кавалергардском полку и за год до того ввязался в поединок, за что был разжалован в солдаты. Согласно мемуарам современника, Войцех нашел момент забросить словечко за сына, когда царь похвалил поданное к столу венгерское вино: «Ваше Величество! Я очень счастлив, что это венгерское заслужило такое одобрение от Вашего Величества; оно у меня домашнее и взято из той бочки, которая хранилась до сегодня со дня рождения моего несчастного сына, служившего в Кавалергардском вашем Величестве полку».
Царь еще раз похвалил вино, намек пропустил мимо ушей, на этом все и закончилось, что со злобностью записали в дневниках придворные.
Кстати, обычай в здешних шляхетских семьях ставить при рождении сына на хранение бочку вина, запечатанный еще при короле венгерского происхождения Стафане Батории — называлось такое вино на меде «баторин» и употреблялось в самых торжественных случаях, обычно на свадьбе того, в честь чьего рождения было поставлено. Так что Пусловский поступил очень символично.
Поклонник Костюшко
Во всей своей красоте Коссовский дворец возник при новом владельце, младшем сыне Войцехе Вандалине Пусловском. Строительство началось в 1838-м, через пять лет после смерти Войцеха. На определение места постройки повлияло то, что рядом — родовая усадьба Тадеуша Костюшко, большим поклонниками которого были Пусловские. Вандалин приказал восстановить усадьбу Костюшко, сделать там музей героя, а рядом возвести стражи рыцарской славы дворец. Поручили проект Варшавскому архитектору Франциску Ящолду.
О роскоши Коссовского дворца нелепо ходят легенды. 12 башен, символизирующих 12 месяцев, стеклянный пол над аквариумом с рыбами, картинная галерея, библиотека... Вполне возможно, был и лев — магнаты любили зверинцы. Вот только ходил ли он бесконтрольно по коридорам? Вряд ли. Возможно, в народной памяти остался случай с бегством хищника, либо специально распространялись слухи о диком стороже, чтобы отпугнуть потенциальных злодеев.
А вот то, что жена Вандалина Пусловского, Ядвига из Езерских, ездила летом на санях по дороге, посыпанной солью, историки, кажется, допускают...
А вот после Вандалина имение перешло к его сыну Лявону, который таскался по Парижам, ухаживал за дамами и был заядлый игрок. Одни говорят, Коссово проиграл в карты, другие говорят — за долги отдал... В одном источнике нашла сведения, что Лявон продал имение за 700 тысяч рублей князю Александрову из Москвы. Во второй, что отец Лявона Вандалин еще при жизни выставил дворец на продажу, чтобы помочь расплатиться с долгами сыну... В любом случае, Коссово перестало принадлежать Пусловским, дворец переходил из рук в руки, из него вывозили все ценное, потихоньку разрушали... В таких случаях, говорят, и просыпаются призрака былой славы.
Что бывает, когда пускаешь писателей гостить
А чтобы лучше узнать привидений дворца, обратимся к... писательницы Элизе Ожешко.
Вандалин Пусловский был известным меценатом, коллекционером, любителем искусств. У него гостили Генрик Сенкевич и Наполеон Орда... Элиза Ожешко наведывалась не раз, писала здесь свои произведения... В нескольких источниках я нашла упоминания, что свой роман «Паны Помполинские» 1876 года Ожешко написала, взяв некоторые типы из семьи Пусловских.
Что же, сходства действительно есть. В частности, отношения между вандалином и Ядвигой Пусловскими и их сыном Лявоном действительно схожи с описанными в романе отношениями графа Ярослава Помполинского и его жены с их сыном Цезарием (частично Лявон угадывается в другом персонаже, проигравшем в Париже предназначенные для фабрики деньги).
«В уезде, где находится имение Помполинских, вспыхнула эпидемия довольно малоизученной болезни. Болезнь быстро постигла многих. Всем панам N-ского уезда, кто хоть немного себя уважал, захотело обзавестись родовой дворянской фамилией. Шляхтичи лихорадочно копались в семейных архивах; началась форменная осада тех учреждений, где хранились родословные книги. В поте лица раскапывались давно истлевшие, полузабытые остатки, и на свет божий вытягивались, а то и заново сочинялись хоть сколько правдоподобные фамилии и придомки, которые тут же присоединялись к фамилиям. Только младшему из ясновельможных братьев — Ярославу — не выпало счастья владеть ни дворцом, ни особняком в столице. Дело в том, что он унаследовал как раз те земли, где возводилось знаменитое здание, которое уже сравнивалось с Кельнским собором, хотя это был скорее Ватикан в миниатюре. Строительство его он счел делом чести и своим священным сыновним долгом».
Согласитесь, Ярослав вполне сопоставим с младшим сыном Войцеха Пусловского вандалином — старшим братом досталось Варшавское наследие, а ему — Коссово, где он и возвел готическое здание «в стиле Кельнского собора».
А упомянутые одержимые розыски в архивах действительно были — в Российской империи несколько раз проводили перепись знати, и каждый должен был подтвердить происхождение.
Еще сходство... Как видите, Ожешко очень издевательски высмеивает шляхетское высокомерие, погоню за титулами. Паны Помполинские в ее повести также пнутся подтвердить свое древнее происхождение и даже настойчиво пытаются обрести у Папы Римского графский титул.
Пусловские тоже боролись за графский титул, так же ездили в Рим, к Папе Римскому, Пия их, и так же их титул не признали на родине.
Правда, остается у меня вопрос... Элиза Ожешко, глядя по всему, была в дружеских отношениях с Пусловскими, гостила у них... А произведение настолько едкое, так безжалостно обличает героев... Была ли такая безжалостность потребностью художественной правды, которая сильнее дружбы, или той дружбы однажды не стала?
Графиня в черном
Так кто же такая Черная дама Коссовского дворца?
По легенде, она особенно чутко реагирует, когда кто-то ругается либо нетрезв... Мол, это пани Ядвига Пусловская подобным образом гневалась на непутевое поведение сына Лявона, которые привели к тому, что Пусловские потеряли этот дворец.
В романе Элизы Ожешко у графа Ярослава есть жена, княгиня Икс. «Она провела большую часть своей молодости в Париже и прекрасно знала, что принята во всех Сен-Жерменских предместьях мира и что ей принадлежит по рождению, положению и связям. С нею в дом Помполинских вошел неизвестный ему доселе великосветский шик... Только возводимое в Литве подобие Ватикана немного вознаградило ее...»
Не является ли прототипом княгини Икс Ядвига Езерская, ради запросов которой возвел Вандалин в Коссово «подобие Ватикана»? Учитывая выходку с ездой по соли, как раз в этом духе персонаж.
«Это была статная, высокая женщина. Ее легкая, но почтительная походка, гордо вскинутая голова, нежный, белый, хотя покрытый уже сеткой морщин лицо, заносчивый и властный взгляд больших черных глаз, в которых еще не погасло бывшее пламя, уверенные движения и манера держаться — ничто не выдавало в ней смирения, добродетели и прочих добродетелей праведницы, которой она была по мнению мира... Черное платье из дорогого шелка тихо шелестело по ковру, что выстилал пол галереи. На шее, в пене беленьких, тонких, как паутина, кружев тонула Венецианская брошь овальной формы с изображением храма Святого Петра. Черные с сединой волосы неряшливо обвивали такие же кружева...»
Согласитесь, персонаж, который вполне подходит на роль призрачной Черной дамы!
Не знаю, насколько герои Ожешко списаны с натуры — наверное же, наблюдения синтезированы с фантазией, а может и специально многое изменено, чтобы не было познавательно...
Интересно и то, что усыпальница рода Ожешков в Закозели построена по проекту того самого архитектора Франтишка Ящолды, в том самом готическом стиле.
Так что если соберетесь посетить Коссово — а побывать там нужно обязательно, чтобы полюбоваться, как восстанавливается «рыцарская мечта», — помните, что Черная дама останется крайне недовольна, если не увидит уважительного поведения. Возможно, удастся вам и услышать призрачный рев льва... А вот подземный ход в 25 километров до Ружан, говорят исследователи, вымысел.
Людмила РУБЛЕВСКАЯ
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/author/lyudmila-rubleuskaya
[2] https://zviazda.by/ru/kultura
[3] https://zviazda.by/ru/gistoryya-i-etnagrafiya
[4] https://zviazda.by/ru/tags/prizraki-belorusskih-sten
[5] https://zviazda.by/ru/tags/kossovskiy-dvorec
[6] https://zviazda.by/ru/tags/kossovskiy-zamok