Скоро настанет тот волшебный день, когда самый старший дошкольник станет самым младшим школьником — первоклассником. Для новоиспеченного ученика и для его родителей это не только волнующее событие, но и признак будущих испытаний. В школе первоклассника подстерегают четкий распорядок и строгая дисциплина. От ребенка ждут быстрого перехода от игровой к учебной, познавательной деятельности. Вокруг малыша появляется много новых людей, как среди взрослых, так и среди детей, с которыми необходимо устанавливать связи. К таким переменам первокласснику привыкнуть непросто, поэтому на помощь лучше прийти взрослым. О том, как это сделать и на что обратить внимание, родителям рассказала психолог Минского городского центра социального обслуживания семьи и детей Ольга ВОРОНЬКО.
— Родители обычно понимают и знают, как их ребенок взаимодействует с другими малышами, как реагирует на критику взрослого, обзывания детей, как он начинает общение, идет ли первым на контакт, — объясняет специалист. — Поэтому при обустройстве своего малыша в школу нужно больше обращать внимание не на престиж учреждения, а на репутацию учителя. Дело в том, что именно учитель определяет микроклимат в классе. В начальной школе первый учитель — ориентир. К сожалению, и сегодня можно узнать о том, что педагог выделяет каких-либо учеников, например, по хорошей успеваемости, или, наоборот, обособляет детей за «плохое поведение». Такие вещи определяют межличностное общение в классе.
Если же учитель найден, родители могут встретиться с ним заранее и рассказать об особенностях налаживания контакта со своим ребенком. Если же не получилось, волноваться не нужно: в первом классе через несколько месяцев психологом школы проводится диагностика адаптации. Одним из критериев является благополучие, комфортность пребывания в классном коллективе. Это не закрытая информация, поэтому родители могут поинтересоваться результатами и, если нужно, вовремя среагировать на проблему.
— Часто для сплочения детского коллектива используют так называемые классные часы, — рассказывает специалист. — На них дети вместе с учителем рассуждают на темы дружбы, раскрытия талантов, интересов каждого ребенка. Классные часы обычно организовывают учителя или психологи, но неплохо присоединяться время от времени и родителям.
В ответ на новые повышенные требования к первокласснику в первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, малыш может стать раздражительным, плаксивым, начать плохо спать. У некоторых снижается аппетит, а вместе с тем и масса тела.
Проблемой адаптации становятся и трудности психологического характера, такие как, например, ощущение страха, негативное отношение к учебе, учителя, неправильное представление о своих способностях и возможностях, агрессивность.
— Помощь в таких ситуациях — восстановление у ребенка положительного отношения к жизни, в том числе и к ежедневной школьной деятельности, ко всем лицам, участвующим в учебном процессе (ребенок — родители — учителя — коллектив), — говорит специалист. — Особенно нельзя в этот период сравнивать ребенка с другими: малыш может стать неуверенным, агрессивным по отношению к одноклассникам.
Есть лайфхак от психологов в таких случаях: сравнивать ребенка с самими собой. Например, «смотри, вчера тебе сказали что-то обидное и ты смог постоять за себя, ответить, что тебе неприятно, значит, и сегодня получится».
Малыш не хочет идти в школу, его поведение вдруг поменялось, он отказывается учиться, становится замкнутым, нелюдимым, устраивает истерики и срывается? Это первые приметы того, что ребенка обижают.
— Если ребенок сообщает родителям о том, что он или еще кто-то подвергается издевательствам, малыша необходимо поддержать, похвалить за то, что он набрался смелости и рассказал об этом,- советует психолог. — Обязательно подчеркивайте разницу между «доносом» с целью сделать кому-то неприятность и откровенным разговором со взрослым человеком.
Нередко родители не знают, как реагировать, они не готовы помочь. Не исправят ситуацию и такие замечания, как «ты сам виноват», «ищи причину в себе», «с тобой что-то не так», «тебе надо измениться» или «ты слишком или недостаточно умен, силен». Советы такого рода бессмысленны и даже опасны в ситуации буллинга.
— Важно понимать, что травля — это проблемы группы (класса), а не ребенка, — объясняет психолог. — Малыши нуждаются во взрослом, и задача родителей — серьезно отнестись к ситуации, обеспечить чувство защищенности и направить все силы на помощь. Не превращайте обсуждение подробностей неприятных ситуаций в допрос. Успокойте и поддержите ребенка, далее очень аккуратно уточните особенности ситуации, а потом уже начинайте обсуждение проблемы с учителем и школьным психологом.
Не каждый ребенок готов решать задачи первоклассников: установление контактов со сверстниками и педагогами, соблюдение требований школьной дисциплины, новые обязанности. Опыт показывает, что дети, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, которую создает школьное обучение.
— Для первоклассников адаптация к школьному режиму может стать настоящим испытанием, — считает психолог. — Опыт показывает, что чаще всего возникают проблемы у детей, которые пошли в школу в шесть лет. Им труднее подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности. Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для психического развития. С шести до семи у ребенка формируется произвольная регуляция поведения, ориентация на социальные нормы и требования. В это время формируется новый вид психической деятельности: «я — школьник». Поэтому чтобы адаптация проходила легче, отдавать детей в школу психологи рекомендуют в семь лет.
Наталья ТАЛИВИНСКАЯ
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/tags/natallya-talivinskaya
[2] https://zviazda.by/ru/gramadstva
[3] https://zviazda.by/ru/adukacyya
[4] https://zviazda.by/ru/tags/olga-voronko
[5] https://zviazda.by/ru/tags/deti
[6] https://zviazda.by/ru/tags/shkola
[7] https://zviazda.by/ru/tags/psihologiya