Возможность людей самим формировать органы власти на местах во многом стала одним из самых весомых достижений советского государства. Однако впоследствии ее становилось все меньше, и в адрес органов местного самоуправления посыпалось много замечаний. Тем не менее, они остались. Какова роль их сегодня? Нужна ли оптимизация местных Советов? Каким должно быть их взаимодействие с парламентариями? На эти и другие вопросы «МС» ответил Михаил Мясникович, председатель Совета Республики Национального собрания.
Человек — главная задача
— Mихаил Владимирович, Президент нашей страны не раз отмечал, что Беларусь — это государство для народа, а внимательное отношение к человеку — главная задача и вертикали власти, и народных избранников на всех уровнях. На Ваш взгляд, на что сегодня в первую очередь должны быть нацелены депутаты? Что должно являться главным объектом их внимания?
— Повышение жизненного уровня белорусских граждан — это главная цель проводимой государственной политики и наша стратегическая задача, которая определяется пятью важнейшими составляющими: полноценная семья, здоровье, образование, реальные доходы, комфортность жизни. Именно через их преломление следует рассматривать всю нашу дальнейшую работу. В реализации этой задачи должны быть активно задействованы парламентарии, органы местного управления и самоуправления и депутаты местных Соетов депутатов.
Работая в регионах, члены Совета Республики уделяют особое внимание тем проблемам и недоработкам, которые тормозят развитие подведомственных территорий и мешают людям жить более достойно.
Новые технологии, современные производства — это хорошо, но за ними надо видеть человека, все, что связано с жизнью, бытом, культурой и благополучием наших людей.
Конструктивное сотрудничество членов Совета Республики с органами представительной власти всех уровней, облисполкомов дает возможность снимать многие проблемы, вызывающие негативный резонанс у людей, учитывать и использовать в законотворческой деятельности парламентариев обобщенные предложения и пожелания местных Советов и позволяет сделать процесс разработки и принятия законов более мобильным, взвешенным и эффективным.
— Полностью ли используется потенциал девятнадцати тысяч депутатов?
— Местное самоуправление — это не только институт публичной власти, но и общественной самоорганизации. Действительно, через местный уровень власти пролегает самый короткий и прямой путь к решению жизненно важных проблем граждан. Кроме того, на местном уровне могут наиболее полно реализоваться принципы «низовой демократии», или, как ее еще называют, «демократии участия».
В связи с этим собое внимание к местным Советам депутатов, депутатскому корпусу со стороны Главы государства — это искреннее желание превратить их в действенную силу, направленную на решение вопросов обеспечения жизни населения. В Советах объединена наиболее политически зрелая и опытная часть нашего населения. Через Советы десятки тысяч граждан участвуют в управлении делами государства и общества, то есть в осуществлении реальной политики. Депутаты — это связующее звено между властью и народом — в этом огромная ответственность народных избранников перед обществом и государством.
Иногда депутаты подвергаются критике за то, что они недостаточно активны и пока далеко не всегда ощущается их роль и влияние при решении проблем местной жизни, а предоставленные законодательством права и полномочия используются очень робко. Во многом эта критика справедлива. Ведь депутаты, работая в тесном контакте с органами исполнительной власти на местах, могли бы более ощутимо влиять на управление экономическим и социальным развитием регионов страны, более эффективное использование внутренних материальных, трудовых, финансовых, земельных и других ресурсов.
Если мы хотим, чтобы люди проявляли самостоятельность и инициативу, то надо начинать с просвещения.
Поэтому в нынешних условиях нельзя рассматривать деятельность местных Советов депутатов по социально-экономическому развитию территории в отрыве от идеологической работы. В связи с этим следует усилить работу депутатов местных Советов с молодежными объединениями, учащейся и студенческой молодежью в направлении повышения уровня политической грамотности, нравственности, их социальной и гражданской активности. Все это должно стать дополнительным ресурсом (интеллектуальным, человеческим) в решении актуальных проблем благосостояния населения в регионах.
Для развития есть резервы
— Во время III Форума регионов, который состоялся летом в Минске, Глава государства акцентировал внимание на важности участия местного самоуправления всех уровней в межрегиональном сотрудничестве. Насколько активно подключились к этому регионы?
— Стало доброй традицией проведение по инициативе Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации форумов регионов Беларуси и России. Уже состоялись три таких форума. В двух из них приняли участие Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко и Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Форумы регионов стали серьезной площадкой для конструктивного диалога по различным направлениям сотрудничества.
Сегодня у нас есть поручение президентов двух стран Александра Григорьевича Лукашенко и Владимира Владимировича Путина — шире использовать резервы регионального сотрудничества. В развитие этого поручения, решений третьего Форума регионов Беларуси и России Советом Республики и Советом Федерации уже реализуется целый ряд мероприятий. Принципиальными при этом являются несколько новаций: гармонизация нормативных-правовых актов и правоприменительной практики, приоритет экономического сотрудничества, вовлечение в этот процесс молодежи, а также опора на региональные проекты и инициативы.
В рамках реализации плана по активизации сотрудничества в области местного самоуправления между Республикой Беларусь и Российской Федерацией в августе 2016 года в Могилеве состоялся форум Могилевской области Республики Беларусь и Брянской области Российской Федерации. В его ходе обсуждались вопросы межрегионального сотрудничества в сфере молодежной политики в Союзном государстве. Необходимо отметить, что мероприятие прошло с большой результативностью и имело прикладной характер и экономическую направленность. В ходе форума был подписан ряд соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве и планы мероприятий по реализации данных соглашений между регионами Могилевщины и Брянщины.
Могилевская и Брянская области являются пионерами в организации регионального взаимодействия на принципиально новых условиях, поэтому данное мероприятие по праву можно считать Днем региона и началом большой работы.
Обещает быть эффективной работа Брестской области с Ленинградской областью. Следует отметить, что и другие регионы республики активно включились в эту работу.
В настоящее время готовится четвертый Форум регионов Беларуси и России. Он пройдет летом 2017 года в Москве и будет посвящен вопросам интеграционного развития регионов Беларуси и России в сфере высоких технологий, инноваций и информационного общества.
Совершенствовать то, что имеем
— Есть ли сегодня необходимость в оптимизации систем представительной власти, а именно ее низового уровня?
— Вопрос реформирования системы местного самоуправления в Республике Беларусь тщательно изучался в Совете Республики, ведущими учеными Национальной академии наук Беларуси, Академии управления при Президенте Республики Беларусь и председателями местных Советов депутатов.
В качестве преобразований предлагалось в частности перейти на двухуровневое административно-территориальное деление (область —район), а также ликвидировать сельские Советы и их исполкомы заменив их местной администрацией. Было принято решение, о том, что в настоящее время нет политических, социальных и экономических предпосылок для изменения сложившейся в стране системы местного самоуправления. Данное предложение поддержано Главой государства.
Считаю сегодня, с учетом новых реалий времени надо развивать и совершенствовать существующую систему местного самоуправления, принимать все необходимые меры для активизации работы и повышения ответственности местных Советов за решение более широкого круга социально-экономических вопросов и насущных проблем людей.
— В 2007 году при Совете Республики был создан Совет по взаимодействию органов местного самоуправления — для координации деятельности местных Советов депутатов. Какими Вам видятся сегодня первоочередные задачи этого органа?
— Совет был создан как коллегиальный совещательный орган для разработки предложений по дальнейшему совершенствованию деятельности органов местного самоуправления и организации взаимодействия между ними и органами государственного управления.
Задача, которая решалась посредством образования такой структуры — обеспечение координации между Советом Республики, органами местного самоуправления и органами государственного управления с целью достижения конкретных результатов путем изучения актуальных проблем в регионах, их анализа и обобщения. Совет призван повысить эффективность вырабатываемых управленческих решений и выстроить действенный механизм «обратной связи» с населением, а также содействовать органам представительной власти в решении проблем людей. Работа Совета на протяжении почти 10 лет позволила повысить доступность и оперативность разрешения многих региональных и территориальных проблем.
Однако, с учетом новых стратегических задач по социально-экономическому развитию страны, четко обозначенных на пятом Всебелорусском народном собрании, в работу Совета по взаимодействию органов местного самоуправления необходимо внести соответствующие коррективы.
В настоящее время Советом Республики прорабатываются новые подходы к дальнейшему развитию местного самоуправления в стране.
Данная работа направлена на усиление роли местных Советов в решении проблем жизнеобеспечении населения, на выработку механизмов инициирования Советами правового и организационного решения указанных вопросов. В этих целях в Совете Республики создана рабочая группа под руководством председателя Постоянной комиссии по региональной политике и местному самоуправлению Попкова Александра Андреевича. Изучив положение дел в регионах и действующее законодательство, будут выявлены «узкие» места в работе местных органов власти, а также неиспользуемые потенциальные возможности и ресурсы местного самоуправления и соответственно выстроена четкая система работы местных Советов депутатов по перспективным направлениям устойчивого развития подведомственной территории.
С людьми — напрямую
— Насколько, на Ваш взгляд, целесообразно подключение законодательной власти на местах не только к воплощению законов в жизнь, но и к обсуждению особенно социально значимых законопроектов на этапе их подготовки?
— Необходимо отметить, что в любом демократическом обществе законодательная деятельность осуществляется с учетом общественного мнения. Английский философ Джон Стюарт Милль считал «юридические законы — «искусственными социальными условиями», которые определяются национальным характером, мнениями, «чувствованиями», нравами народа.
В связи с этим важными составляющими работы над законопроектом являются прогнозирование последствий принятия закона, а также изучение отношения общественности и субъектов хозяйствования к его положениям. В целях учета реальных потребностей общества и субъектов хозяйствования, более доступного и понятного изложения норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений, находящиеся на рассмотрении в Парламенте проекты законов должны широко обсуждаться с руководством предприятий, трудовыми коллективами и населением. Включение общественного мнения в практику разработки и принятия законопроектов, реализации правовых решений — одно из основных условий повышения авторитета членов Совета Республики и депутатов Палаты представителей среди населения, что создает объективную ситуацию для роста правовой активности людей, вовлечения их в законотворческую деятельность по формированию закона с содержательной стороны, а в конечном результате — создания действенных законов.
При работе над законопроектом должны быть задействованы знания парламентариев, их жизненный опыт, интуиция, а также позиции и рекомендации не только ученых-юристов, экспертов, но местных органов власти, тех, кто претворяет законы в жизнь. Законодателю нужны точные знания об объективных потребностях общественной жизни.
Фото Юрия ИВАНОВА
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/palityka
[2] https://zviazda.by/ru/parlament
[3] https://zviazda.by/ru/tags/mihail-myasnikovich-3
[4] https://zviazda.by/ru/tags/sovet-respubliki-nacionalnogo-sobraniya