Декабрь и январь в народном календаре белорусов обычно проходили под знаком Рождества. Этого праздника ждали, к нему готовились, поэтому и справляли всегда шумно и весело, всей деревенской общиной. Вот и команда проекта "Вперед в прошлое" с радостью отпраздновала Рождество, а в течение почти двух месяцев рассказывала зрителям телеканала "Беларусь 3" о его особенностях в разных местах Беларуси. И уже в воскресенье, 29 января, в эфир выйдет итоговый мини-мюзикл. Корреспондент «Звязды» программу уже увидел, поэтому с удовольствием делится впечатлениями с читателями.
"Нам Пилиповка надоела"
Традиционно завершение года в народе считалось едва ли не самым тяжелым периодом. Ночи длинные и холодные, время тянется медленно, да еще и пост, что начинается в конце ноября и длится до Рождества, запрещает танцевать, петь и веселиться. В эти дни многие болели, происходили страшные события. Помните Купалы раннюю поэму "В Пилиповку" с трагическим сюжетом, наполненную ужасами и мистикой? Поэтому во многих местностях Беларуси, чтобы подготовиться к посту, принято было справлять Запуски - последние посиделки перед началом пилиповок, когда можно вволю повеселиться и попеть перед месяцем вынужденной скуки. Именно на Запуски нас приглашает группа "Смоляночка" деревни Кобыловка Кобринского района.
А вот праздновать само Рождество начнем в деревне Октябрь Кобринского района, где сначала колядуют без традиционной главной героини - символа плодородия Козы. Здесь Коза является в группе колядовщиков чуть позже - на Щедрик. В этой деревне удалось записать и отличительную рождественскую песню с вот такими словами:
Добрый вечер тебе, пане хозяину!
Радуйся, земля, Сын Божий родился.
Застилают столы, да все пелянами,
Кладите калачи из яровой пшеницы.
Интересно, что хотя в праздновании Рождества по всей стране присутствуют общие черты, праздник имеет и региональные особенности, определенные элементы, характерные для одной деревни или района. Так, в деревне Оранчицы Пружанского района не только хозяева приветствуют и угощают ряженых, но и ряженые - хозяев. Группа "Бабье лето" в рамках программы поясняет: перед колядованием пекутся пирожки, которые группа ряженых носит из дома в дом в решете. Считается, что ни одна хата не должна остаться без такого угощения, а в конце обхода домов - пирожков в решете. В песнях здесь принято Рождество звать:
Ой, Колядоньки, дай ходите к нам,
Ходите к нам, ведь мы рады вам.
Нам Пилиповка надоело,
Ведь куделька нас замучила.
"Терешко, шаху-шаху, что у тебя в мешке?"
Главной героиней "классического" колядования часто выступала Коза, которая во всех домах танцевала, падала и вставала - "рождалась" снова. Недаром же везде говорят: "Где Коза ходит - там жито родит. Где Коза не бывает - там все пропадает". А вот в деревне Осово, что на Солигорщине, козой в группе не был переодетый в вывернутый кожух человек. Здесь из дома в дома носят чучело козы, а главным действующим лицом выступает Дед в берестяной маске. Эта маска, возможно, единственная в Европе сохранилось в прямом бытовании.
На Витебщине, именно в Шумилинском и Городокском районах, Коляду приветствуют отличительной песней:
Приехала Коляда в коляске
Да на седеньким канёчке.
Коляда-Коляда-Колядица,
Ты хорошая девушка.
Приехала Коляда вечером,
Привезите пирогов, печенья.
Приехала Коляда вечером,
Привезите она дудок решето.
Поставила дудки на столе,
А сама села на углу.
Играет дудка тоненько,
Прыгайте, девочки, хорошо.
А вы, мальчики, глядите
Да девчат выбирайте.
Интересно, что рождественские обряды и игры хранятся в своем традиционном варианте и живут в сельской среде. Так, на Лепельщине и сегодня любимой забавой молодежи в рождественские праздники остается игра "Женитьба Терешки", внесенная в список нематериального культурного наследия Беларуси. Естественно, что в программе рождеству нельзя было обойти вниманием Терешку. Главный персонаж Терентий имеет мифическое происхождение. Он встречается в народной сказке и является "деревянным мальчиком", что оживает на радость бездетным родителям, а с течением времени в народном сознании превращается в опекуна, советника.
Сама по себе игра "Женитьба Терешки" очень интересная. По сути это свадебно-театральное дело, что сочетает театр, пение, танцы, музыку, импровизацию. Со стороны старших выбирают "батьку" и "мать", которые следят за порядком проведения обряда, ритуально-обрядовым угощением и общим весельем.
Отец поет такую песню:
Я старичок еще ничего,
Посадил пшеничку много,
А пшеничка вся колосится,
За мной девки все носятся.
Глубинная суть обрядовой игры заключается в возможности для молодежи познакомиться, найти себе пару. Интересно, что в "Терешке" нет зрителей и исполнителей, все являются ее участниками. И как показывает практика, довольно часто пары, образовавшиеся для шуточного свадьбы, потом создают настоящие семьи.
Так, после празднования Рождества солнце "поворачивается на лето", день становится длиннее, а мы начинаем ждать весны.
Марина ВЕСЕЛУХА.
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/author/maryna-vesyaluha
[2] https://zviazda.by/ru/gistoryya-i-etnagrafiya
[3] https://zviazda.by/ru/kaleydaskop
[4] https://zviazda.by/ru/teletydzen
[5] mailto:vesіaluha@zvіazda.by
[6] https://zviazda.by/ru/tags/belarus-3
[7] https://zviazda.by/ru/tags/naperad-u-minulae
[8] https://zviazda.by/ru/tags/kalyady
[9] https://zviazda.by/ru/tags/teletydzen