Вы тут

Договор о создании ЕАЭС:шаги навстречу


Более того, Минск продолжает отстаивать свою позицию об организации взаимной торговли между партнерами по ЕЭП без изъятий и ограничений, заявил начальник главного управления внешней экономической политики Минэкономики Беларуси Роман Бродов.

Понятные условия для бизнеса

«Напомню, что принцип торговли без изъятий и ограничений задекларирован и подтвержден ранее подписанными главами Беларуси, Казахстана и России интеграционными документами. Этот принцип должен быть реализован применительно ко всем сферам взаимной торговли, в том числе в нефтегазовой сфере. Однако на практике он остается до конца не реализованным, пока существуют квоты на поставку нефти и пошлины на экспорт нефтепродуктов», — отметил руководитель управления Минэкономики.

Поэтому Белорусская сторона не согласна с предложениями партнеров по создающемуся Евразийскому экономическому союзу о возможности введения в ЕАЭС специального порядка в отношении антидемпинговых мер.

Предлагается установить специальный порядок в отношении антидемпинговых и защитных мер, которые могли бы использоваться по принципу ретроактивности. То есть применение к уже ввезенным товарам задним числом антидемпинговых и защитных пошлин.

«Мы возражаем против таких инициатив, понимая, что бизнес должен иметь прозрачные и понятные условия деятельности», — подчеркнул Роман Бродов. По оценке начальника управления, вопрос пошлин является весьма чувствительным для сторон, однако определенный прогресс в переговорном процессе есть.

1-22

Уточню, что сейчас стороны согласовывают мнения по этой и другим позициям в рамках переговоров по подготовке проекта договора о создании ЕАЭС. Документ необходимо подготовить к 1 мая и вынести на рассмотрение глав Беларуси, России и Казахстана.

Единые правила в сфере услуг

Еще одной позицией, которая будет отражена в документе, Роман Бродов назвал «намерения сторон по движению к единому рынку услуг». Сегодня гарантируется применение национального режима или режима наибольшего благоприятствования в этой сфере. Будущий договор фиксирует 4 группы градации услуг в зависимости от тех позиций, от которых готовы отказаться стороны.

При этом представитель Минэкономики подчеркнул, что белорусская позиция здесь наиболее прогрессивная. «Мы предложили прийти к единым правилам в таких наиболее чувствительных сферах, как транспорт и строительство, с 1 января 2015 года», — сказал Роман Бродов. В договоре о создании ЕАЭС будет окончательно урегулирован вопрос о предоставлении национального режима в сфере гособоронзаказа в части продовольствия и вещевого снабжения, которые не составляют государственной тайны.

Понятие «субсидия» тут неуместно

Отдельно белорусская сторона уточнила свою позицию о предоставлении неких мифических субсидий между партнерами по ЕЭП. «Никаких субсидий не предусмотрено, тем более фантастических 30 млрд долларов в отношении Беларуси и Казахстана, — сказал Роман Бродов.  — Поэтому заявления, которые иногда звучат в прессе относительно того, что существует риск при создании Евразийского экономического союза увеличения неких субсидий в адрес Беларуси, как минимум непонятны». Возможно, кто-то пытается подсчитать свою упущенную выгоду, но это ошибочный подход: ведь на калькуляторе можно многое нафантазировать, однако это не будет во благо интеграции.

Представитель Минэкономики Беларуси отметил, что все партнеры по интеграции в рамках «тройки» делают взаимные уступки: «Все это осознанный результат договоренностей».

Роман Бродов напомнил, что значительные уступки в процессе интеграции были сделаны и с белорусской стороны. В Таможенном союзе Беларусь согласилась на значительное повышение ставок ввозных таможенных пошлин на легковые автомобили. Это миллиарды долларов дополнительной реальной нагрузки на платежный баланс. Беларусь одномоментно и в полном объеме взяла на себя обязательства Российской Федерации перед ВТО, что повлекло риски и потери для белорусских производителей, которые связаны прежде всего со снижением таможенно-тарифной защиты общего рынка. Происходит снижение прямых дотаций агропромышленному комплексу, в том числе через механизм сокращения субсидирования промышленных предприятий.

Также начальник управления подчеркнул, что введение с 1 января 2013 года унифицированных тарифов осложнило финансовое положение отдельных организаций и отраслей экономики, особенно с высокой транспортной составляющей в стоимости продукции (строительство, сельское хозяйство, лесная и деревообрабатывающая промышленность), поскольку привело к резкому росту тарифов на внутриреспубликанские перевозки грузов. Отдельно стоит вопрос введения утилизационного сбора в Российской Федерации и необходимость в этой связи симметричных действий с белорусской стороны. В таких случаях рассуждать понятиями «субсидия» нельзя, иначе возникает заблуждение, что мы друг другу останемся должны, считают специалисты Минэкономики Беларуси.

Как известно, Евразийский экономический союз, в который планируют войти Беларусь, Казахстан и Россия, должен заработать с 1 января 2015 года. Декларация о ЕАЭС была подписана президентами трех стран в ноябре 2011 года. Документ предполагает, что конечной целью интеграции является создание Евразийского экономического союза. Проектом договора определено, что высшим органом ЕАЭС станет высший совет, который будет состоять из глав государств — членов Евразийского экономического союза. Заседания высшего совета будут проводиться не реже двух раз в год.

Предполагается, что для решения неотложных вопросов деятельности союза может быть созвано внеочередное заседание высшего совета, инициатором которого может выступать любое государство, входящее в Евразийский экономический союз. Одним из коллегиальных органов Евразийского экономического союза будет совет союза, в состав которого войдут премьер-министры Беларуси, России и Казахстана. Заседания совета союза будут проводиться не реже четырех раз в год.

Сергей КУРКАЧ.

 

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Старт акцыі «Нашы дзеці» будзе дадзены 16 снежня

Старт акцыі «Нашы дзеці» будзе дадзены 16 снежня

Мерапрыемства пачнецца на Віцебшчыне.

Грамадства

Плацяжы за «камуналку»: ёсць нюансы

Плацяжы за «камуналку»: ёсць нюансы

Карэкціроўкі па аплаце жыллёва-камунальных паслуг закрануць чатыры катэгорыі жыхароў.