Вы тут

Из Вильнюса в Ригу... через Афины и Рим


На что реально рассчитывать подписавшим ассоциацию с ЕС?

Почти три часа в пути и больше года разделяют Вильнюс и Ригу. Если в первом случае речь идет о географической характеристике, то во втором — о председательстве государств  в Совете ЕС.

 Литовское председательство в ЕС, а именно Вильнюсский саммит Восточного Партнерства (ВП), должно было стать визитной карточкой Литвы. Однако приоритетнее для литовского правительства оказались индивидуальные цели — смена имиджа «постсоветского государства, находящегося на задворках Евросоюза» за счет проведения исторического ноябрьского саммита ВП. Именно на нем планировалось подписание соглашения об ассоциации с Украиной. Это событие действительно оказалось историческим по причине последующей гражданской войны в Украине и понимания неэффективности стратегии нынешней программы добрососедства ВП.

Справедливости ради следует отметить, что рабочая программа на полугодие председательства государств в Совете ЕС включает разнообразные другие вопросы: снижение уровня безработицы, содействие укреплению экономики ЕС, развитие программ добрососедства и другие. Однако для Беларуси интересно прежде всего развитие программ внешней политики ЕС.

Позиция ЕС в отношении государств — участниц ВП однозначна. Брюссель продолжает повторять, что Евросоюз не готов оказать финансовую помощь и предоставить другие «пряники» для поддержки ассоциации с ЕС.

1-28

На что же реально стоит рассчитывать подписавшим соглашения об ассоциации?

Минимальный рубеж для того, чтобы получить полноправное членство в ЕС, оценивается в 10 лет. Европейская интеграция рушит иллюзорность спасительного образа европейского объединения и предлагает лишь «удочку» в виде программ и технологий для модернизации производств и улучшения экономической ситуации в государствах. Реалии сотрудничества между, например, Украиной и представителями европейской интеграции, по выражению чиновников из Евросоюза, не в «покупке» Украины субсидиями и дотациями. Строгая отчетность бюджета ЕС, расписанного на следующие 7 лет, и внутренние экономические проблемы просто не позволят ЕС финансировать украинский выход из кризиса или решение экономических проблем иных государств – нечленов ЕС.

Изменится ли внешняя политика ЕС в ближайшем будущем? Попробуем ответить на этот вопрос на основе анализа повестки председательства стран в союзе.

В зависимости от стран-соседок председательствующего государства разнится и проводимая ими политика. Государства-председатели Совета ЕС движутся от акцентов на внутриевропейских вопросах (Греция, Италия) к решению внешнеполитических задач (Латвия). Что касается вектора Европейской политики соседства, то он смещается с восточного (Литва, Латвия) на южный (Греция и программа добрососедства со средиземноморскими государствами) и наоборот.

Среди задач председательствующей с 1 июля 2014 года Италии будет сближение стран ВП, в том числе Беларуси, с ЕС, подготовка к заключению продвинутого соглашения о партнерстве между Казахстаном и ЕС. Это уже не первый двусторонний документ между Казахстаном и Евросоюзом. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан с одной стороны и европейскими сообществами и их государствами-членами с другой стороны вступило в силу с 1999 года. В отношении Беларуси в 1995 году было подготовлено и подписано аналогичное соглашение, которое так и не вступило в силу.

Суммируя публичные заявления латышских политиков, латвийское председательство в ЕС будет отличаться от ультимативной риторики Литвы, зарабатывающей себе значимость недальновидной внешней политикой, ориентированной на скорый результат, выгодный прежде всего престижу Литвы как государства — члена ЕС, без учета собственных стратегий государств ВП. К Рижскому саммиту «Восточного партнерства» следует ожидать переориентацию курса внешней политики ЕС на Среднюю Азию. Такое предположение подтверждает президент Союза журналистов Латвии, заместитель главного редактора газеты «Неткарига рита авизе» Юрис Пайдерс в интервью порталу RUBaltics. Внешнеполитический курс государств Евразийского союза (ЕАЭС) также закономерно движется в сторону налаживания сотрудничества со среднеазиатским регионом. Взаимодействие государств в этом регионе и покажет, насколько были учтены уроки украинского кризиса, смогут ли два объединения скоординировать свои действия на экономических рынках этих государств и не оказаться на стыке очередного «ценностного разлома»?

Алеся Воробьева.

Выбар рэдакцыі

Грамадства

«Сацыяльная зніжка» — каму і на што? Як купіць прадукты танней на 10 %

«Сацыяльная зніжка» — каму і на што? Як купіць прадукты танней на 10 %

На зніжку могуць разлічваць пенсіянеры, шматдзетныя сем'і і.

Палітыка

Андрэй Савіных: Якасць абраных стратэгій не правяраецца ў ідэальных сітуацыях

Андрэй Савіных: Якасць абраных стратэгій не правяраецца ў ідэальных сітуацыях

Беларускі парадак дня нікому не дае расслабіцца, час не дазваляе.

Грамадства

Экстраная дапамога. Як працуе Цэнтр аператыўнага кіравання МНС

Экстраная дапамога. Як працуе Цэнтр аператыўнага кіравання МНС

Дзяжурныя службы — вушы і вочы Міністэрства па надзвычайных сітуацыях. 

Палітыка

Пасол Беларусі ў КНР: З 1992-га тавараабарот з Кітаем вырас больш як у 130 разоў

Пасол Беларусі ў КНР: З 1992-га тавараабарот з Кітаем вырас больш як у 130 разоў

Наперадзе юбілей беларуска-кітайскіх адносін — 30 гадоў.