Украинский кризис разделил мир, разделил страны, разделил даже многие семьи. Почти никто не остался в стороне: военные, политики, экономисты, эксперты, простые обыватели. Особым вызовом он стал для медиасообщества. Журналисты, лишенные возможности сохранять объективность в силу эмоциональных, идеологических и иных мотивов, очень часто стали выходить за пределы поля профессиональной этики в стремлении найти или донести до аудитории подтверждение своей правоты.
Мир после украинского кризиса никогда не будет прежним. Многие говорят о том, что украинские события создают принципиально новую геополитическую, экономическую и культурную ситуацию на постсоветском пространстве. Так ли это на самом деле и каким будет мир завтра?
Ответы мы искали у экспертов Беларуси, Казахстана, России, Таджикистана.
Юрий Крупнов, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, Россия
3
Украинский кризис, вне всякого сомнения, является важнейшей вехой для всего постсоветского пространства, а может, и мира. Очевидно, что Россия фактически находится в состоянии войны. Она может это признать или не признать, но не может отменить. Никакими уступками и локальными оборонами ситуацию уже не вернешь назад к февральской. Слабость, вакуум силы и умиротворение агрессора всегда приводило и приведет исключительно к провоцированию агрессии.
С другой стороны, необходимо не замыкаться на одной лишь Украине, а видеть весь наш регион в комплексе. Скажем, в Центральной Азии проникновение США и Великобритании с афганского военно-стратегического плацдарма в страны бывшей советской Средней Азии на порядок больше, чем в Украине. Последствия дестабилизации этого региона тоже могут быть на порядок тяжелее, чем те, что мы видим вокруг Украины. Поэтому с позиции России следует признать, что борьба сегодня идет не за Украину, а за Евразию.
Поражение России в этой борьбе будет означать глубокую дестабилизацию всего постсоветского пространства. И фактически — конец
надежды на достойную жизнь не только для России, но и для Беларуси, Украины, Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана и других стран региона.
Однако поражение такое не предопределено. У России есть возможность и мобилизоваться, и быстро провести перестройку экономики, выйти на новый уровень развития производительных сил. Конечно, такой поворот будет включать и переформатирование элит, что всегда воспринимается крайне настороженно. Но если это не произойдет с подачи самого российского руководства, то их неизбежно переформатируют страны Запада через санкции, подкуп, разжигание розни и недовольства.
Поэтому переход на мобилизационный режим российского государства — это вопрос политического решения и последовательных управленческих усилий.
Программа действий России в этих новых условиях проста. Во-первых, нужна кооперативная — но при лидерстве России — доктрина о том, что евразийское пространство — это пространство исключительных интересов народов Центральной и Северной Евразии, и любое вмешательство в эти интересы со стороны заокеанских и иных держав рассматривается как агрессия.
Это новая доктрина и новое мировоззрение будет означать начало реального строительства Евразийского союза, а не надстроечных бюрократических структур типа ЕАЭС, Таможенного союза и других.
Затем Россия должна взять последовательную линию в отношении Донецкой и Луганской народных республик. Не надо их никуда включать или вводить войска; но Россия могла бы их признать.
Нужно создавать ставку верховного главнокомандования, мобилизовывать элиты. Поскольку мы уже находимся в состоянии войны, в этой ставке должно быть два штаба. Первый — это ответы на все формы агрессии, не обязательно в виде танковых армад и ракетного удара, это и проведение спецопераций и прочее. Второй штаб должен разобраться с диспаритетом в экономике, где любая санкция со стороны Запада может нас ввести в коллапс.
Мурат Лаумулин, независимый эксперт, Казахстан
4
В Центральной Азии сохраняется патовая ситуация в интеграционных процессах, реализации совместных водно-энергетических и экономических проектов и коллективном обеспечении безопасности. Это следствие разновекторности внешнеполитических предпочтений тех или иных государств региона.
В краткосрочной перспективе на безопасность и международное положение стран Центральной Азии, в том числе Казахстан, сильнейшее влияние будет оказывать ухудшающаяся геополитическая ситуация в сопредельных регионах. Нельзя исключать втягивания стран региона в зону турбулентности.
С одной стороны, появилась перспектива усиления конкуренции между Китаем, Россией и Западом за доступ к ресурсам региона и их транспортировки. С другой, следует ожидать неизбежного увеличения доли Китая в экономике государств региона. А с третьей — есть искушение использовать растущий интерес Китая к ресурсам для того, чтобы добиться определенных уступок со стороны России или западных компаний.
Серьезную проблему для государств Центральной Азии представляет растущая нестабильность и непредсказуемость развития социально-политической ситуации. Для государств региона это связанно с необходимостью вносить серьезные коррективы в свою политику и отрабатывать новые механизмы социальной мобилизации. Серьезную проблему представляет отсутствие механизма преемственности власти, катастрофическое снижение эффективности управления и фактическая недееспособность практически всех властных институтов.
Кроме того, в 2014 году должен завершиться процесс вывода американских войск из Афганистана, что прямым образом повлияет на безопасность Центральной Азии. Однако можно предположить, что американское военно-стратегическое присутствие в этой стране сохранится, хоть и в ограниченном объеме.
С большой долей вероятности можно предсказать не только неспособность афганских национальных сил обеспечить безопасность в стране, но обострение военно-политической ситуации (скорее всего, возникновение гражданской войны на этнической основе) и возвращение к власти движения «Талибан».
При таком развитии ситуации не исключена активизация деятельности немногочисленных, но действительно террористических оппозиционных групп — узбекских, уйгурских, чеченских и других, — представляющих реальную угрозу для политических режимов России и государств Центральной Азии. Речь идет о таких группах, как «Исламское движение Узбекистана», «Акрамия», «Таблиги Джамаат», «Исламская партия Восточного Туркестана», «Жамаат моджахедов Центральной Азии» и так далее. То есть тех, кто имеет родиной своего происхождения Россию и государства Центральной Азии.
Американские долгосрочные стратегические интересы в регионе Центральной Азии выражены в желании способствовать стабилизации региона посредством его демократизации и вовлечении в процессы глобализации. Кроме того, США не намерены допускать обретение «контрольного пакета» политического влияния со стороны какой-либо другой державы (Россия и Китай).
Однако существует ряд факторов, которые способны резко активизировать политику США в Центральной Азии. Это усиление исламского радикализма и терроризма, крупномасштабный и затяжной конфликт с Ираном, чрезмерное сближение с Россией в рамках курса Владимира Путина по реинтеграции постсоветского пространства, непредсказуемая смена власти в некоторых центральноазиатских государствах.
Александр Собянин, аналитик, Россия
5
Эскалация напряженности вокруг Украины очевидна. И важной вехой стало официальное присутствие инструкторов из США в Киеве.
Практически неизбежным является то, что за данным шагом последует попытка заставить европейцев начать боевые действия против повстанцев Юго-Востока.
Вполне возможно, что попытка эта окажется успешной. По крайней мере, уже сегодня есть информация о готовности Нидерландов отправить на территорию Украины спецназ для «охоты» за Игорем Стрелковым и другими лидерами ополченцев.
Такой ход развития событий вполне укладывается в логику действий США, которые были бы рады столкнуть лбами Россию и ЕС. Россия не ставит под сомнение те рамочные договоренности, которые были достигнуты в период «перезагрузки», несмотря на некоторые тактические маневры, как, например, переговоры с Сау-
довской Аравией.
Это, конечно, не значит, что американцы смогут как-то особенно поддержать Россию. Они заинтересованы в росте напряженности. И будут работать на этот эффект по всем фронтам. Единственная гарантия, которая есть у Москвы, — это то, что сами США в войну против России не вступят.
В свою очередь, у России есть выбор — либо мобилизоваться и перейти к активной мобилизационной внутренней и внешней политике, либо же играть в «Кота Лео-
польда» и стать пассивной жертвой санкций и других шагов западных партнеров.
Андрей Шуман, аналитик, кандидат философских наук, Беларусь
6
Весь постсоветский регион испытывает сейчас самое мощное после развала Советского Союза потрясение. Нарушены практически все бывшие статус-кво как внутри региона, так и в его взаимодействии со странами Запада. Предыстория этого потрясения такова.
В декабря 2013 года в Украине началась волна социальных возмущений, вызванная разными факторами и объединившая протестующих с очень разными убеждениями. Во многом эта волна моделировалась теми, кто был заинтересован в смене политической элиты — клана так называемых «новых олигархов». Россия предпринимала при этом все возможные дипломатические шаги для того, чтобы смена власти произошла легально и с сохранением имеющегося статус-кво во взаимоотношениях с Украиной.
Однако ситуация настолько накалилась, что Виктор Янукович, президент Украины, вынужден был бежать. Оппозиционный депутат Арсений Яценюк через пару дней после бегства Януковича от имени украинского правительства подписывает ряд документов, которые принципиально меняют отношения России и Украины.
Фактически замысел Яценюка состоял в диверсификации всех экономических отношений с Россией: передача прав добычи сланцевого газа западным партнерам, продажа им национальной газотранспортной системы, признание приоритета долгов Украины странам Запада в ущерб долгам России и т.д. Это был сильный ход, который мог бы позволить Украине полностью уйти от экономической зависимости от РФ. Через неделю после подписания всех этих судьбоносных документов о намерениях Москва также решается нарушить статус-квo — уже со своей стороны. И оккупирует Крым, территорию дружественного государства.
Три месяца продолжается самая настоящая гражданская война на территории Донбасса, на которой проживает порядка семи миллионов украинцев. Это густонаселенная территория, промышленно развитая, относительно благополучная до войны. Трагедия ситуации в том, что, во-первых, Россия откровенно поддерживает вооружением и специалистами одну сторону конфликта, а во-вторых, официальный Киев не идет на переговоры с ополченцами, несмотря на значительное число жертв среди мирного населения. В политическом плане поражение Москвы в возникшем противостоянии с Западом из-за Украины сегодня становится наиболее вероятным в ближайшие несколько лет.
Это будет означать катастрофическое падение уровня жизни и безопасности для всего региона. Причем Беларусь в данном раскладе отнюдь не находится в привилегированном положении. Украина Западу интересна как сателлит без членства в ЕС. Для такого интереса есть экономические причины: природные ресурсы (сланцевый газ и прочее), дешевая рабочая сила, огромный рынок сбыта для европейских товаров и так далее.
Никаких особых экономических интересов Запада в Беларуси пока не просматривалось. Именно об этом стоит думать тем, от кого зависит принятие экспертных решений в нашей стране. Время еще есть. После обрушения всех принципиальных статусов quo региона жизнь здесь никогда не будет прежней. Все начнет только ухудшаться.
Гузель Майтдинова, исполнительный директор Центрально-Азиатского экспертного клуба «Евразийское развитие», Таджикистан
7
После развертывания украинских событий Китай переходит к принципиально новой политике в отношении Центральной Азии и всего постсоветского пространства. По сути, заявленная руководством КНР доктрина экономического пояса нового Шелкового пути представляет собой некоторый аналог доктрины государственного секретаря США Джона Хэя, известной как «доктрина открытых дверей». Еще с 1899 года американцы настаивали на том, что они должны иметь равные права доступа к рынку и ресурсам Китая с европейскими державами, пришедшими в Поднебесную раньше американцев.
Сегодня же аналогичным образом китайское руководство настаивает на признании за Пекином равных с Москвой и Вашингтоном возможностей в Центральной Азии и постсоветском пространстве. Китай считает, что Ялтинско-Потсдамская структура международных отношений разрушилась, в чем немаловажную роль сыграл «крымский прецедент», и идет активный процесс трансформации евразийского геопространства.
На международной арене появились другие стержневые государства, к числу которых относится и сам Китай, играющий одну из ключевых ролей в современной мировой политике. Одновременно Китай говорит о том, что постсоветская эпоха закончилась и теперь Поднебесная имеет все права для экспансии в регионе. При этом, правда, делаются оговорки, что Пекин будет учитывать исторические российские интересы в регионе. Однако ради этого КНР не откажется от активного продвижения своих интересов.
С другой стороны, эта политика Пекина не будет агрессивной. Для Китая главный приоритет в постсоветской Центральной Азии — защита Синьцзяна от нетрадиционных угроз, исходящих с постсоветского пространства, а также обеспечение энергоресурсами своей быстрорастущей экономики, а не контроль над центральноазиатским пространством. И Пекин будет реализовывать свои интересы, предлагая инвестиции, технологии, проекты и подкрепляя этот инструментарий кулуарной «дипломатией».
В этих условиях для России важно тесное взаимодействие с Китаем в регионе, реализация крупных совместных проектов, что позволило бы сконцентрировать огромные ресурсы. В китайской концепции нового Шелкового пути углубление сотрудничества в Центральной Азии предлагается за счет внутренних ресурсов новых государств, а также России и Китая. И России необходимо усилить много-
стороннее экономическое сотрудничество в рамках ШОС.
ШОС является стратегической опорой для центральноазиатской дипломатии Поднебесной в контексте обеспечения безопасности своего Западного края. Китай учитывает приоритеты России в постсоветской Азии в рамках ОДКБ, считает евразийскую интеграцию полезной и не противоречащей китайским интересам в регионе. Китай понимает, что евразийская интеграция даст стабильность Центральной Азии, а это означает нейтрализацию угроз, исходящих из региона, и безопасность Западного Китая.
Міжнародная спецыялізіваная выстаўка жыллёва-камунальнай гаспадаркі пройдзе ў Мінску.
У чым рухальная сіла навукі перамагаць.