По мере того, как в российско-американских отношениях нарастает напряженность из-за незавершающегося украинского кризиса, под ударом могут оказаться не только сферы торгово-экономического сотрудничества, но и взаимодействие России и США по вопросам региональной и глобальной безопасности.
Как только США объявили об ужесточении санкций в отношении России, ответ российской стороны не заставил себя долго ждать: первый заместитель председателя комитета по международным делам Госдумы РФ Леонид Калашников предложил приостановить соглашение с США о транзите грузов в/из Афганистана через так называемую Северную распределительную сеть (СРС).
СРС была специально разработана в 2008 году Центральным командованием США (US CENTCOM) для организации запасного варианта снабжения военной миссии в Афганистане. СРС начала функционировать в 2009 году на основе соглашений, подписанных США (а впоследствии, НАТО и другими странами-партнерами ІSAF) с правительствами государств Европы (включая Россию), Кавказа и Центральной Азии. После охлаждения отношений между США и Пакистаном с 2011 года СРС стала практически единственным логистически возможным маршрутом по снабжению контингента ІSAF в Афганистане, т.к. пакистанский маршрут стал недоступен по двум причинам.
С целью углубить уровень сотрудничества с США по вопросам безопасности Россия в марте 2012 года приняла решение создать в рамках СРС транзитный центр (логистический пункт) НАТО в Ульяновске для обеспечения контингента Международных сил содействия безопасности / НАТО в Афганистане. При этом непосредственное участие в продвижении этого проекта приняли ОАО «Российские железные дороги», российская транспортная компания «Волга-Днепр» и американская частная военная компания Kellog Brown & Root.
Он является важным узлом СРС, который позволяет переваливать натовские грузы, идущие в направлении Афганистана, с железной дороги на сухопутный и авиатранспорт и наоборот — из Афганистана. Предполагается, что через него должна выводится натовская техника и военнослужащие после окончания военной миссии в Афганистане в конце 2014 года.
В рамках СРС существует три маршрута снабжения:
1) Северный: Прибалтика — Беларусь — Россия — Казахстан — Узбекистан — Афганистан;
2) Южный: Грузия — Азербайджан — Казахстан — Узбекистан — Афганистан;
3) Так называемый ККТ, который частично соответствует Северному: Прибалтика — Беларусь — Россия — Казахстан — Кыргызстан — Таджикистан — Афганистан.
Очевидно, что, как только Россия попытается свернуть проходящие через свою территорию маршруты СРС, США сразу же переориентируют грузовые потоки на Южный маршрут. Но даже если предположить, что Россия использует свое влияние на Казахстан для того, чтобы приостановить транзит через Южный маршрут, у США сохраняется еще одна опция.
Практически с самого начала украинского кризиса, приведшего к обострению отношений и потери доверия между США и Россией, американское военно-политическое руководство просчитало риск, связанный с возможным сворачиванием Россией афганского транзита через СРС. Тогда же впервые в СМИ появилась информация о том, что США ведут тайные переговоры с Ираном по поводу организации запасного маршрута вывода американских войск через иранский порт Чахбахар.
И хотя эта информация никак не комментировалась официальными источниками, основанием для ее появления стал интенсивный процесс нормализации отношений между США и Ираном, который можно наблюдать на протяжении последнего года.
Но самая главная причина, по которой Россия вряд ли пойдет на сворачивание СРС, — это коммерческая выгода, которую получают российские компании, осуществляющие транзит. Их прибыль оценивалась около $1 млрд в год в период между 2012 и 2013 годами. Соответственно, можно говорить о сопоставимых суммах в период вывода войск из Афганистана.
Однако есть еще один важный момент. Практически все государства — члены ОДКБ (кроме Армении) участвуют в транзите натовских грузов через свою территорию. И хотя каждое государство — член ОДКБ принимало решение об участии в СРС самостоятельно (то есть в рамках ОДКБ не проводилось специальных консультаций по этому вопросу), Россия не может свернуть в одностороннем порядке транзит через свою территорию, так как это также затрагивает экономические и внешнеполитические интересы других государств ОДКБ, участвующих в СРС, — Беларуси, Казахстана и Таджикистана.
Арсений Сивицкий,
директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований.
Сумесныя праекты ядзерных тэхналогій.
У парадку дня — зацвярджэнне Канцэпцыі нацбяспекі і Ваеннай дактрыны.