Вы тут

Завершить нельзя затянуть


Как на вьетнамский текстиль и белорусские машины может повлиять соглашение о Транс-тихоокеанском партнерстве

С 25 по 27-ое октября в Сиднее прошел уже двадцать второй по счету раунд переговоров по Транс-тихоокеанскому партнерству (ТТП). Несмотря на то, что министры 12 стран —участниц переговоров в совместном заявлении отметили достижение значительного прогресса по вопросу о тарифах и унификации торговых правил, компромисс между США и Японией так и не был достигнут. А это значит, что окончательный срок подписания соглашения снова будет перенесен.

Читайте ещё:

 

Афганистан: новый этап

Евразийское развитие вместо войны с терроризмом

Держать порох сухим

Символизм в дипломатии

Большая игра или большая сделка?

Страна, открытая для всех

 

 

История ТТП начинается с 2005 года, когда Бруней, Сингапур, Чили и Новая Зеландия заключили соглашение, вступившее в силу в 2006 году. С 2008 года о намерении присоединиться к интеграционному объединению заявили США, Вьетнам, Австралия, Перу. С 2010 года к переговорному процессу подключилась Малайзия, с 2012 года — Канада и Мексика, а с 2013 года — Япония. Само актуальное соглашение, судя по всему, довольно сильно отличается от первоначального текста, подписанного Брунеем, Чили, Сингапуром и Новой Зеландией. Если в первоначальном тексте насчитывается только 19 глав, то в обсуждаемом соглашении, по некоторым данным, их уже 29.

30-5

Потенциальные члены Транс-тихоокеанского партнерства:

 — в состоянии переговоров;  — объявлена заинтересованность в присоединении;  — возможные будущие члены.

Данный документ обращает на себя внимание, прежде всего, широким спектром регулируемых отношений: помимо норм об отмене барьеров, в т.ч. и таможенных на пути товаров и услуг в рамках ТТП, соглашение предусматривает также и снижение роли государства в управлении экономикой, разгосударствление, установление стандартов в области трудовой и природоохранной деятельности, жесткие нормы по защите прав интеллектуальной собственности, главенство норм соглашения над нормами национального законодательства, установление арбитражного суда, в котором юридические лица смогут подавать иски против государств-партнеров.

Выступая на открытии пленарного заседания, австралийский министр торговли Эндрю Робб заявил о достижении большого прогресса и о том, что работа ведется для того, чтобы заключить соглашение до конца этого года.

Очевидно, что влияние объединения не ограничится только странами-участницами. Несмотря на заявления Барака Обамы в апреле прошлого года о возможности присоединения Китая к ТТП и недавнее заявление китайского замминистра финансов о том, что «ТТП не полно без Китая», скорее всего, Китай окажется за бортом этого союза. Возможно, Пекину будет предложена схема ТТП+1. В этом случае можно ожидать падение товарооборота КНР со странами тихоокеанского партнерства. Однако ряд экспертов отмечает, что ТТП несет для Китая не только вызовы, но и перспективы, поскольку может подготовить почву для создания в азиатско-тихоокеанском регионе зоны свободной торговли, которой с успехом воспользуется и Китай.

Влияние ТТП на экономику Китая стоит учитывать и странам — членам ЕАЭС при разработке долгосрочной стратегии сотрудничества с КНР. Также стоит напомнить о том, что с одной из стран — участниц переговоров по ТТП, а именно с Вьетнамом, в ближайшее время будет подписано соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС. Вступление в ТТП уже сказывается на структуре вьетнамской экономики. Например, проводится курс на акционирование госпредприятий. Также присоединение Вьетнама окажет влияние и на структуру вьетнамского экспорта, в том числе на рынки ЕАЭС.

Если говорить о конкретном влиянии на белорусскую экономику, можно вспомнить, что, по некоторым данным, на страны ТТП сейчас приходится почти 60% от общего объема вьетнамского экспорта текстиля. В настоящее время вьетнамский текстиль в США облагается таможенной пошлиной в размере около 18%. Вступление в ТТП означает отмену этих пошлин. Однако правила ТТП предполагают нулевую таможенную пошлину лишь на товары, произведенные из местного сырья или из сырья стран — членов ТТП, а текстильная промышленность СРВ до 46% сырья получает из стран, не являющимися членами ТТП, — в основном из КНР и Республики Корея. Очевидно, что выход из ситуации вьетнамские текстильные предприятия будут искать как в использовании альтернативного сырья местного производства, так и в закупке сырья у стран — участниц ТТП (например, у США). Вполне вероятно, что ряд предприятий СРВ не будет обрывать сложившиеся торговые цепочки с КНР и Южной Кореей и будет продолжать производить из китайского и корейского сырья продукцию, которую, если учитывать американский текстильный протекционизм, не впустят на американский рынок даже при условии завышенных таможенных пошлин. Следовательно, производители такой продукции будут выходить на другие рынки — например, на рынки Европейского союза, Беларуси, России и Казахстана. А значит, белорусский потребитель получит возможность покупать довольно больше дешевого и высококачественного вьетнамского текстиля, а белорусским производителям стоит загодя побеспокоиться о стратегии конкурентной борьбы, т.к. упование только на административные меры по защите от конкурентов — путь контрпродуктивный.

Второй пример может быть связан с экспортом белорусской сельхозтехники в страны Азии и Латинской Америки. В настоящее время американские производители бьют тревогу по поводу сокращения продаж в США тракторов на 37%, комбайнов — на 28%. Учитывая то обстоятельство, что США рассматривают ТТП как способ удвоения американского экспорта, можно предположить, что американские производители сельхозтехники воспользуются преимуществами ТТП для экспорта своей продукции в такие страны — участницы ТТП, как Вьетнам, Мексика, Перу, и в сопредельные с ними страны. Это может повлиять на белорусский экспорт, особенно если учесть то обстоятельство, что в последние годы растет конкуренция в сфере производства сельхозтехники и со стороны стран Азии.

Глеб ШУТОВ.

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Больш за 100 прадпрыемстваў прапанавалі вакансіі ў сталіцы

Больш за 100 прадпрыемстваў прапанавалі вакансіі ў сталіцы

А разам з імі навучанне, сацпакет і нават жыллё.

Эканоміка

Торф, сапрапель і мінеральная вада: якія перспектывы выкарыстання прыродных багаццяў нашай краіны?

Торф, сапрапель і мінеральная вада: якія перспектывы выкарыстання прыродных багаццяў нашай краіны?

Беларусь — адзін з сусветных лідараў у галіне здабычы і глыбокай перапрацоўкі торфу.

Грамадства

Адкрылася турыстычная выстава-кірмаш «Адпачынак-2024»

Адкрылася турыстычная выстава-кірмаш «Адпачынак-2024»

«Мы зацікаўлены, каб да нас прыязджалі».