Вы тут

Забытые лица великой войны


Совсем немного времени прошло с тех пор, как мы с замиранием сердца смотрели картину «Брестская крепость», которая стала одной из культовых для отечественного кинематографа. Реальные события, подвиги настоящих героев, зрелищные сцены боев — едва ли найдутся те, кто остался равнодушным к этому фильму. Однако совсем скоро, в феврале будущего года, на экраны выйдет новая картина от создателей «Брестской крепости» — фильм «Батальон», снятый о событиях Первой мировой войны. Гости минского международного кинофестиваля «Лістапад» смогли первыми увидеть отрывок из новой картины, а также пообщаться с его создателями. Фильм, как и его полюбившийся зрителям предшественник, снят Телерадиовещательной организацией Союзного государства (ТРО Союза).

18-16

В ленте повествуется о начале 1917 года, событиях после февральской революции. Тогда солдаты уже не хотели сражаться на фронтах Первой мировой войны — они считали ее проигранной. Мужчины мечтали о том, как будет делиться земля после совершившейся революции. Солдаты не понимали, зачем воевать с противником, который уже и сам не хочет воевать. По территории Беларуси, с севера на юг, уже 800 дней проходила линия фронта. Бойцам хотелось уйти домой, но враг по-прежнему стоял на их земле...

Читайте ещё:

 

Дмитрий Богославский: «Вопросы задаю в космос»

Диалоги через кино

Минск готовится к большому кино

Сотрудничество в формате искусства

 

 

Для того, чтобы поднять боевой дух армии, вдохновить солдат на новые сражения, в марте 1917 года военный министр Временного правительства Александр Керенский создал несколько «батальонов смерти», служить в которых стали женщины разных сословий. Они прошли курс молодого бойца, приняли присягу (а это значит, получили погоны) и пришли воевать.

Когда смотришь эту картину, в который раз понимаешь, что у войны не женское лицо. Женщины странно смотрятся в военной форме. В руках они держат оружие, но так хотелось бы вместо этого видеть их качающими детские колыбели. В длинных серых шинелях, с заплаканными глазами, среди грязных окопов они пытаются справиться с тем, что выпало на их хрупкие плечи. Они сражаются за Родину так, как сражались бы за своего родного ребенка.

Одно из их оружий — молитва. То и дело рефреном в фильме можно услышать такие слова: «Господи, Боже Всесильный, всех уповающих на милость Твою не оставляй, но защищай их». Это и вселяет надежду, и еще больше подчеркивает нелепость происходящего, когда матери, жены, дочери должны воевать. Это противоречит самой жизни.

Особенно трогает один из кульминационных моментов картины, когда женщины, поняв, что они с двух сторон окружены врагом, начинают прощаться друг с другом...

«Батальоны смерти» сражались на территории белорусской Сморгони. Поэтому несколько раз съемочная группа проводила съемки именно здесь.

Вместе с режиссером картины Игорем Угольниковым работал креативный продюсер фильма «Батальон» (как и «Брестской крепости») Евгений Айзикович. Он рассказал гостям «Лістапада», как родилась идея картины:

— С Игорем Угольниковым я делаю уже третий или четвертый фильм. Кстати, «Брестская крепость» возникла с детской мечты, с книги, подаренной Игорю его отцом, — «Брестской крепости» Сергея Смирнова. Постепенно эта детская мечта трансформировалась, развивалась, была поддержана другими людьми и наконец-то выросла в фильм. Я также видел, с чего начинался «Батальон». После «Брестской крепости», очень сложного и выматывающего фильма, Игорь Станиславович сказал, что никогда больше не будет снимать фильмы о войне, но если найдутся силы, лет через десять снимет военную комедию... Однако наступило 100-летие с дня начала Первой мировой, мы отсматривали много хроники. И Игорь увидел стоящих девочек, о которых совсем ничего не было известно, — эти кадры заинтересовали нас своей живостью, мы даже стали выяснять, как складывались судьбы героинь. Среди них была княжна, которая поступила в батальон вопреки велению своего отца. Сначала она была разведчицей в частях, а потом вступила в батальон. И погибла она в Москве во время боев уже с большевиками. Игоря зацепили кадры, где девочка начала маршировать. Он сказал, что это очень трогательный, невероятный материал для фильма. Это те люди, которые пожертвовали своей красотой и своим женским обаянием. Постепенно из этого начал вырисовываться сценарий, находились все новые и новые кадры. Я думаю, что фильм, который получился, на всех, сидящих в зале — и мужчин и женщин — произведет такое впечатление, что, выходя, они будут еле сдерживать слезы.

Даже по трейлеру, увиденному на «Лістападзе» понятно, что фильм не из легких. Как и не может быть простым восприятие этой далекой, не совсем известной нам войны. Открывая ее забытые страницы, мы сами становимся другими.

В главных ролях картины Мария Аронова, Мария Кожевникова, Янина Малинчик (Беларусь), Ирина Рахманова, Марат Башаров и другие. Евгений Айзикович рассказал, как подбирали героинь:

— В фильме принимают участие многие выдающиеся актрисы российского кино. Но одна актриса белорусская — Янина Малинчик из брестского театра. На роль девушки, которая в фильме колоритно сжимает кочергу, мы искали мощную красавицу. На эту роль пробовались несколько девушек из МХАТа. Но вот пришла Янина Малинчик и сыграла так, что больше вопросов, кто исполнит эту роль, не оставалось. Я думаю, что в феврале, когда фильм выйдет на экраны, мы получим новую звезду мирового класса. Которая, к тому же, готова на все (лезть в холодную воду, нести на себе 60 килограммов оружия) и потрясающе играет.

Фильм «Батальон» о тех женщинах, которые воевали наравне с мужчинами. Некоторые из них погибли. Других предали забвению. Память о некоторых из них восстановлена в этой картине.

Новый художественный фильм — не единственный продукт Телерадиовещательной организации Союзного государства, посвященный событиям Первой мировой войны. Еще один их яркий проект — киноальманах «WW1» («Первая мировая война»). Игорь Угольников рассказал об этой грандиозной задумке и проблемах в ее реализации:

— В этом альманахе разные новеллы будут представлять кинематографисты стран-участниц Первой мировой войны. Сложный проект, мы его делаем уже два года. Не все так просто, в том числе в связи с современной ситуацией, поэтому у нас возникли новые проблемы. Но это не значит, что проект не выйдет. Мы его выпустим, чуть позже «Батальона». В этом фильме свои новеллы представили Турция, Сербия, Германия, Франция, Канада, Англия, Россия и Америка. Эти страны были по разные стороны фронта. Но это не значит, что они не должны говорить об этой войне.

Зрителям «Лістапада» представили одну из новелл, немецкую, по-своему трагично повествующую о тех далеких событиях. Часто на войне не бывает однозначно положительных или отрицательных героев. Ведь даже у злодеев есть семьи, которые ждут их домой. В новелле повествуется о немце Готлибе, который непосредственно причастен к созданию газового оружия. В то время как солдаты армии противника корчатся от предсмертного удушья, отравленные газом, он пишет письмо своей жене:

«Дорогая Софи! Война — это ад. Последние месяцы мы провели в окопах, ожидая смерти. Многие уже умерли. У нас нет сил похоронить их, как положено. Нас все время окружают болезни и смерть. Нам нужна надежда, чтобы выжить. Одна искра надежды наконец достигла нас — газ. Действует ужасно, бесчеловечно. Британцы страдают, и я тому виной. Что я за человек такой стал?.. Я молюсь, чтобы Бог вынес мне приговор по числу тех жизней, что я спас, а не тех, что я погубил. Скажи детям, как сильно я их люблю. Твой любящий муж Готлиб».

Контраст войны и мира (о котором лишь мечтают бойцы) подчеркивается в развязке новеллы. Два солдата из враждующих армий встречаются лицом к лицу. Первая их мысль — убить друг друга. Но воинский долг сменяется жаждой милосердия. Они не стреляют. Солдаты становятся почти приятелями, стоя у окровавленной, но еще живой собаки. Они вместе принимают решение завершить ее мучения. Дружеское пожатие рук, во время которого выяснится, что один из этих двоих — Готлиб... Он все же умирает от пули в спину, выпущенной новым приятелем-противником, который не смог простить ему создание смертоносного оружия...

На ТРО Союза создали также документальный продукт — цикл «Энциклопедия Первой мировой». Зрителям «Лістапада» представили документальный фильм «Черная рука». Мир узнал о «Черной руке» в 1914 году, когда эта сербская организация осуществила покушение на эрцгерцога Франца-Фердинанда, что привело к началу Великой войны. В фильме раскрываются сенсационные подробности причастности «Черной руки» и к перевороту, произошедшему весной 1941 года в Югославии. Он позволил Сталину оттянуть начало войны на целый месяц. Главной фигурой международной интриги стал советский военный разведчик Мустафа Голубич, чье имя было связано и с «Черной рукой», и с ликвидацией Льва Троцкого, за что он получил звание Героя Советского Союза.

Фильмография картин о Первой мировой войне серьезно пополнилась, благодаря работе Телерадиовещательной организации Союзного государства. Главная интрига будущего года — будет ли «Батальон» иметь такой же успех, который имела первая картина его создателей — «Брестская крепость»?..

Варвара ГОМАН.

 

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Настрой цудоўнай і лёгкай вясны стварылі ў гандлёвым цэнтры «Сталіца»

Настрой цудоўнай і лёгкай вясны стварылі ў гандлёвым цэнтры «Сталіца»

Напярэдадні Міжнарожнага жаночага дня Белаларускі саюз жанчын і канцэрн «Беллегпрам» правялі святочнае мерапрыемства «Настрой — Вясна».

У свеце

Каменданцкія часы. Чым падаграецца глабальная пратэсная хваля?

Каменданцкія часы. Чым падаграецца глабальная пратэсная хваля?

Людзі стаміліся ад лакдаўну і беспрацоўя і выходзяць на пратэсты, а надзея перамагчы пандэмію ўсеагульнай вакцынацыяй, падобна, растае на вачах: прэпараты па-ранейшаму недаступныя ўсім ахвотным і ў найбліжэйшы час сітуацыя наўрад ці зменіцца.

Грамадства

«Тут быў...» Што пісалі пяцьсот гадоў таму на сценах і камянях

«Тут быў...» Што пісалі пяцьсот гадоў таму на сценах і камянях

Іна Калечыц — першы і пакуль адзіны спецыяліст у Беларусі, які займаецца эпіграфікай.