Вы тут

Упс-дети на арене, или История хулиганистого цирка


На представлениях этой цирковой трупы всегда царит радость, смех и... удивление. Удивление от того, что артисты — дети, что все они с непростой судьбой, но при этом не выглядят несчастными, а даже наоборот: счастливые, озорные и немного безбашенные. «Упсала-цирк» — российский социальный проект, который направлен на адаптацию детей, входящих в группу социального риска. Ничего подобного в Беларуси еще нет, и потому эта организация будет интересна не только любителям веселых и восхитительных зрелищ, но и специалистам, которые работают с «трудными» детьми.

Несколько лет назад группа санкт-петербургских энтузиастов начала работу с беспризорниками, обучая детей акробатике, жонглированию и актерскому мастерству. Долгое время своеобразная цирковая трупа была «бродячими артистами»: гастролировали с мая по сентябрь, выступая в шатре шапито. Сегодня коллектив цирка имеет собственное здание, гастролирует по всей России и Западной Европе, а его необычные спектакли всегда пользуются аншлагом. Многие дети, с которыми работали волонтеры «Упсала-цирка», нашли свое призвание и изменили свою жизнь. О том, как родился и развивался этот необычный проект, рассказала директор «Упсала-цирка» Лариса АФАНАСЬЕВА.

Processed with VSCOcam with t1 preset

Директор «Упсала-цирка» Лариса АФАНАСЬЕВА:  «Каждый шаг нашего становления был отважной историей».

— Если говорить об истории, то идея создания нашего проекта принадлежит Астрид Шорн, гражданке Германии, — рассказывает директор цирка. — Пятнадцать лет назад она была еще студенткой, и ее университетом была поставлена задача не только придумать, но и воплотить дипломные проекты для детей из групп социального риска. Когда она приехала в Санкт-Петербург, то увидела огромное количество детей, которые замещают невнимание родителей и непонимание их потребностей уличным драйвом и адреналином. Тогда она поняла: чтобы привлечь внимание этих детей, необходимо придумать что-то очень яркое. Цирк совмещал в себе все необходимое: и красочность, и адреналин, и спектакль.... Когда мы с ней познакомились, то решили, что этот проект не должен быть стандартным социальным проектом, где присутствуют бедные несчастные дети. Есть такой отпечаток на детях из групп социального риска, особенно он заметен на лицах детей из детских домов. Нам было важно прийти к такому результату, где очевидно достоинство этих детей. Необходимо было не просто много работать с ними, а очень много, чтобы дети смогли достичь высокого технического уровня в цирковой технике. И это нужно не для того, чтобы утолить какие-то взрослые амбиции, а для того, чтобы дети не вызывали жалости и гордились тем, что они делают.

Читайте ещё:

 

«Шахматы в школе»

 

 

— Какие дети, в вашем понимании, входят в группу социального риска?

— Мы решили для себя, что это дети с ограниченными возможностями, потому что им трудней остальных интегрироваться в общество. Это также дети из многодетных семей, ибо они менее других защищены государством; дети из кризисных и приемных семей, детских домов и интернатов, а так же дети с девиантным поведением (поведение, которое отклоняется от общепринятых социальных норм). К нам приходят иногда социальные психологи и просят взять к себе ребенка, «по которому спецшкола плачет». Для нас такие дети просто бонус, мы их берем с распростертыми объятьями. Бывает, что к нам приводят и так называемых гиперактивных детей. Для нас это качество — не недостаток, а настоящее сокровище. Такие дети бесстрашны, и мы готовы с этим работать.

27-6

На сегодняшний день в проектах «Упсала-цирка» задействовано 60 детей.

— С какими трудностями вы сталкивались в реализации проекта?

— Банальные трудности, с которыми сталкиваются все... Понимаете, когда люди начинают что-то очень важное и нужное, то просто необходимо, чтобы у них было огромное желание и не было денег. Тогда все правильно сложится. Если у них будут деньги, то может и не получиться нужного результата. У нас в самом начале не было ни финансирования, ни контактов, ни команды. Более того, наш цирк был бродячим, и нам долгое время приходилось кочевать из одного здания в другое. Каждый шаг нам приходилось выстраивать очень последовательно, долго и обдуманно. На самом деле каждый этот шаг был отважной историей, которую мы совершили, и таким образом прошли все этапы «взросления». Хотя иногда мне кажется, что мы еще не совсем в зрелом возрасте, но все же движемся в этом направлении. За эти пятнадцать лет наш проект пережил разные этапы. Конечно, говорить о некой стабильности рано, но... На сегодняшний день у нас работает команда настоящих профессионалов, выработана своя методика, есть понимание и осознание педагогики, появился свой стационарный шатер и гастрольный график.

— С какого возраста дети могут попасть в «Упсала-цирк»?

— К нам приходят дети с восьми до восемнадцати лет. На сегодняшний день в наших проектах задействовано 60 детей, с которыми мы шесть раз в неделю по 2-4 часа в день проводим занятия актерским мастерством, акробатикой и пластикой. Мы стараемся всячески заинтересовать ребят. Для группы старших детей есть возможность уехать во Францию на месячную стажировку в Цирковую академию. Но это право могут заслужить только лучшие. Это те, кто не пропускает тренировки и много работает. Более того, внутри нашего цирка существует программа, в которой после четырнадцати лет ребята проходят волонтерство внутри организации, работаяс младшими. Это помогает нашим детям выработать самые правильные человеческие качества. В такие моменты мы присматриваемся к подросткам, видим, у кого из них есть потенциал тренеров. Сейчас мы уже планируем задействовать ребят, у которых хватает компетенции, и в профессиональных спектаклях.

Вообще, многие из детей, которые прошли нашу школу, становятся артистами, тренерами либо уходят в свободное плавание.

— Поддерживаете ли вы связь с выпускниками цирка?

— Дело в том, что наша задача — не воспитать из детей дипломированных специалистов, а изменить сценарий их жизни, заменить своеобразный билет, который выдала им жизнь, родители, школа или общество. Мы хотим помочь ребенку увидеть свои возможности, помочь понять, на что он способен и как все может изменить. Конечно, когда ребенку исполняется восемнадцать, мы не отказываемся от него и не прощаемся. Они могут быть волонтерами и приходить в цирк, помогать нам с другими детьми. Многие из наших ребят сейчас работают самостоятельно, у них есть собственные социальные проекты, и они являются уже нам коллегами.

— Дети, с которыми вы работаете, очень не простые... Тем не менее вы с ними проводите много времени. Скажите, был ли в вашей жизни ребенок, который затронул ваше сердце, но вы вспоминаете о нем с горечью или сожалением?

— Да, я уже пережила подобные моменты в самом начале, когда брала на себя право думать о ком-либо с горечью, обижаясь или расстраиваясь. Сейчас я думаю о том, что каждый человек имеет право на свой выбор жизненного пути. И тот выбор, который он совершает — это ответственность этого человека, а не моя. Я могу дать только то, что могу, и произношу только те слова, которые могу. Далее — выбор за ребенком. Обижаться или горевать непозволительно, потому что это может отразиться на работе с другими детьми. Это не способ защиты, это скорее способ продвижения вперед, понимания и принятия тех ребят, которые к нам приходят такими, какие они есть. Мы не имеем право налагать на детей бремя ответственности за нашу работу и старания.

Но при этом я люблю этих детей и переживаю за них. У нас есть тренер Николай, которому сегодня 23 года. Он к нам пришел 9-летним мальчишкой с улицы, и я видела, как много он над собой работал, чтобы изменить сценарий своей жизни. Он вырос на моих глазах, превратился в мужчину, и у меня огромное к нему уважение. Глядя на него, я понимаю, зачем нужен этот проект.

— Планируете ли вы гастроли в Беларуси?

— Это возможно, но только если нас пригласят... А вообще у нас есть белорусские друзья, довольно известные в России, — кабаре-бэнд «Серебряная свадьба». Они участвовали в постановке циркового спектакля «Приехали». Работать с ними было большим удовольствием для нас. Надеемся, что это будут не единственные наши друзья из Беларуси.

Наталья ТАЛИВИНСКАЯ.

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Выбар саджанца для садавода — той момант, значнасць якога складана пераацаніць.

Культура

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Канцэрт для дзяцей і моладзі, пластычны спектакль Ягора Дружыніна і «Рок-панарама».