Вы тут

Общее решение одной проблемы


Как предпринимателям конкурировать на рынке ЕАЭС

Трудовая деятельность предпринимателей в Беларуси имеет вид синусоидного графика. Несмотря на многие часы диалогов с властью, всегда остаются камни преткновения и нерешенные вопросы, которые потом выливаются в потерю прибыли для всех сторон. В итоге вмешиваться приходится Президенту. «Бизнес должен работать в равных условиях», — твердо сказал глава государства в ходе недавней встречи с предпринимателями. Подробнее о ней и о деятельности предпринимателей на рынке ЕАЭС рассказал председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир Карягин в эксклюзивном интервью для «СЕ».

24-31

Успеть за 9 месяцев

Как отметил Владимир Карягин, встреча с Президентом Александром Лукашенко по Указу №222 «О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами» тщательно готовилась.

— Республиканская конфедерация предпринимательства провела много встреч с предпринимателями и руководителями министерств, постоянно отслеживая изменения в этом вопросе. Мы сторонники развития цивилизационных форм бизнеса. В ходе реализации экономических программ рынок развивается неравномерно. Не все предприниматели успевают адаптироваться. Изменения в законодательстве проходят на фоне различных потрясений экономического характера в СНГ и Европе. Безусловно, это все сказывается на предпринимательской деятельности. В связи с резким падением спроса на промышленные товары индивидуальные предприниматели — плательщики единого налога — не смогли в полной мере реализовать остатки товаров в сроки, установленные указом № 222. Предпринимались такие меры для реализации товарных остатков, как предоставление скидок на 30-50%, реализация в рассрочку, различные акции. Однако вопрос не решился. И сейчас предприниматели столкнулись с высокими налогами. Но мы по-прежнему сторонники защиты потребителя, торговли качественным товаром. В свою очередь для импортеров и производителей продукции также есть проблема сертификации. В Беларуси сегодня существует сертификация не на все виды товаров. В большинстве своем попросту негде провести эту работу. Власть, выслушав все точки зрения, пошла на уступки предпринимателям. Она связана обязательствами в межгосударственных органах ЕАЭС. В силу вступают требования регулирования на уровне 4 стран. Безусловно, все это время отсрочки необходимо использовать, чтобы наладить цепочки товаров, чтобы предприниматель смог ими воспользоваться. Ну и, конечно, у предпринимателей появилось время, чтобы дораспродать свой товар. Есть вопрос по книгам и обуви, которые годами могут не реализовываться, и в этом случае необходимо подумать о поиске гибких решений в виде исключения. Хотя стоит сказать, что Президент Беларуси не первый раз уже прислушался к мнению бизнеса и сейчас у нас есть коридор до 1 января 2016 года.

Придется много работать

Владимир Карягин подчеркнул важность изучения ситуации вокруг условий деятельности предпринимателей в России, где для них создан ряд преференций.

— Там не говорят о продаже несертифицированного товара. Там просто не будет проверок предпринимателей. В годовом послании в декабре 2014 года Владимир Путин объявил об антикризисных мерах поддержки малого бизнеса, которые состоят из 7 пунктов, в том числе на 4 года отсутствие проверок для малой розничной торговли. Также введен мораторий на рост налогов. В Беларуси Александр Лукашенко пошел бизнесу навстречу. Вопрос решен комплексно. Но, подчеркиваю, придется много работать. Индивидуальным предпринимателям нужно подстраиваться под этот процесс. В том числе создавать новые предприятия и осваивать новые виды деятельности, преобразовываться. В это время особенно нужна поддержка государства в налаживании вместе с предпринимателями мелкооптовых баз.

Следует учесть, что большинство предпринимателей, работающих в торговле, а это около 60%, — женщины в возрасте 40-50 лет, у которых есть дети. Многие из них имеют неполные семьи. Им сложно адаптироваться и необходима помощь в переобучении. В Германии, например, созданы специальные курсы, где за деньги правительства обучают предпринимателя, который меняет свою профессию. В Беларуси пока такого нет. Мы, бизнес-ассоциации, готовы этим заниматься и быть партнерами государства в поддержке начинающих предпринимателей и тех, кто меняет профиль своей деятельности.

Повысить белорусский экспорт в 1,5 — 3 раза?

По словам Владимира Карягина, белорусским предприятиям достаточно нелегко на рынках ЕАЭС. Как известно, подписан тысячестраничный договор о создании Евразийского экономического союза. Проходят заседания, где обсуждается, как устранить барьеры при выходе компаний на новые рынки на равных условиях. Но вместе с тем, присутствует и ряд сложностей в регулировании этих процессов.

— Сейчас получена возможность работать в Российской Федерации. С начала этого года мы имеем право представить свою продукцию даже в правительственных закупках России. На эти цели сегодня работает Белорусская универсальная товарная биржа, Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен. Мы также дополнительно сейчас создали Тендерный центр при РКП, потому что в России есть 6000 тендерных площадок, о которых многие даже не знают. И наша задача сегодня помочь предприятиям выйти на них. Наш Тендерный центр позволяет видеть, по каким ценам продавался тот или иной продукт, всех игроков рынка. Благодаря этому создается возможность увереннее работать в условиях ЕАЭС. Но, чтобы выйти на тендеры России, их банковские организации должны лучше знать наши предприятия для обеспечения финансовых ресурсов или предоставления гарантий. В данный момент есть потенциальная возможность повысить белорусский экспорт в ЕАЭС в 1,5 — 3 раза даже при сужающихся рынках. В Беларуси много отраслей, где комплектующие для производства нашей продукции являются инвестиционным импортом. Производственная цепочка в этом случае становится дороже. Ввиду этого правительству необходимо поддерживать конкурентоспособность предприятий и прислушиваться к производителям.

Риск демпинга есть

— В Беларуси эффективного антимонопольного агентства нет. Вернее, у нас присутствует антимонопольный орган — Министерство экономики, но нет того, что есть в России, — Федеральной антимонопольной службы. Там работают 5000 сотрудников, которые изучают ситуацию на конкретных товарных рынках, следят за выполнением правил добросовестной конкуренции и деятельностью монополистов. В Беларусь сегодня может прийти любая крупная зарубежная структура и быстро «задавить» достаточно большое количество предприятий, которые мгновенно станут неконкурентоспособными. Белорусский предприниматель меньше защищен от демпинга на территории Евразийского экономического союза. Также предприниматели сегодня недостаточно активно вовлечены в обсуждение технических регламентов, надеясь на то, что за них все сделают. В таком случае наши интересы могут быть просто проигнорированы и не учтены. В Казахстане и России создана экономика государственно-частного партнерства, где основную роль играет крупный частный капитал, который имеет национальный интерес в продвижении своего производства на рынках товаров и услуг и увеличении прибыли за счет этого. В рамках ЕАЭС подготовлен модельный закон по конкуренции, но должны существовать национальные антимонопольные органы. Предприниматель должен быть более осведомлен, лучше знать общий рынок. На уровне ЕАЭС разрабатываются технические нормы и правила с участием делового сообщества.

Илья КРЫЖЕВИЧ.

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Маладая зеляніна — галоўны памочнік пры вясновым авітамінозе

Маладая зеляніна — галоўны памочнік пры вясновым авітамінозе

Колькі ж каштуе гэты важны кампанент здаровага рацыёну зараз?