Вы тут

Ядерная сделка: кто в выигрыше?


2 апреля 2015 года на идущих уже несколько лет переговорах с Ираном «шестеркой» международных посредников (США, Россия, Великобритания, Франция, Китай и Германия) было наконец достигнуто рамочное соглашение по иранской ядерной программе.

7-33

Напомним, что долгие годы «шестерка», подозревая Тегеран в планах обзавестись собственным ядерным оружием, жестко настаивала на принятии соглашения, которое позволит ведущим державам мира обрести уверенность, что такое оружие у Ирана не появится. Сам Иран уверял, что подобных планов у него нет, а речь идет всего лишь о расширении возможностей по использованию мирного атома, в том числе в медицинских целях.

Чтобы заставить Иран пойти навстречу, западные страны даже ввели очень мощные санкции против Ирана, которые обошлись ему в десятки миллиардов долларов упущенной выгоды.

Китай и Россия не присоединились к сепаратным санкциям Запада против Ирана и участвовали только в санкциях, одобренных Советом безопасности ООН, которые большого ущерба Ирану не наносили. Тем не менее обе страны в переговорах также принимали активное участие, в том числе и для того, чтобы соблюсти собственные интересы. А они у России и КНР достаточно идентичны — для обеих стран Иран выглядит естественным союзником в борьбе против чрезмерного влияния Запада на мировой арене. При этом для Китая важны и обширные иранские газовые и нефтяные ресурсы, в которых он во все большей степени нуждается из-за высоких темпов развития экономики.

Достигнутое соглашение внешне выглядит достаточно унизительно для Ирана. Он должен пойти на многочисленные уступки, чтобы гарантировать отмену западных санкций против своего нефтяного и финансового сектора. Так, он согласился в течение 15 лет не строить новых реакторов на тяжелой воде, полностью отказаться от переработки ядерного топлива или исследований в этой сфере, будет продавать все излишки тяжелой воды на мировом рынке. Тегеран вынужден будет отказаться от всех усовершенствованных моделей центрифуг, оставив из
19 000 ныне существующих только 6 104 самых примитивных, причем только на 5060 из них можно будет обогащать уран в течение следующих 10 лет. Иран также взял на себя обязательство не обогащать уран до концентрации выше 3,67 процента в течение следующих 15 лет. Нынешний объем низкообогащенного урана в 10 000 кг будет сокращен до 300 кг и Иран не сможет иметь большие запасы в течение
15 лет.

МАГАТЭ будет иметь постоянный доступ ко всем ядерным объектам Ирана, в том числе к объектам по обогащению в Натанзе и к бывшему объекту по обогащению урана в Фордо, в том числе с использованием самых современных технологий мониторинга. Иран согласился присоединиться к дополнительному протоколу МАГАТЭ, обеспечивая МАГАТЭ более широкий доступ к информации о ядерной программе Ирана. Заводы Ирана по производству центрифуг будут заморожены и станут объектом постоянного контроля. Иран согласился перепроектировать и перестроить исследовательский реактор на тяжелой воде в Араке на основе дизайна, который не позволит производить оружейный плутоний.

Почему же Иран пошел на эти и другие достаточно серьезные уступки? Во-первых, нельзя забывать о постоянном ущербе, который иранская экономика несла от серьезнейших санкций. Во-вторых, с точки зрения роста могущества Ирана для него сейчас имеет значение не ядерное оружие, а искусное использование сложившейся в регионе чрезвычайно выгодной для него ситуации. Традиционный соперник Ирана — Ирак, ставший к тому же после военного вмешательства США на долгие годы оплотом американского присутствия на границе Ирана, теперь фактически выведен из игры, треть его территории захвачена боевиками самопровозглашенного Исламского государства, что позволяет Ирану свободнее себя чувствовать.

Выгодно Тегерану и то, что в марте 2015 года Йемен с 25 миллионами населения оказался захвачен проирански настроенными хоуситами. В результате второй важнейший конкурент Тегерана — Саудовская Аравия — оказался фактически под серьезнейшим давлением с двух сторон. С одной стороны на Саудовскую Аравию оказывает давление Исламское государство, с другой — настроенный в пользу Ирана Йемен.

Третий конкурент Ирана, тоже прозападный, как и предыдущие два, — Турция — также испытывает серьезные проблемы как с воюющей Сирией, так и с дестабилизированным Ираком. Фактически Исламское государство подошло вплотную к границам Турции на территории как Сирии, так и Ирака.

Все хуже ситуация складывается и для Израиля, поскольку в регионе с каждым годом увеличивается концентрация террористов, настроенных резко антиизраильски.

Таким образом, ситуация в регионе сложилась для Ирана выгодная, но чтобы воспользоваться удачной геополитической ситуацией, Тегерану нужны серьезные деньги, которые появятся только после снятия западных санкций. Используя дополнительные финансовые ресурсы, Тегеран сможет приобрести намного большее влияние в регионе, чем в случае приобретения ядерного оружия. Тем более что американская экономика понесла такие огромные затраты из-за вторжений в Ирак и Афганистан (как минимум три-четыре триллиона долларов), что помыслить о вторжении в Иран ни Обама, ни будущий американский президент уже будут не в состоянии, если Тегеран будет вести себя достаточно осторожно.

Что касается интересов Беларуси, то санкции против Ирана серьезно ударили по возможностям развития нами торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества с этой страной. Их предстоящая отмена создаст для Беларуси больше возможностей по диверсификации белорусского экспорта и привлечению новых инвестиций в экономику.

Сергей КИЗИМА.

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Выбар саджанца для садавода — той момант, значнасць якога складана пераацаніць.

Культура

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Канцэрт для дзяцей і моладзі, пластычны спектакль Ягора Дружыніна і «Рок-панарама».