Вы тут

Академическая мобильность


В евразийском образовательном пространстве.

Сопоставимость подходов в сфере образования является залогом формирования единого образовательного пространства Евразийского экономического союза. Она достигается на основе единых механизмов оценки знаний и навыков, сближения моделей учебных процессов, применения единых характеристик для описания учебных курсов, а также интеграции их модульной структуры. Обмен опытом между учреждениями образования в странах ЕАЭС регулируют соответствующие государственные программы, к примеру, в Республике Беларусь — Государственная программа развития высшего образования на 2011-2015 годы.

[caption id="attachment_87804" align="alignnone" width="400"]16-14

16-14

 Де­кан ФМБК БГЭУ На­талья По­пок — координатор меж­ду­на­род­но­го об­ра­зо­ва­тель­но­го про­ек­та «La MANCHE».[/caption]

 

Индивидуальная траектория

Понятие академической мобильности закреплено в нормативно-правовых документах Беларуси, Казахстана, России и Таджикистана, но пока отсутствует в Кыргызстане. Оно предполагает международный обмен обучающимися и педагогическими работниками. Академическую мобильность обеспечивают международные программы, международные договоры, а также договоры, заключаемые между учреждениями образования разных стран. Это развивает возможности их оптимального взаимодействия за счет сопоставимости и взаимного признания. На сайте Евразийского экономического сообщества эксперты в области образования подчеркивают, что студенты, исследователи и преподаватели, участвуя в программах академической мобильности, получают доступ к более качественным образовательным и исследовательским программам и возвращаются в страну пребывания с новым багажом знаний.

Академическая мобильность позволяет формировать качественно новые кадры, способные занять достойное место на рынке труда ЕАЭС. В результате для ВУЗов создаются новые возможности эффективной конкуренции и взаимодействия, для студентов становится возможным выбор индивидуальной образовательной траектории. Для преподавателей и ученых академическая мобильность открывает перспективы сотрудничества в области образования и науки, а государства имеют больше возможностей для модернизации системы образования, интенсификации внедрения новых технологий.

Управление изменениями

На состоявшейся недавно на базе Белорусского государственного экономического университета национальной конференции «Руководство и управление изменениями в сфере высшего образования» как раз обсуждались модели интенсификации академической мобильности евразийского образовательного пространства. Конференция стала итогом реализации проекта «La MANCHE» в рамках международной программы TEMPUS ІV. В нем принимали участие 29 ВУЗов и учреждений из целого ряда стран, в том числе Болгарии, Греции, Франции, Португалии, Великобритании, Армении, Грузии, Молдовы, Украины, Беларуси. Кроме представителей белорусских ВУЗов, в ходе конференции своим опытом делились эксперты из Великобритании и Болгарии.

Проект «La MANCHE» направлен на модернизацию систем высшего образования с помощью наращивания управленческого потенциала в ВУЗах стран-участников. Локомотивом его реализации стал факультет международных бизнес-коммуникаций (ФМБК) БГЭУ, декан которого Наталья Попок является координатором проекта. Данный факультет задает тон академической мобильности в ВУЗе и в этом смысле представляет собой пример для подражания для других учреждений образования нашей страны.

ФМБК поддерживает прочные культурно-образовательные связи с посольствами Великобритании, Венесуэлы, Ирана, КНР, Кубы, США, Турции, а также с Германской службой академических обменов. Подписано более десяти договоров о сотрудничестве с партнерами из Великобритании, Венесуэлы, Германии, Испании, Италии, Португалии, России, Украины, Франции, Японии. Здесь функционируют Центр ирановедения и изучения персидского языка, кабинет Конфуция, недавно начал работу единственный в Беларуси Центр латино-
американских исследований, обучаются студенты из 8 иностранных государств.

Декан ФМБК Наталья Попок отметила в ходе прошедшей конференции, что участие в программах академической мобильности содействует вузовской интеграции в общеевропейское образовательное пространство и развитию адаптированной к местным условиям стратегии управления изменениями в сфере высшего образования. Как отмечают эксперты, в Беларуси преобладают франчайзинговые программы в области академических обменов, предполагающие передачу одним университетом другому права реализации своей образовательной программы. При этом на совместные образовательные программы распространяется действие всех требований национального законодательства в сфере лицензирования и аккредитации.

16-20

16-20

 

Наибольшее распространение в нашей стране получили совместные образовательные программы в сфере экономики, инженерии, юриспруденции, менеджмента, филологии. Ежегодно более 1500 студентов из Беларуси выезжают для обучения (сроком до одного года) в университеты Германии, России, Великобритании, Польши, Украины, Франции, Швеции, Китая, Италии, Нидерландов и других стран.

Кредитная технология

Академическая мобильность становится неотъемлемой частью системы образования государств — членов ЕАЭС, по целому ряду параметров в этом направлении лидирует Казахстан. Здесь структура образования приведена в соответствие с Международной стандартной классификацией образования. В 2002 году внедрена кредитная технология обучения и введена трехуровневая подготовка специалистов: бакалавр — магистр — доктор PhD.

Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011—2020 годы предусмотрено выполнение обязательных рекомендательных параметров в рамках Болонского процесса, в который, кстати, недавно вступила и Республика Беларусь. Согласно программе, в целях развития академической мобильности казахские студенты могут обучаться за рубежом не менее одного академического периода, в том числе за счет международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак». Для этого разработана специальная система перезачета кредитов по типу ECTS — европейской системы перевода кредитов. Все дисциплины, освоенные за рубежом, перезачитываются в своем ВУЗе.

Казахские эксперты предлагают ряд рекомендаций в сфере развития академической мобильности евразийского образовательного пространства. Во-первых, необходимо создавать условия для прохождения стажировок молодыми учеными в ведущих научных центрах ЕАЭС и широкого проведения совместных научных исследований. Во-вторых, следует сформировать консорциум ВУЗов для реализации совместного проекта об обмене обучающимися и преподавателями на безвозмездной основе. При этом оплата обучения, стажировки и проживания производится за счет принимающей стороны, а оплата командировочных и стипендий — за счет отправляющей стороны. В-третьих, неплохо было бы проводить занятия в режиме on-lіne с зарубежными открытыми университетами по дистанционной технологии обучения и создать информационно-образовательный портал, поддерживающий академическую мобильность между странами ЕАЭС.

Развитие механизмов и форм поддержки академической мобильности сегодня определяется формированием современных образовательных программ развития профессиональных, коммуникационных, лингвистических, общекультурных и иных компетенций, расширением участия ВУЗов ЕАЭС в процессах региональной интеграции в Европе и Азии. Это предполагает жесткую конкуренцию образовательных систем и высших учебных заведений на глобальном рынке образовательных услуг. От успеха в этой конкуренции во многом зависит будущее Евразийского экономического союза.

Лев Николайчук

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Даведаліся, колькі каштуе букет на 8 Сакавіка

Даведаліся, колькі каштуе букет на 8 Сакавіка

Ці прынята ў нас дарыць «мільён алых руж» каханай?

Грамадства

Чым прыцягвае чытачоў часопіс «Алеся»?

Чым прыцягвае чытачоў часопіс «Алеся»?

Размова з галоўным рэдактарам Ларысай Ракоўскай.

Грамадства

Анатомія мезальянсу. Чаму няроўныя шлюбы былі, ёсць, будуць?

Анатомія мезальянсу. Чаму няроўныя шлюбы былі, ёсць, будуць?

Любоўных гісторый, якія прыцягваюць павышаную ўвагу грамадства, нямала.

У свеце

Каменданцкія часы. Чым падаграецца глабальная пратэсная хваля?

Каменданцкія часы. Чым падаграецца глабальная пратэсная хваля?

Людзі стаміліся ад лакдаўну і беспрацоўя і выходзяць на пратэсты, а надзея перамагчы пандэмію ўсеагульнай вакцынацыяй, падобна, растае на вачах: прэпараты па-ранейшаму недаступныя ўсім ахвотным і ў найбліжэйшы час сітуацыя наўрад ці зменіцца.