Вы тут

Какие они, современные цыгане?


Скорее всего, при упоминании об этом народе вы сразу представите себе кибитки, костры, красавиц в длинных юбках, с монистами и бубнами, лошадей и усатых мужчин в цветных рубашках. Но не фантазия ли все это? XXІ век изменил практически все.

Как же современность повлияла на цыган?

[caption id="attachment_90664" align="alignnone" width="600"]7-3 Цыганский ансамбль "Дэвлалэ".[/caption]

Кибитки стали историей

Не так давно Белорусская цыганская диаспора совместно с Республиканским центром национальных культур организовала круглый стол — презентацию, где участникам — представителям общественных организаций, государственных структур — рассказали о жизни этого народа в нашей стране.

Олег Козловский, председатель Белорусской цыганской диаспоры, рассказал, что первое упоминание о его народе на территории нашей страны датируется 1501 годом, когда цыганский вожак Василь получил охранную грамоту от литовского князя Александра Казимировича. Олег Козловский сделал акцент на сущности цыганского флага, который состоит из зеленой и голубой полос: первая символизирует единство цыган с землей, вторая — их близость к небу. Колесо, изображенное на флаге, символизирует дорогу и свободную жизнь.

Сегодня цыгане, живущие на территории нашей страны, ведут оседлую жизнь. Кибитки, ночлег под открытым небом, переезды с места на место — все это ушло в прошлое. Еще в ХVІІ столетии руководство Речи Посполитой сделало попытку приучить цыган к оседлому образу жизни и дало им определенные полномочия. Избираемые представители назывались цыганскими королями и наделялись неограниченной властью над цыганами. Наиболее известной была цыганская община в Мире, где правил цыганский король Ян Марцинкевич. В те годы в этом местечке цыгане построили суконную, полотняную и шубную мануфактуры.

Тем не менее образ жизни большинства цыган в течение столетий практически не менялся. Летом они кочевали, зимой просились на постой в деревни. Местом сбора цыган были ярмарки, больше всего они любили собираться в Зельве, Ветке, Витебске, Гомеле, Хальче. Правительство же регулярно принимало определенные меры, чтобы все-таки приучить цыган к оседлости.

В 1927 году, например, в Витебском районе был основан первый в СССР цыганский колхоз «Новая жизнь», вскоре после этого похожий колхоз был создан и в Жлобинском районе. В 1930-е годы в Витебске действовала семилетняя цыганская школа.

В годы Великой Отечественной войны фашисты жестоко уничтожали цыган, поэтому многие из них сбегали в леса к партизанам. Настоящий же конец кочевой жизни уже в советский период положил принятый в 1956 году Указ Президиума Верховного Совета «О приобщении к труду цыган, которые занимаются бродяжничеством». Однако они все равно стремились поселиться вместе. В результате местами компактного поселения цыган в Беларуси стали Северный поселок в Заводском районе Минска, поселок Колодищи в Минском районе и микрорайон Титовка в Бобруйске.

Творческая натура — особенность цыган

— Если сравнивать белорусских цыган с европейскими, то наши отличаются тем, что ведут оседлый образ жизни, — подтвердил Михаил Рыбаков, директор Республиканского центра национальных культур. — Больше всего белорусских цыган в тех местах, где есть их национальные организации. Там и отношение к ним со стороны общества совсем иное. В таких местах о цыганах складывается мнение непосредственно на основании опыта взаимодействия с ними, а не на основании различных распространенных слухов. Наиболее интересным примером этого являются Ошмяны. Там более 90% цыганского населения трудоустроено, примерно такой же процент цыганских детей посещает школу. Таким образом, основные проблемные моменты — безработица и бродяжничество — там решены.

Как правило, из-за того, что цыганские дети имеют достаточно специфическое воспитание, им сложно учиться в школе. Они не сидят спокойно на уроках, как результат — не успевают за программой, бросают школу, из-за этого не могут продолжить образование и претендовать на рабочее место с высоким окладом. Круг замыкается.

— Эта проблема постепенно решается, — отметил Михаил Рыбаков. — Цыгане становятся все более образованными и социально адаптированными. Хочется отметить такой момент: цыгане достаточно активно и интересно проявляют себя в культурной сфере. Это их национальная особенность — песни, танцы передаются из поколения в поколение. Поэтому за цыганами твердо закреплен имидж творческих людей. В нашей стране есть много цыганских ансамблей, индивидуальных исполнителей, которые участвуют в культурных мероприятиях и регионального уровня, и республиканского.

Специализированные школы не нужны

Из-за того, что цыганские дети не очень хорошо посещают школу, еще в конце 80-х — в 90-е годы возникла инициатива создать для них отдельную школу. Предлагалось также, чтобы такая школа строилась в районе станции метро «Могилевская» в Минске — там проживает достаточно много цыган. Но, как считает Михаил Рыбаков, такая инициатива сегодня не очень актуальна:

— Специализированных школ для цыган у нас нет. Они, кстати, сами заявляют, что не хотят иметь отдельных школ, ведь из-за этого цыгане выделятся в отдельную группу и будут изолированы от общества. Такие попытки уже были в Европе, и наши цыгане этого не одобряют: они считают, что все национальности в обществе должны жить и работать вместе. Цыганский язык сохраняется в семьях, этого достаточно. Тем не менее, в местах компактного проживания есть школы, где большинство детей — цыганские. Одна из таких школ есть в Бобруйске, там примерно 90% учащихся — дети цыган. Образовательная программа там такая же, как и в других школах страны.

Есть образованные, а есть — бродячие

В России цыгане также начали жить оседло после вышеупомянутого Указа Президиума Верховного Совета СССР.

Сегодня, по официальным данным, в соседней стране насчитывается около двухсот тысяч цыган, по неофициальным — примерно 250 тысяч. Многие из них смогли интегрироваться в общество и найти себе дело по душе. Например, на казацком хуторе Трудобеликовский в Краснодарском крае из 13 тысяч населения пять тысяч — цыгане. Есть ферма, которая включает 220 га земли, руководит ею цыган, агроном по образованию. Там заняты все цыгане общины. Есть также много цыган, которые получили образование и стали врачами, учителями, инженерами...

В России много и так называемых «бродячих» цыган. В 90-е годы с развалом Советского Союза многие представители этого народа, которые раньше работали на фабриках или в колхозах, потеряли работу. Они стали перебиваться случайными заработками, однако если в поселении жило большое количество рома, то возможностей заработать, соответственно, становилось меньше. Так возник феномен «вторичного кочевья»: из небольших поселков Закарпатья, Молдовы цыгане семьями отправлялись в большие российские города: Москву, Санкт-Петербург. Селились вместе — строили из жердей, пленки, фанеры дома-будки, которые стали для них вариацией кибиток. Жили и сейчас живут на те деньги, которые получают от случайных заработков, гадания и попрошайничества.

«Свои» и приезжие

Как и в России, в Казахстане есть «свои» цыгане — коренные, и иммигранты. В 2011 году казахские цыгане объявили о своем желании вступить в Ассамблею народа Казахстана, консультативно-совещательный орган при Президенте этой страны. С предложением объединиться и вступить в организацию в качестве самостоятельного этноса выступили представители нации из города Актобе. Однако пока что Ассамблея только сотрудничает с цыганами, которые с удовольствием выступают с творческими номерами на культурных мероприятиях. Причина, почему представителей этого народа нет в Ассамблее, — в разрозненности цыган. В Казахстане у них нет лидера, который мог бы представлять их интересы на таком высоком уровне.

В то же время значительную массу цыган в Казахстане составляют люли, представители одной из восточных ветвей цыган, — это иммигранты из Узбекистана и Таджикистана. Возможность больше заработать заставляет люли из Центральной Азии приезжать в теплое время года в Казахстан.

Надежда ЮШКЕВИЧ

Фо­то devlale.ru

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Маладая зеляніна — галоўны памочнік пры вясновым авітамінозе

Маладая зеляніна — галоўны памочнік пры вясновым авітамінозе

Колькі ж каштуе гэты важны кампанент здаровага рацыёну зараз?